г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-31322/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Бугорской Н.А., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: Литвиновой А.А. по доверенности от 26.01.2024,
- от ответчика: Горбачевской О.О. по доверенности от 01.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-43918/2023) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2023 по делу N А56-31322/2023,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района"
о возмещении расходов на установку прибора учета,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 431 890,56 руб. задолженности в виде расходов на установку общедомовых узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), а также 35 108,74 руб. процентов за рассрочку и 22 885,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по 01.01.2023.
Решением суда от 30.11.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Полагает, что судом не принято во внимание то, что многоквартирные дома, расположенные по ул. Киевская, д. 12, 14А, 16А; по ул. Смоленская, д. 1, 5, имели теплопотребление менее 0,2 Гкал, ввиду чего установка УУТЭ до 01.07.2013 в указанных домах не требовалась.
Ответчик также отмечает, что установленные Предприятием УУТЭ не введены в эксплуатацию, Предприятием не представлена проектная документация, а также свидетельства о поверке приборов и датчиков с действующими клеймами поверителя, установлены нарушения при монтаже УУТЭ.
О невозможности принятия УУТЭ в эксплуатацию Общество уведомило Предприятие в письме от 08.12.2021 N 10758.
Более того, Общество указывает, что между сторонами отсутствует соглашение о предоставлении рассрочки. Расходы Предприятия на установку УУТЭ подлежат возмещению непосредственно собственниками жилых помещений в многоквартирных домах при предоставлении Предприятием соответствующих платежных документов.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.02.2024.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно доводам истца, позиция Общества о том, что исковые требования должны быть предъявлены к собственникам помещений, основана на неверном толковании норм жилищного законодательства, согласно которым УУТЭ входит в состав общего имущества, соответственно, Общество обязано нести расходы на установку УУТЭ. Истец полагает, что ответчик намеренно уклоняется от подписания акта ввода УУТЭ в эксплуатацию, поскольку вся документация передана Обществу нарочно 11.01.2022, что подтверждается актом от 11.02.2022, подписанным представителем Общества.
Отзыв приобщен судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием в 2021 году произведена установка общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах (далее - МКД), управление которыми осуществляет Общество.
Поскольку Общество не предоставило Предприятию сведений о принятии общим собранием собственников помещений МКД решений об оплате стоимости установки УУТЭ единовременно или с меньшим, чем 5 лет, периодом рассрочки, Предприятие исходило из того, что таких решений не принималось, и гражданам - собственникам должна быть предоставлена рассрочка платежей сроком на 5 лет (60 месяцев).
Согласно расчету Предприятия, задолженность, с учетом рассрочки за 12 месяцев, по состоянию на 01.01.2023 составила в общей сумме 489 885,29 руб. и возникла в связи с установкой УУТЭ по следующим адресам:
- Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 12, лит. Г - 96 218,29 руб., из которых 84 827,56 руб. задолженность, 7 672,26 руб. проценты за пользование денежными средствами, 3 718,47 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ;
- Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 14, лит. А - 96 218,29 руб., из которых 84 827,56 руб. задолженность, 7 672,26 руб. проценты за пользование денежными средствами, 3 718,47 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ;
- Санкт-Петербург, ул. Киевская, д. 16, лит. А - 96 218 руб., из которых 84 827,56 руб. задолженность, 7 672,26 руб. проценты за пользование денежными средствами, 3 718,47 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ;
- Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 1 - 100 607,37 руб., из которых 88 697,04 руб. задолженность, 8 022,24 руб. проценты за пользование денежными средствами, 3 888,09 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ;
- Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 3-5 - 100 623,04 руб., из которых 88 710,84 руб. задолженность, 8 023,50 руб. проценты за пользование денежными средствами, 3 888,69 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ.
Предприятие направило в адрес Общества претензию с требованием об оплате задолженности, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон об энергосбережении) установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электроэнергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности положения Закона об энергосбережении обязывают ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в случае, если объекты, в том числе здания, строения и сооружения, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования таких объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов ОДПУ, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязано оплатить расходы ресурсоснабжающей организации на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета энергетических ресурсов, обязано также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Расходы, понесенные ресурсоснабжающими организациями на установку прибора учета, подлежат возмещению в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Как следует из статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов пользования и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги, оказываемые управляющей организацией, должны соответствовать требованиям Правил N 491.
Согласно подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491, общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
Как разъяснено в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
С учетом приведенных разъяснений и исходя из системного толкования положений частей 2, 2.3 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ расходы на установку общедомовых приборов учета подлежат возмещению той управляющей организацией, которая обслуживает многоквартирный дом на дату обращения ресурсоснабжающей организацией с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета в части, не оплаченной собственниками помещений.
Таким образом, исковые требования правомерно заявлены Предприятием именно к Обществу, как к управляющей организации.
Факт несения Предприятием расходов на установку УУТЭ в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Общество, подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости работ по форме КС-2, КС-3.
Техническая документация на установленные УУТЭ направлена в адрес Общества, что подтверждается письмом от 11.01.2022 N 38-29/102.
К названному письму Предприятием также приложен для подписания акт приемки УУТЭ, от подписания которого Общество отказалось.
Уклонение управляющей организации от введения установленных УУТЭ в эксплуатацию не отменяет обязанности по возмещению ресурсоснабжающей организации затрат на их установку. Доказательств наличия письменных претензий к качеству выполненных работ по установке УУТЭ на момент завершения таких работ со стороны Общества не представлено.
Расчеты задолженности и процентов повторно проверены апелляционным судом, признаны верными, как по праву, так и по размеру, ответчиком мотивированно не оспорены.
Доводы ответчика о том, что установка УУТЭ в отношении спорных многоквартирных домов, ввиду теплопотребления менее 0,2 Гкал, не являлась обязательной, отклоняются апелляционным судом, поскольку, как правомерно указал сам ответчик, такое положение закона действовало до 01.07.2013, в то время как установка УУТЭ произведена истцом в 2021 году.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2023 по делу N А56-31322/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Бугорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31322/2023
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Жилкомсервис N 1 Московского района"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5947/2024
20.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43918/2023
29.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43918/2023
30.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31322/2023