г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А26-3827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Тарасовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.,
рассмотрев 10.11.2022 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2021 по делу N А26-3827/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля", адрес: 186757,, Республика Карелия, г. Сортавала, пгт Вяртсиля, ул. Строителей, д. 9, ОГРН 1151001010170, ИНН 1007023810 (далее - Общество), о взыскании 4 301 344 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 N 163-з в части, превышающей минимальные ставки, в бюджет субъекта по сроку уплаты на 15.12.2019, 5 892 руб. 25 коп. пеней за период с 17.12.2019 по 24.12.2019.
Решением от 16.02.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, последний не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что судебные акты по делу N А26-6769/2019 имеют преюдициальный характер для рассмотрения настоящего спора в части установления законности методики расчета арендной платы, поскольку, по мнению Общества, последняя является не фактическим обстоятельством дела, а опровержимой процессуальной презумпцией; постановление суда апелляционной инстанции по названному делу содержит противоречивые выводы относительно того, является ли арендная плата регулируемой или нет, тогда как суд кассационной инстанции сделал однозначный вывод о том, что размер арендной платы не является регулируемым и установлен на торгах, а, следовательно, не может быть увеличен; материалами дела не подтверждается наступление условий, предусмотренных положениями статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в связи с чем одностороннее увеличение арендной платы на 2019 год произведено арендодателем неправомерно; также Общество полагало необоснованным расчет арендной платы с применением коэффициента 1,5; расчет арендной платы, превышающей минимальный размер, рассчитанный на основании постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), подлежал проверке судом; судебные акты по делу N А26-6769/2019 могут иметь преюдициальный характер только в части применения или не применения при расчете за арендной платы за 2019 год коэффициента 2,38; исходя из внесенных в 2017 году изменений в ЛК РФ (пункт 10 статьи 78 ЛК РФ), расчет годовой арендной платы за 2019 год должен был быть произведен по формуле 7 517 055 руб. х 9,25 = 69 327 758 руб. 75 коп., при этом платеж в указанном размере осуществлен Обществом; также податель жалобы полагал неправомерным взыскание Министерством платежей за использование лесных ресурсов при создании объектов лесной инфраструктуры, поскольку объем использования лесов установлен сторонами в приложении N 3 к договору и составляет 75 000 куб. м, при этом дополнительное начисление арендной платы за объем древесины при создании объектов лесной инфраструктуры не предусмотрено условиями договора и действующим законодательством; ссылка истца на пункт 4.3.2. договора необоснованна, поскольку названным пунктом договора предусмотрено право арендатора на создание лесной инфраструктуры, однако он не содержит условия об оплате вырубаемой при ее создании древесины; коэффициенты 1,5 и 9,25 могут применяться, по мнению ответчика, только при расчете арендной платы за объем коммерческой заготовки, предусмотренной договором, а именно 75 000 куб. м; кроме того, факт вырубки древесины в объеме 654 куб. м истцом не доказан, поскольку лесные декларации в материалы дела представлены не были.
В отзыве на жалобу Министерство указало, что создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в силу положений ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, таким образом, арендатор в случае возникновения у него необходимости создания лесной инфраструктуры вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном Проектом освоения лесов; ежегодный объем расчетной лесосеки, установленный в приложении N 3 к договору, арендатор обязан осваивать и оплачивать, тогда как создание объектов инфраструктуры является правом арендатора, в связи с чем Министерством был согласован проект освоения лесов с учетом объемов лесного ресурса, необходимых для создания Обществом таких объектов; коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках договора аренды участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры; в 2019 году в соответствии с проектом освоения лесов допустимый объем заготовки древесины составил 9 100 куб. м, тогда как согласно лесным декларациям от 28.10.2019 N 153, 30.10.2019 N 158, 18.11.2019 N 169, 21.11.2019 N 172 на лесном участке была вырублена древесина в общем объеме 654 куб. м; иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора рассчитать размер арендной платы за фактически вырубленную древесину помимо заготовленной не представлялось возможным; Обществом своевременно произведена оплата арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы (в федеральный бюджет) по сроку на 15.12.2019, начисленной на основании уведомления N 4304, что подтверждается платежным поручением от 13.12.2019 N 998; при этом каких-либо возражений по уведомлению от 05.12.2019 N 4708 от Общества в адрес Министерства не поступало.
Впоследствии в дополнениях к отзыву на жалобу Министерство, сославшись на заключенное между ним и Обществом мировое соглашение, поддержало заявленные требования только в части взыскания с Общества 1 549 674 руб. задолженности за использование лесных ресурсов при создании лесной инфраструктуры по сроку платежа на 15.12.2019; законность применения при расчете платы за фактически освоенную древесину при создании инфраструктуры коэффициентов подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А26-6769/2019.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, а также отказ от заключения мирового соглашения, ходатайство об утверждении которого ранее заявлялось.
Ответчик о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя не направил, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие. Правовых оснований для отложения по ходатайству ответчика судебного заседания не имеется, поскольку рассмотрение кассационной жалобы по делу N А26-6413/2021 было отложено по ходатайству Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.12.2014 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник истца; арендодатель) и ООО "Грин Лайн" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 163-з, в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к договору аренды.
Согласно пункту 7.1 договора срок действия последнего установлен сторонами с 01.01.2015 и составляет 25 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.01.2015 за номером 10-10/001-01/140/2014-14/1.
Впоследствии в связи с осуществленной на основании договора от 23.03.2018 переуступкой ООО "Грин Лайн" права аренды лесного участка Обществу, между Министерством и Обществом 18.04.2018 заключено дополнительное соглашение к договору.
Лесной участок передан Обществу по акту от 23.03.2018.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением N 4.
Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 Договора).
В январе 2019 года Министерство письмом от 30.01.2019 N 476 направило в адрес Общества уведомление о внесении арендной платы в 2019 году (уточенное) с учетом арендной платы, установленной дополнительным соглашением от 19.12.2018.
Согласно упомянутому уведомлению арендная плата в 2019 году по договору в общем размере составила 104 299 138 руб., из которых 7 517 055 руб. подлежали уплате в федеральный бюджет и 96 782 083 руб. в бюджет субъекта РФ.
В декабре 2019 года Министерство направило в адрес Общества уведомление от 05.12.2019 N 4708 о внесении арендной платы за 2019 год за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры.
Как следует из названного уведомления, в соответствии с предоставленным арендатору пунктом 4.3.2 договора и проектом освоения лесов правом на создание лесной инфраструктуры и поданными Обществом лесными декларациями на её создание от 28.10.2019 N 153, 30.10.2019 N 158, 18.11.2019 N 169, 21.11.2019 N 172, арендатором была осуществлена рубка древесины в объеме 654 куб. м, в связи с чем Министерством была начислена арендная плата в размере 120 363 руб. (минимальный размер платы, подлежащий уплате в федеральный бюджет), а также 1 549 674 руб. (размер платы, превышающий минимальный размер платы, подлежащий уплате в бюджет Республики Карелия) со сроком уплаты до 15.12.2019.
В связи с неполным расчетом с бюджетом Министерство направило в адрес Общества письмо от 24.12.2019 N 5011 (претензия N 211) с требованием об уплате имеющейся задолженности.
Поскольку вышеупомянутая претензия была оставлена арендатором без удовлетворения, Министерство обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, полагая, что спорный договор содержит условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем его корректировки на установленный в нормативном акте соответствующего уполномоченного органа коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы, в связи с чем у Общества образовалась задолженность по уплате арендных платежей в части, превышающей минимальные ставки, в республиканский бюджет. Что касается неустойки, суд первой инстанции посчитал требование подлежащим удовлетворению в полном объеме в отсутствие ходатайства Общества об её уменьшении в порядке статьи 333 ГК РФ. Требование Министерства о взыскании с ответчика арендных платежей за древесину, фактически использованную при создании объектов лесной инфраструктуры, суд первой инстанции также посчитал подлежащим удовлетворению, полагая, что размер арендной платы рассчитан истцом исходя из установленного в лесных декларациях объема заготовки по сроку на 15.12.2019.
В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции стороны подписали мировое соглашение, по условиям которого ими урегулирован спор в части требований о взыскании 2 751 670 руб. задолженности по арендной плате по сроку оплаты на 15.12.2019, 5 892 руб. 25 коп. пеней за просрочку оплаты арендных платежей период с 17.12.2019 по 24.12.2019, в связи с чем ходатайствовали об его утверждении. Однако в последующем Министерство заявило отказ от ходатайства об утверждении мирового соглашения, что исключает возможность его утверждения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 79 ЛК РФ предусмотрено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 была сформирована итоговая цена договора - 56 818 133 руб.
Пунктом 10 названного протокола установлено, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и повышающего коэффициента к начальной цене предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25. Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 договора.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объёма использования лесов, действующих ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.
С учетом изложенного, а также положений статьи 431 ГК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в протоколе от 09.12.2014 и договоре аренды, не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и её индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона.
Правильность методики осуществленного Министерством расчета арендной платы подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам N А26-6769/2019, А26-11102/2019.
Как следует из пункта 4.3.2 договора, арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.
Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 ЛК РФ.
Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4 статьи 13 ЛК РФ).
Таким образом, создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора, в соответствии с которым в случае возникновения такой необходимости, арендатор вправе изъять лесной ресурс в объёме, установленном проектом освоения лесов. Следовательно, право на использование лесного участка для создания объектов лесной инфраструктуры вытекает исключительно из договора аренды и должно ему соответствовать.
По условиям договора аренды лесной участок предоставлен Обществу для заготовки древесины, при этом арендатор лесного участка определяет объем использования лесов в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.
Согласно пункту 2.1.4 договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора.
Министерством в адрес Общества было направлено уведомление от 05.12.2019 N 4708 о внесении арендной платы за 2019 год за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры.
Размер арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлении был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1 договора, а также на основании сведений, содержащихся в указанных в уведомлении лесных декларациях, согласно которым для создания объектов лесной инфраструктуры Обществом была осуществлена сплошная рубка древесины в объеме 654 куб. м.
Поскольку по условиям договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом как верно указано Министерством иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
Общество уплатило арендную плату за спорный объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы в федеральный бюджет на основании упомянутого уведомления платежным поручением от 13.12.2019 N 998.
При таком положении правовые основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2021 по делу N А26-3827/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3827/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Карлис - Вяртсиля"