г. Вологда |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А13-918/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от заявителя Асеевой Н.А. на основании постановления от 28.08.2020 N 1172, от ответчика Корешкова О.А. на основании доверенности от 24.11.2021 N ИВ-128-18966, Чебыкина А.Ю. по доверенности от 01.12.2021 N А-128-100, от третьего лица Коробова В.Ю. по доверенности от 17.06.2021 N 73,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 августа 2022 года по делу N А13-918/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" (ОГРН 1023500899950, ИНН 3525082217; адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Чернышевского, дом 41; далее - школа, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным, как не соответствующего действующему законодательству, бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500086112, ИНН 3525143533; адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 41; далее - МЧС, управление) выразившегося в уклонении от совершения действий по исключению из журнала (реестра) учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области "сведений об учете защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области сведений об учете в качестве убежища", имеющего инвентарный номер 106-36, помещения площадью 150 кв. м, расположенного в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича", находящегося по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 41, а также о возложении на ответчика обязанности в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления в силу решения суда, исключить защитное сооружение гражданской обороны из журнала защитных сооружений гражданской обороны МЧС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 августа 2022 года по делу N А13-918/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Школа с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), в рассматриваемом случае не подлежат применению, поскольку постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2020 года по делу N А13-16387/2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2020 года по тому же делу, установлено, что школе данное помещение, как защитное сооружение, не передавалось и фактически как таковое отсутствует.
Администрация в отзыве на жалобу поддержала изложенные в ней доводы.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, из паспорта убежища 36/106, заполненного 22.12.1974, а также выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, следует, что школа является организацией, обслуживающей в мирное время защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), а именно убежище, имеющее инвентарный номер 106-36, площадью 150 кв.м, расположенное в здании школы по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 41 (далее - объект ЗС ГО, убежище).
При вынесении постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2020 года по делу N А13-16387/2019 судом установлены следующие обстоятельства, касающиеся указанного объекта: отсутствуют доказательства создания спорного помещения как объекта ЗС ГО, спорное помещение школе не передавалось; паспорт убежища не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством к данному документу.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2020 по делу N А13-16387/2019 названное постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В связи этим школа со ссылкой на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2020 года по делу N А13-16387/2019 обратилась в управление с заявлением от 14.09.2021 N 373, в котором просила снять с учета помещение и исключить его из журнала учета защитных сооружений.
В ответ на указанное заявление управление в письме от 17.09.2021 N ИВ-128-15198 разъяснило школе, что порядок снятия с учета ЗС ГО определен Правилами N 583 и действующими на дату ответа Методическими рекомендациями по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными МЧС России от 30.12.2020 N 2-4-71-37-11 (далее - Методические рекомендации от 30.12.2020). Учреждению предложено также направить в управление пакет документов на снятие ЗС ГО до включения в состав комиссии по снятию с учета ЗС ГО представителя управления.
Полагая, что со стороны управления допущено незаконное бездействие, школа обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя положений статей 71, 198, 200, 201 названного Кодекса к бездействию, по своей сути, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется на основании Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок N 1309), Правил N 583, а также принятых в их развитие иных нормативных актов.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (часть 1.1 статьи 11 Закона N 28-ФЗ), которым является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 Порядка N 1309).
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитных сооружений, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил N 583).
Статус ЗС ГО в соответствии с Правилами N 583 определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
По данному делу позиции школы и администрации сводятся к тому, что поскольку судебным актом по делу N А13-16387/2019 установлено, что ЗС ГО фактически не существует и у органа управления по делам гражданской обороны не имелось оснований для оформления паспорта убежища и постановки объекта на учет, то управление, не исключив из журнала (реестра) учета защитных сооружений гражданской обороны Вологодской области сведения об убежище, допустило незаконное бездействие.
Вместе с тем школой не принято во внимание следующее.
Порядок снятия с учета ЗС ГО регламентирован Правилами N 583.
Согласно пункту 2.5 этих Правил N 583 ЗС ГО снимаются с учета и при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
Таким образом, названные Правила относительно вопроса снятия ЗС ГО с учета, подлежат применению, в том числе и его фактическом отсутствии по учетному адресу.
В пунктах 2.6 - 2.8 Правил N 583 определено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия, в том числе решением руководителя организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России (пункт 2.10 Правил N 583).
В силу пункта 2.11 Правил N 583 согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.
В развитие Правил N 583 утверждены и Методические рекомендации от 30.12.2020, а также действующие в настоящее время Методические рекомендации по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской оборону, утвержденные МЧС России 24.02.2022 N 2-4-71-5-11.
Однако из материалов дела следует и подателем жалобы не отрицается, что такой установленный порядок снятия с учета ЗС ГО школой не соблюден.
Помимо того, школа, заявляя по данному делу требование о признании незаконным бездействия МЧС, при этом не приводит норму права, которую МЧС нарушило, а также какую возложенную на него нормативным актом обязанность не исполнило.
При таких обстоятельствах дела у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным обозначенного школой бездействия МЧС и о понуждении ответчика совершить действие по исключению ЗС ГО из журнала защитных сооружений гражданской обороны МЧС.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения суда. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 августа 2022 года по делу N А13-918/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 11 имени кавалера Ордена мужества подполковника Узкого Николая Клавдиевича" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-918/2022
Истец: МОУ "СОШ N 11 имени кавалера Ордена мужества полковника Узкого Н.К."
Ответчик: Главное управление МЧС России по Вологодской обл.
Третье лицо: Администрация города Вологды