г. Москва |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А41-30901/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Козырев А.Ю., по доверенности N 77АГ 8229289 от 17.11.2021; Потапов С.Н по решению 01/2021;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис Плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2022 по делу N А41-30901/22 по иску ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС" (ИНН 5007040900, ОГРН 1025001103929) к Управлению Росреестра по МО, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), в лице филиала Московской области, Администрация Дмитровского городского округа Московской области (ОГРН: 1035001600171, ИНН: 5007007212, КПП: 500701001), Комитет по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области (ОГРН: 1035001608883, ИНН: 5007009731), о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС" (Далее - "Общество", "Заявитель") обратилось в арбитражный суд с заявлением ( с учетом уточнений от 26.07.2022) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Далее - "Росреестр") со следующими требованиями (с учетом уточнений):
1) Признать незаконным действие Управления Росреестра по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) по снятию 13 апреля 2022 года с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная, и отменить его.
2) Обязать Управление Росреестра по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу восстановить (в прежних границах, площади, конфигурации, категории, виде разрешенного использования и адресе) на государственном кадастровом учете земельный участок, имеыний ранее кадастровый номер 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная в следующих координатах:
Номер точки |
Координаты, м X |
Координаты, м Y |
1 |
539311.19 |
2190995.26 |
2 |
539297.33 |
2191042,26 |
3 |
539306.23 |
2191044.43 |
4 |
539305.57 |
2191047.05 |
5 |
539319.8 |
2191050.76 |
6 |
539320.58 |
2191047.94 |
7 |
539325.89 |
2191049.24 |
8 |
539374.91 |
2191069.3 |
9 |
539365.6 |
2191109.11 |
10 |
539364.35 |
2191114.47 |
Номер точки |
Координаты, м X |
Координаты, м Y |
11 |
539329.71 |
2191145.31 |
12 |
539312.31 |
2191141.01 |
13 |
539296.83 |
2191130.81 |
14 |
539282.73 |
2191117.25 |
15 |
539220.07 |
2191083.27 |
16 |
539217.1 |
2191081.66 |
17 |
539183.64 |
2191063.51 |
18 |
539185.29 |
2190963.08 |
19 |
539190.17 |
2190964.52 |
20 |
539192.44 |
2190965.01 |
21 |
539192.69 |
2190966.29 |
22 |
539200.06 |
2190967.67 |
23 |
539202.43 |
2190968.26 |
24 |
539197.44 |
2190991.89 |
25 |
539238.65 |
2191003.39 |
26 |
539241.93 |
2190991.01 |
27 |
539240.56 |
2190977.57 |
28 |
539242.51 |
2190978.05 |
29 |
539248.82 |
2190979.59 |
30 |
539311.19 |
2190995.26 |
присвоив земельному участку статус "Актуальный", и направив в адрес представителя Заявителя (адрес электронной почты: kozyrevl602@gmail.com, почтовый адрес: 123290, город Москва, Мукомольный проезд, дом 2, квартира 1293, для представителя ООО "Стройсервис плюс" - Козырева Алексея Юрьевича) надлежащим образом заверенную выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) в отношении восстановленного земельного участка в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента восстановления земельного участка на государственном кадастровом учете.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), в лице филиала Московской области, Администрация Дмитровского городского округа Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части.
Как следует из материалов дела, решением Управления Росреестра по Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:04:0011005:268 общей площадью 18 285 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная (далее - Земельный участок), 13 апреля 2022 года снят с кадастрового учета в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О Государственной регистрации недвижимости", согласно которой временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Считая действия Управлением Росреестра по МО незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании пункта 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Иных оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета Законом N 218-ФЗ не установлено.
Согласно частям 14 и 15 Закона N 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:04:0011005:268 расположены три объекта недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности:
- нежилое здание модуля (склада) общей площадью 1830,1 кв.м. кадастровый номер 50:04:0011005:619,
- нежилое здание модуля (склада) общей площадью 644,4 кв.м., кадастровый номер: 50:04:0011005:617,
- подсобно-производственное здание для дежурных слесарей и электриков, общей площадью 442,5 кв.м.
Право собственности Заявителя на объекты недвижимости с кадастровым номерами 50:04:0011005:617 и 50:04:0011005:619 возникло на основании решения арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-3461/20, вступившего в законную силу 06 ноября 2020 года, исполненного Управлением Росреестра по Московской области 11 марта 2021 года.
Факт нахождения объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:04:0011005:617 и 50:04:0011005:619, принадлежащих Заявителю на праве собственности, на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0011005:268, снятым с кадастрового учета 13 апреля 2022 года, подтверждается следующими документами.
- письмом Управления Росреестра по Московской области от 30 апреля 2021 года N 02а-01918/21 (т. 2, л.д. 47-48), подписанного заместителем начальника отдела государственной регистрации недвижимости Дудкиной Е.А., из которого следует, что сведения ЕГРН 23.04.2021 года государственным регистратором прав в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:04:0011005:617 и 50:04:0011005:619 приведены в соответствие с внесением сведений о номере земельного участка, в пределах которого объекты расположены "50:04:0011005:268";
- выпиской из ЕГРН от 23 марта 2022 года N 99/2022/456931419, выданной государственным регистратором- ФГИС ЕГРН, в отношении здания с кадастровым номером 50:04:0011005:617 (т.1, л.д. 210),
- выпиской из ЕГРН от 23 марта 2022 года N 99/2022/456879701, выданной государственным регистратором- ФГИС ЕГРН, в отношении здания с кадастровым номером 50:04:0011005:619 (т.2, л.д. 39).
Таким образом, заинтересованное лицо не могло не располагать сведениями о том, что снятый с кадастрового учета земельный участок занят зданиями, принадлежащим на праве собственности заявителю, соответственно, Управление Росреестра по Московской области не могло произвести действия по снятию его с кадастрового учета без соблюдения соответствующей процедуры.
Тот факт, что заинтересованное лицо должно было знать об указанном обстоятельстве также свидетельствует участие Управления Росреестра по Московской области в качестве заинтересованного лица в деле N А41-3461/20 по иску ООО "Стройсервис плюс" о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности заявителя на указанные объекты недвижимости.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявитель обращался к Администрации Дмитровского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Решением от 23 ноября 2021 года N Р001- 3370076586-50788155 "Об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" Администрация заявителю отказала в предоставлении государственной услуги.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений об объекте недвижимости из ЕГРН, осуществленные по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, при реализации ими права, предусмотренного пунктом 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Также апелляционный суд считает обоснованным довод заявителя о том, что рассматриваемый земельный участок был предоставлен по договору аренды N 77 от 15.05.1995 года с присвоением кадастрового номера 50:04:05:1:10 до вступления в силу закона о государственной регистрации (31.01.1998).
При таких обстоятельствах, к рассматриваемым правоотношениям применим подпункт 2 пункта 214 Порядка ведения ЕГРН, установленного Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (в редакции от 29.10.2021), согласно которому, при наличии в ЕГРН сведений о расположении на земельном участке объектов недвижимости_Статус сведений о таком земельном участке остается "актуальный".
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, что отражено в данных ЕГРН, апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета у заинтересованного лица не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Управление Росреестра по Московской области восстановить на государственном кадастровом учете земельный участок с указанием координат его поворотных точек и направить в адрес Заявителя надлежащим образом заверенную выписку из ЕГРН в отношении восстановленного земельного участка.
Апелляционный суд считает, что в данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного права является обязание Управление Росреестра по Московской области в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу восстановить (в прежних границах, площади, конфигурации, категории, виде разрешенного использования и адресе) на государственном кадастровом учете земельный участок, имевший ранее кадастровый номер 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Литров, город Дмитров, улица Промышленная, присвоив земельному участку статус сведений "Актуальные".
Указанный способ соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя в данной части.
В остальной части требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы заявителя по уплате госпошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 6000 руб. относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2022 по делу N А41-30901/22 отменить в части.
Признать незаконным действие Управления Росреестра по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) по исключению 13 апреля 2022 года из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная.
Обязать Управление Росреестра по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу восстановить (в прежних границах, площади, конфигурации, категории, виде разрешенного использования и адресе) на государственном кадастровом учете земельный участок, имевший ранее кадастровый номер 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Литров, город Дмитров, улица Промышленная, присвоив земельному участку статус сведений "Актуальные".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Управления Росреестра по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 772727029) в пользу ООО "Стройсервис плюс" (ОГРН 1025001103939, ИНН 5007040900) расходы по уплате госпошлины в сумме 6000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30901/2022
Истец: ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ