г. Владимир |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А43-10652/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (ОГРН 1025203035351, ИНН 5260070633) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 июля 2022 года по делу N А43-10652/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" о признании незаконным, необоснованным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N515-15-1/1/2022 от 18.02.2022, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Варенцовой Галины Аркадьевны, Варенцовой Натальи Владимировны.
при участии:
от заявителя- не явились, извещены,
от ответчика - не явились, извещены.
от третьих лиц- не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и необоснованным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-15-1/1/2022 от 18.02.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Варенцова Галина Аркадьевна, Варенцова Наталья Владимировна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22 июля 2022 года в удовлетворении заявленных требований акционерного акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.07.2022 г. по делу N А43-10652/2022; принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" удовлетворить в полном объеме; признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-15-1/1/2022 от 18.02.2022 г., в связи с чем отменить его.
АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" с вынесенным решением от 22.07.2022 по делу N А43-10652/2022 не согласно, считает его незаконным и не обоснованным, поскольку судом неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и вынесены с неправильным применением норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской деятельности. Заявитель отмечает, что Варенцова Н.В. не направляла в адрес поставщика газа заявление о повреждении пломб. Заявитель полагает, что демонтаж прибора учета газа абонента был демонтирован ранее указанной в уведомлении даты. По мнению заявителя, договорные отношения не исполнены абонентом, тем самым, лишив последнего права, удостоверится в целостности пломб и зафиксировать данный факт в акте.
Подробно доводы приведены обществом в апелляционной жалобе.
ГЖИ Нижегородской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, также ответчиком заявлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя Госжилинспекции.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением на основании решения о проведении документарной проверки от 17.02.2022 N 515-15-1/1/2022 Инспекцией в период с 08:00 до 11:00 18.02.2022 проведена внеплановая документарная проверки в отношении общества.
В результате проведенной проверки Инспекцией установлено нарушение обществом расчета платы за газоснабжение собственнику жилого помещения N 1 многоквартирного жилого дома N 1А по ул. Полярной г. Н.Новгорода Варенцовой Г.А.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2022 N 515-15-1/1/2022, в соответствии с которым ООО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" неправомерно произвело расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 30.05.2021 по 29.11.2021 по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Полярная, д. 1А, кв. 1, исходя из утвержденного норматива потребления.
ООО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" вручено предписание от N 515-15-1/1/2022 от 18.02.2022, которым предусмотрено в срок до 15.04.2022 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению по лицевому счету Варенцовой Г.А. (г. Н.Новгород, ул. Полярная, д.1А, кв.1) за период с 30.05.2021 по 29.11.2021 исходя из показаний индивидуального прибора учета NPM-G4 (заводской номер 0004514705).
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку Варенцовой Н.В. демонтаж прибора учета газа произведен с нарушением норм действующего законодательства РФ без предварительного уведомления абонентом поставщика газа и, как следствие, в отсутствие поставщика газа, без уведомления о повреждении пломб, поставщиком газа произведен перерасчет платы за услуги газоснабжения за период с 30.05.2021 по 29.11.2021 по нормативам потребления согласно абз. 2 п. 28 Правил поставки газа. В ходе судебного заседания в суде первой инстанции представитель заявителя отметил, что уведомление общества ООО "АбсолютГаз" не является надлежащим, так как отсутствуют договорные отношения с данной организацией у заявителя, демонтаж произведен ранее даты, указанной в уведомлении, в акте демонтажа указан один номер пломбы, тогда как в соответствии с п. "б" п. 25 Постановления Правительства N 549 от 21.07.2008 должны быть две пломбы, установленные на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, что соответствует акту проверки N 18/2 от 04.03.2019 поставщика газа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание инспекции принято в пределах ее компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконных обязанностей на общество не возлагает.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Госжилинспекции, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 г. N 885, Госжилинспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение о государственном жилищном надзоре; в редакции, применимой к спорным правоотношениям), которое устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункта 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за газ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства ориентирует органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила N 549).
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по газоснабжению, то есть снабжению газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Согласно пункту 24 Правил N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В силу пункта 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом- изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Пунктом 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее -Правила N 354), предусмотрено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Согласно пункту 28 Правил N 549 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 Правил N 549, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
В силу пункта 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Вместе с тем, согласно пункту 23 Правил N 549 поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления только в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 настоящих Правил N 549, которые не наступили.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Названной обязанности поставщика газа корреспондируется обязанность абонента, установленная подпунктом "б" пункта 21 Правил N 549, незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.
Пунктом 28 Правил N 549 предусмотрено два различных основания для отступления поставщика газа от общего правила по определению объема поставленного газа по показаниям прибора учета (для определения объем потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа) в зависимости от обстоятельств выявления неисправности прибора учета (своевременное уведомление потребителем поставщика газа об обнаруженной неисправности прибора учета либо самостоятельное выявление поставщиком газа в ходе проведенной проверки такой неисправности) и, исходя из данных обстоятельств, определены периоды, за которые поставщик газа вправе определять объем газа в соответствии с нормативами потребления.
Из буквального толкования абзаца второго пункта 28 Правил N 549 следует, что только если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлена в результате проверки, проведенной поставщиком газа, то объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта (то есть того же прибора учета) присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Следовательно, при демонтаже прибора учета и установке иного (нового) прибора учета применение положения абзаца второго пункта 28 Правил N 549 не допустимо.
Как верно отмечено судом, отсутствие поставщика газа при демонтаже прибора учета для поверки также не является основанием для применения указанного пункта.
Внеплановая документарная проверка с последующим вынесением предписания, проведенная Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по обращению третьего лица в отношении АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" на предмет соблюдения порядка начисления платы за газоснабжение проведена надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Однако проверка, в ходе которой поставщиком газа выявлено повреждение пломбы на приборе учета инициирована потребителем Варенцовой Н.В. в связи с возникшей необходимостью проведения поверочных работ прибора учета газового оборудования.
При этом проведение поверочных работ прибора учета газового оборудования невозможно без проверки и замены целостности пломб, установленных на газовом оборудовании.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Варенцова Г.А., проживающая по адресу: г.Н.Новгород, ул. Полярная, д. 1А, кв. 1, является потребителем природного газа и абонентом АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород".
Общество является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению по адресу: Нижегородская область, Г.Н.Новгород, ул.Полярная, д. 1 А, кв. 1.
Для учета начислений и производимых платежей за услуги по газоснабжению открыт лицевой счет N 055000134214 на имя Варенцовой Г.А., установлено газовое оборудование: плита, АГВ, колонка.
Указанный жилой дом был оборудован индивидуальным прибором учета газа NPM G4 (заводской номер 0004514705).
Согласно информации, размещенной в техническом паспорте на прибор учета, срок поверки прибора учета газа NPM G4 (заводской номер 0004514705) - январь 2022 года.
В связи с необходимостью проведения работ по поверке индивидуального прибора учета газа потребитель обратился в специализированную организацию ООО "АбсолютГаз", заключен договор N 3111 от 30.11.2021 по условиям которого ООО "АбсолютГаз" приняло на себя обязательство не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемой даты снятия ПУГ направить поставщику газа АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" в лице его представителя ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" уведомление о предстоящих работах по снятию и установке ПУГ для проведения поверочных работ с указанием адреса установки ПУГ (п.1.5 договора).
30 ноября 2021 прибор учета демонтирован для поверки, при этом представители поставщика газа не явились для снятия контрольных показаний до поверки счетчика.
02 декабря 2021 после проведения поверочных работ установлен бытовой счетчик газа N NPH-G4 (показания счетчика после поверки 38285), о чем свидетельствует акт демонтажа-установки бытового газового счетчика при проведении поверочных работ от 30 ноября 2021 г., в котором отражена информация о сохранности пломб поставщика газа до демонтажа счетчика газа N NPH-G4 N 4514705 (показания счетчика на момент демонтажа 38284) (л.д. 62).
После чего потребитель обратился к поставщику газа для опломбировки поверенного прибора учета.
Согласно предоставленной АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" расшифровки начислений по лицевому счету Варенцовой Н.В. установлено, что по адресу: г. Н.Новгород ул. Полярная, д.1А, кв.1, общество произвело потребителю доначисление размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 30 мая 2021 г. по 29 мая 2021 г. исходя из норматива потребления.
При этом соответствующих актов, в которых зафиксирован факт нарушения пломб либо неисправности прибора учета и недостоверности передаваемых потребителем показаний, в материалы дела не представлено.
Заявление, направленное в адрес АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" от Варенцовой Н.В. является доказательством исполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 21 Правил N 549.
Таким образом, по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Полярная, д. 1А, кв.1, за период с 30 мая 2021 г. по 29 ноября 2021 г. неправомерно произведен расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из утвержденного норматива потребления.
У АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" отсутствовали правовые основания для доначисления потребителю Варенцовой Н.В. по указанному выше периоду платы на основании абзаца второго пункта 28 Правил N 549.
В данном случае начисление платы за поставленный газ должно было производиться на основании абзаца первого пункта 28 Правил поставки газа.
Учитывая изложенное, поскольку факт проведения поверки прибора учета в рассматриваемом случае обнаружен поставщиком газа по факту поступившего обращения потребителя, Инспекция обоснованно пришла к выводу о неправомерности в рассматриваемом случае доначисления обществом собственнику (потребителю) платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из утвержденного норматива потребления.
Таким образом, у Государственной жилищной инспекции Нижегородской области имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания и обязания общества произвести перерасчет размера платы за потребленный природный газ за период с 30 мая 2021 г. по 29 ноября 2021 г. по адресу: г.Н.Новгород, ул.Полярная, д. 1А, кв.1, исходя из показаний указанного прибора учета.
Доводы общества о том, что потребитель в нарушение требований пункта 29 Правил N 549 не известил поставщика газа о замене прибора учета газа, судом рассмотрены и обоснованно отклонены в силу следующего.
Согласно информации, размещенной на официально сайте АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" по ссылке http://www.mrgnn.ru/informatsiya-dlya-naseleniya/ гражданам по вопросам начисления оплаты за потребленный газ, заключению договоров с населением на поставку газа, опломбировки индивидуальных приборов учета необходимо обращаться в ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" через сервис обратной связи.
В свою очередь на официальном сайте ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" существует форма обратной связи по вызову контролера, которая отсутствует на официальном сайте АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" (л.д.39-46).
В разделе "Вопросы" официального сайта ООО "НижегородЭнергоГазРасчет", находящегося по ссылке https://www.gas-nn.ru/questions, содержится информация о действиях граждан при поверке или замене прибора учета газа.
Согласно данной информации гражданам до проведения поверки/замены необходимо обратиться на Абонентский пункт общества для подачи заявления на выход контролера для проверки целостности пломб.
Из вышеизложенного следует, что ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" является организацией, уполномоченной поставщиком газа - АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", на прием заявлений о вызове контролера, в том числе для проверки целостности пломб до демонтажа прибора учета газа.
Специализированная организация ООО "АбсолютГаз", с которой у потребителя заключен договор N 3111 от 30.11.2021 (л.д.18), направила письмо исх.N 22/11-1 от 22 ноября 2021 г. о предстоящей замене прибора учета газа и необходимости направления контролеров для проверки целостности пломб на официальную электронную почту ООО "НижегородЭнергоГазРасчет", указанную в разделе "Реквизиты" вышеуказанного сайта. Получение адресатом данного письма подтверждается информационным письмом от 23 ноября 2021 г. (л.д.20 оборот), представленного обществом в материалы дела по запросу Инспекции N 515-11396/2022 от 7 февраля 2022 г.
Указанный электронный адрес http://www.mrgnn.ru/informatsiya-dlya-naseleniya/ с доменом mrgnn.ru также принадлежит Газпром межрегионгаз Нижний Новгород и на данной странице общество отсылает потребителей обращаться по вопросам начисления оплаты за потребленный газ, заключению договоров с населением на поставку газа, опломбировки индивидуальных приборов учета в ООО "НижегородЭнергоГазРасчет" через сервис обратной связи (л.д.39).
Таким образом, направление потребителем извещения на данный электронный адрес подтверждает факт надлежащего уведомления общества о проведении поверки прибора учета потребителя.
В связи с чем, учитывая осведомленность общества о причинах демонтажа прибора учета (по заявке потребителя), основания полагать, что в рассматриваемом случае АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" выявило нарушение целостности пломб прибора учета в ходе самостоятельной проверки, у суда не имеется.
Довод заявителя о составлении акта 30.11.2021 при уведомлении на 01.12.2021 не свидетельствует об обратном, так как заявитель 01.12.2021 не прибыл к потребителю, что подтвердили потребитель и сам представитель заявителя в ходе судебного заседания в суде первой инстанции 19.07.2022. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Ссылка общества на то, что пломба на момент проведения поверочных и монтажных работ уже была повреждена, судом рассмотрена и правомерно признана несостоятельной, поскольку опровергается представленным в материалы настоящего дела актом демонтажа-установки бытового газового счетчика при проведении поверочных работ, из которого следует, что установленные на газовом счетчике третьего лица обе пломбы N 1016936 и N 1016937 на момент поверки не нарушены и находились в сохранности (л.д.62), что также подтверждается фотографией счетчика (л.д.63) и письмом ООО "АбсолютГаз" исх. N 0701 от 07 июля 2022 (л.д. 61), из которого следует, что 30.11.2021 г. по адресу г. Нижний Новгород, ул. Полярная д. 1А кв. 1 сотрудником ООО "АбсолютГаз", на основании заключенного договора от 30.11.2021 г. N 3111, проводились работы по демонтажу прибора учета газа NPM-G4 N 4514705 для проведения поверочных работ и на момент демонтажа газового счетчика, пломбы поставщика газа на месте присоединения к газопроводу N1016936 и на циферблате прибора N1016937 не нарушены. Сотрудником, проводившим работы по демонтажу подготовлены два акта демонтажа, которые написаны рукою, без использования копировальной бумаги. В экземпляре установки газового счетчика от 30.11.2021 г. у абонента ошибочно не указан номер пломбы поставщика газа на месте присоединения газового счетчика к газопроводу, а именно: 1016936, а в экземпляре организации указаны номера пломб поставщика газа на вводе - 1016936 и на циферблате - 1016937.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконных обязанностей на общество не возлагает.
Все доводы акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 июля 2022 года по делу N А43-10652/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10652/2022
Истец: АО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Нижегородской области
Третье лицо: Варенцова Г.А., Варенцова Н.В.