г. Ессентуки |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А63-20948/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Транстур" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.08.2022 по делу N А63-20948/2021 (судья Карпель В.Л.) по исковому заявлению Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (ОГРН 1037739118317, г. Москва) к обществу с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Транстур" (ОГРН 1062635129765, г. Ставрополь) о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ставрополь-Транстур" (далее - Общество) о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок: серии МТРФ N 002017 дата выдачи 10.05.2018, регистрационный номер маршрута 26.77.015, АС г. Ставрополь (ЖДВ) - АС "Красногвардейская" (далее-свидетельство серии МТРФ N 002017); серии МТРФ N 005514 дата выдачи 27.08.2020, регистрационный номер маршрута 26.77.029, Ставропольская автостанция N 1- Международный автовокзал "Саларьево" (далее - свидетельство серии МТРФ N 005514); серии МТРФ N 005756 дата выдачи 16.11.2020, регистрационный номер 26.77.035, Ставропольская автостанция N 1- Международный автовокзал "Саларьево" (далее- свидетельство серии МТРФ N 005756); серии, МТРФ N 005757 дата выдачи 16.11.2020, регистрационный номер 26.77.036, Ставропольская автостанция N 1- Международный автовокзал "Саларьево" (далее - свидетельство серии МТРФ N 005757).
Решением суда от 11.08.2022 заявленные требования Учреждения удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Учреждения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Общество и Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества и Учреждения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество имеет свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок: серии МТРФ N 002017 (регистрационный номер маршрута 26.77.015), МТРФ N 005514 (регистрационный номер маршрута 26.77.029), МТРФ N 005756 (регистрационный номер маршрута 26.77.035) и МТРФ N 005757 (регистрационный номер маршрута 26.77.036).
Непредставление Предпринимателем ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок, непредставление заявлений об изменении маршрутов, послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия свидетельств.
Принимая решение об удовлетворении заявления Учреждения, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок; непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 Закона N 220-ФЗ, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок (часть 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Материалами дела подтверждается, что Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ по представлению в уполномоченный орган отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту 23.77.015 за 2-4 кварталы 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года, 1-3 кварталы 2021 года, по маршруту 23.77.029 за 3-4 кварталы 2020 года, 1-3 кварталы 2021 года, по маршруту 23.77.035 за 4 квартал 2020 года, 1- 3 кварталы 2021 года, по маршруту 23.77.036 за 4 квартал 2020 года, 1-3 кварталы 2021 года.
Направление ежеквартальных отчетов об осуществлении перевозок по вышеуказанным маршрутам в адрес уполномоченного органа 28.01.2022, 11.02.2022, т.е. после обращения Учреждения в арбитражный суд с заявленными требованиями не является надлежащим исполнением требований части 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ ввиду нарушения сроков, установленных Приказом N 367.
Ежеквартальные отчеты в течение 2018 и 2020 годов неоднократно не были направлены Обществом в уполномоченный орган в установленные сроки.
В части непредставления Обществом заявлений об изменении маршрутов 26.77.015, 26.77.029, 26.77.035, 26.77.036, установлено следующее.
На основании части 13 статьи 4 Закона N 220-ФЗ в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог постановлением Правительства города Москвы от 17.12.2015 N 895-ПП "Об установлении в границах города Москвы остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок_", с изменениями согласно постановлению Правительства города Москвы от 03.11.2020 N 1888-П, утвержден перечень остановочных пунктов в границах города Москвы, которые разрешается использовать в качестве начальных и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Уведомление о принятии постановления N 1888-П размещено на сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти mintrans.ru 06.11.2020.
Постановлением N 1888-ПП изменены пути подъезда к расположенному на территории города Москвы остановочному пункту "Международный автовокзал "Саларьево". Остановочный пункт "АС "Красногвардейская", расположенный на территории города Москвы, не входит в перечень остановочных пунктов в границах города Москвы, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Таким образом, указанные в реестре и приложении к свидетельству МТРФ-002017 сведения о конечном остановочном пункте, не соответствуют постановлению N 1888-ПП.
Остановочный пункт "Международный автовокзал "Саларьево" является конечным остановочным пунктом маршрута с регистрационными номерами 26.77.029, 26.77.035, 26.77.036. Таким образом, указанные в реестре и приложении к свидетельствам МТРФ-005514, МТРФ-005756, МТРФ-005757 сведения о пути подъезда и выезда от конечного остановочного пункта, не соответствуют постановлению N 1888-ПП.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона N 220-ФЗ если включенные в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок автовокзал, автостанция или пути подъезда к ним не соответствуют требованиям нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусмотренным частью 13 статьи 4 Закона N 220-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по данному маршруту, обязаны представить заявление об изменении данного маршрута в целях приведения его в соответствие с этими требованиями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о принятии указанного нормативного правового акта.
Общество не представило заявления об изменении маршрутов 26.77.015 и 26.77.029.
Заявления об изменении маршрутов 26.77.035 и 26.77.036 представлены Обществом по истечении 11 месяцев от установленного частью 15 статьи 4 Закона N 220-ФЗ срока. Кроме того, как следует из пояснений Учреждения, данные заявления Общества были возвращены в связи с их несоответствием части 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ.
На основании части 2 статьи 4 Закона N 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества (далее - перевозчик), предложившие изменить маршрут, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 2 статьи 5 Закона N 220-ФЗ.
В целях реализации части 6 статьи 5 Закона N 220-ФЗ Приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 333 "Об утверждении формы заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок" (далее - Приказ N 333), с изменениями согласно приказов Минтранса России от 09.11.2016, N 341, от 26.10.2017 N 461, от 04.05.2018 N 171, утверждена форма заявления об установлении или изменении маршрута.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ Приказом Минтранса России от 24.01.2018 N 27 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ" (далее - Приказ N 27) установлены значения минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона N 220-ФЗ.
Перечень обстоятельств, при наличии которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении маршрута определен частью 1 статьи 6 Закона N 220-ФЗ.
29.11.2021 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.036 (вх. N 03-06/2021/6659). В планируемом расписании данного заявления минимальная разница между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов с ранее установленными маршрутами не соответствовала значениям, установленным Приказом N 27 и предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ согласования к заявлению приложены не были, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ оно было возвращено Обществу письмом от 30.11.2021 (исх. N 03-061/6455) с разъяснениями причины возврата.
30.11.2021 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2021/6699). В планируемом расписании данного заявления минимальная разница между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов с ранее установленными маршрутами не соответствовала значениям, установленным Приказом N 27 и предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ согласования к заявлению приложены не были, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ оно было возвращено ответчику письмом от 01.12.2021 (исх. N 03-061/6500) с разъяснениями причины возврата.
15.12.2021 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.036 (вх. N 03-06/2021/7043). Также 15.12.2021 поступило заявление об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2021/7044). В планируемом расписании указанных заявлений минимальная разница между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов с ранее установленными маршрутами не соответствовала значениям, установленным Приказом N 27 и предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона N 220-ФЗ согласования к заявлениями приложены не были, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ данные заявления были возвращены Обществу письмом от 21.12.2021 (исх. N 03-061/6937) с разъяснениями причины возврата.
10.01.2022 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2022/24). Указанные в заявлении сведения не соответствовали требованиям Приказа N 333 и Постановления N 1888-ПП, в связи с чем на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ заявление было возвращено письмом от 13.01.2022 (исх. N 03-061/206) с разъяснениями причины возврата.
17.01.2022 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2022/178). Указанные в данном заявлении сведения не соответствовали требованиям Приказа N 333 и Постановления N 1888-ПП, в связи с чем, на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ заявление было возвращено уполномоченным органом письмом от 21.01.2022 (исх. N 03-061/288) с разъяснениями причины возврата.
27.01.2022 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2022/445). Указанные в данном заявлении сведения не соответствовали требованиям Приказа N 333, в связи с чем, на основании части 4 статьи 4 Закона N 220-ФЗ, оно было возвращено уполномоченным органом письмом от 07.02.2022 (исх. N 03-061/705) с разъяснениями причины возврата.
03.03.2022 в Учреждение поступило заявление Общества об изменении маршрута 26.77.035 (вх. N 03-06/2022/1185). В настоящее время данное заявление согласно части 2 статьи 6 Закона N 220-ФЗ направлено в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых данный маршрут проходит по улицам либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения (копии извещений от 10.03.2022 приложены в материалы дела).
С учетом изложенных обстоятельств, соответствующая обязанность на момент рассмотрения спора Обществом не исполнена, нарушения не устранены, маршруты 26.77.015, 26.77.029, 26.77.035, 26.77.036 не приведены в соответствие с постановлением N 1888-ПП, указанные Обществом в реестре и приложениях к свидетельствам об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок МТРФ-002017, МТРФ-005514, МТРФ-005756, МТРФ-005757 не соответствуют постановлению N 1888-ПП. Материалами дела подтверждается неисполнение Обществом возложенных на него обязанностей по своевременному исполнению нормативных актов в области пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Законом N 220-ФЗ предусмотрена возможность ограничения прав недобросовестных перевозчиков на осуществление перевозок граждан и багажа путем прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок соответственно по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок на основании решения суда, в случаях их недобросовестного поведения по основаниям, предусмотренным в Федеральных законах и в законах субъектов Российской Федерации.
Указанные положения закона направлены, в первую очередь, на защиту прав и интересов слабой стороны договора перевозки - граждан, а также на обеспечение для них безопасных, комфортных и предсказуемых (в частности, по регламентации времени отправления и прибытия транспортных средств) условий перевозок по соответствующим маршрутам. Для достижения указанной цели еще на стадии отбора перевозчика, Законом N 220-ФЗ установлена обязательность проведения процедуры конкурса для предоставления права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, а также установлены требования, которым должен соответствовать перевозчик (статьи 21, 23 Закона N 220-ФЗ).
Несвоевременное предоставление ежеквартальных отчетов, а также невнесение изменений маршрутов создает препятствие уполномоченному органу (Учреждению) в реализации контрольно-надзорных функций в отношении исполнения перевозчиком (Обществом) установленного расписания маршрута и принятию решений в рамках своих полномочий.
Негативные последствия допущенных нарушений позволяют суду применить такую меру административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Интересы Общества при наличии систематических нарушений условий свидетельств, не могут и не должны ущемлять интересы неопределенного круга лиц, граждан-участников договора перевозки с предпринимателем.
Прекращение действия свидетельств по основаниям, предусмотренным Законом N 220-ФЗ, лишает права Общество на осуществление перевозки по маршрутам 26.77.015, 26.77.029, 26.77.035, 26.77.036, но не лишает права на осуществление перевозок по иным маршрутам.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для прекращения действий свидетельств Общества на осуществление пассажирских перевозок.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены, при установленных фактических обстоятельствах не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Ссылки на судебную практику по другим делам во внимание не принимаются, поскольку выводы судов основывались на иных обстоятельствах, других доказательствах, при ином порядке доказывания.
Доводы Общества об отсутствии оснований для прекращения действия свидетельства как крайней меры административного воздействия, также подлежат отклонению.
Законом N 220-ФЗ предусмотрена возможность ограничения прав недобросовестных перевозчиков на осуществление перевозок граждан и багажа путем прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок соответственно по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок на основании решения суда, в случаях их недобросовестного поведения по основаниям, предусмотренным в Федеральных законах и в законах субъектов Российской Федерации.
Указанные положения закона направлены, в первую очередь, на защиту прав и интересов слабой стороны договора перевозки - граждан, а также на обеспечение для них безопасных, комфортных и предсказуемых (в частности, по регламентации времени отправления и прибытия транспортных средств) условий перевозок по соответствующим маршрутам. Для достижения указанной цели еще на стадии отбора перевозчика, Законом N 220-ФЗ установлена обязательность проведения процедуры конкурса для предоставления права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, а также установлены требования, которым должен соответствовать перевозчик (статьи 21, 23 Закона N 220-ФЗ).
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.08.2022 по делу N А63-20948/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-20948/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АГЕНТСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Ответчик: ООО "СТАВРОПОЛЬ-ТРАНСТУР"