г. Вологда |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А05-6306/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Фудулы А.В. по доверенности от 23.12.2021 N 275,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2022 года по делу N А05-6306/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество, ПАО "Россети Северо-Запад") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, квартира 142; далее - управление, УФАС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2022 по делу об административном правонарушении N 029/04/9.21-339/202 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фурсова Ирина Александровна (место жительства: 164901, Архангельская область, город Няндома).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2022 года по делу N А05-6306/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Северо-Запад" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в совершенном им деянии события административного правонарушения, на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также на наличие обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
УФАС и Фурсова И.А. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением поступившего обращения Фурсовой И.А. от 27.09.2021 управлением установлено, что указанное лицо 09.11.2020 направило в адрес общества (прежнее наименование - ПАО "МРСК Северо-Запад") заявку на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств для энергоснабжения объекта - жилого дома (дополнительных электроприемников), расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, деревня Верхние Валдушки, дом 15, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт, в том числе увеличение максимальной мощности на 12 кВт, с изменением требуемого класса напряжения на 0,4 кВ.
По результатам рассмотрения указанной заявки обществом и Фурсовой И.А. подписаны типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя.
Неотъемлемым приложением к типовым условиям договора являются технические условия от 13.11.2020 N СПБ80-16014А/20-001 (далее - ТУ).
Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению (далее - ТП) согласно пункту 12 ТУ составляет 12 месяцев.
Согласно пункту 19 ТУ, договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям сетевой организации считается заключенным со дня оплаты заявителем счета, выставленным в личном кабинете заявителя.
Оплата за ТП произведена платежным поручением от 23.12.2020 N 30, таким образом, договор считается заключенным с 23.12.2020.
В ходе рассмотрения поступившего обращения управлением также установлено, что согласно пункту 3 ТУ максимальная мощность присоединяемых электроустановок Фурсовой И.А. составляет 15 кВт, в том числе:
максимальная мощность ранее присоединенных электроустановок заявителя 3 кВт,
максимальная мощность вновь присоединяемых электроустановок заявителя 12 кВт.
Согласно пунктам 4 и 5 ТУ категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0,4 кВт.
Принимая во внимание соответствие характеристик подключаемого объекта положениям абзаца седьмого подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), административный орган пришел к выводу о том, что общество необоснованно в ТУ установило срок осуществления ТП - 12 месяцев (до 23.12.2021), поскольку в соответствии с абзацем седьмым подпункта "б" пункта 16 этих Правил срок выполнения мероприятий по техприсоединению в договоре должен быть установлен - 6 месяцев (до 23.06.2021).
Кроме того установлено, что по состоянию на 23.06.2021 мероприятия по ТП объектов обществом не выполнены.
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, управление вынесло определение от 18.04.2022 о возбуждении в отношении ПАО "Россети Северо-Запад" дела об административном правонарушении N 029/04/9.21-339/2022.
По итогам проведения административного расследования управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.05.2022 N 02-05С-1749, а также вынесено постановление от 27.05.2022 по делу N 029/04/9.21-339/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Общество, предоставляющее услуги по передаче электрической энергии, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу третьему части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 3 этих Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 13 (3), 13 (5), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 16 Правил N 861 договор технологического присоединения должен содержать существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (абзац седьмой подпункта "б").
Установление иных более продолжительных сроков ТП законодательством не предусмотрено.
Соответствие энергопринимающего устройства Фурсовой И.А. требованиям абзаца седьмого подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 подателем жалобы не оспаривается.
Вместе с тем, заявитель указывает на то, что установление длительного срока (12 месяцев) для ТП вызвано необходимостью реконструкции интеллектуальной системы учета электроэнергии.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку в ТУ такие мероприятия не предусмотрены; пункт 16 Правил N 861 такого условия, влияющего на срок ТП, также не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает вывод управления о необоснованном установлении обществом в ТУ, подписанных Фурсовой И.А., срока осуществления ТП - 12 месяцев (до 23.12.2021), что не соответствует абзацу седьмому подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Согласно приведенной норме, ТП энергопринимающего устройства, принадлежащего Фурсовой И.А. должно было быть выполнено не позднее 6 месяцев с даты заключения договора, а именно не позднее 23.06.2021.
Вместе с тем, мероприятия по ТП к электрическим сетям объекта, принадлежащего Фурсовой И.А., в указанный срок обществом не осуществлены, акт о выполнении технических условий датирован 18.11.2021.
Несоблюдение предельных сроков ТП для соответствующих категорий заявителей, также является нарушением статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктов 16, 16.3 Правил N 861.
Факт нарушения обществом предельного срока ТП надлежаще подтвержден материалами дела и по существу обществом не отрицается.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вопреки доводам подателя жалобы, доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Ранее постановлениями управления от 18.09.2020 N 029/04/9.21-867/2020 и от 20.02.2021 N 053/04/9.2-46/2021 общество привлекалось к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Назначенные обществу штрафы уплачены заявителем 20.07.2021 и 04.06.2021 соответственно.
Ссылка на указанные обстоятельства отражена в протоколе об административном правонарушении от 11.05.2022 N 02-05с/1759, а также в постановлении от 27.05.2022 N 029/04/9.21-339/2022.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отклоняются коллегией судей как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об естественных монополиях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
На дату вынесения УФАС постановления установленный годичный срок давности за нарушении срока выполнения мероприятий по ТП к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя не истек.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Такие исключительные случаи по настоящему делу не установлены.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу ниже санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принципа соразмерности назначенного штрафа совершенному административному правонарушению.
Правовых оснований для дополнительного уменьшения суммы штрафа, примененной контролирующим органом, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Примененным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2022 года по делу N А05-6306/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6306/2022
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Фурсова Ирина Александровна