г. Самара |
|
21 ноября 2022 г. |
дело N А72-7170/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2022 года по делу NА72-7170/2022 (судья Котельников А.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (ИНН 7328095983, ОГРН 1177325020432) к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 27 по проспекту генерала Тюленева г. Ульяновска за период с 01.06.2016 по 31.12.2021 в размере 143 995,79 руб.
Решением от 15.09.2022 с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Уютный город" взыскано 143 995,79 руб. задолженности по взносам за капитальный ремонт за период с 01.06.2016 по 31.12.2021 и 5320 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска оставлены без удовлетворения.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - Управление) не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности ".
Управление не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск".
Управление не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Не ведёт реестр муниципального имущества. К тому же бесплатная приватизация жилых помещений действующим законодательством продлена бессрочно и муниципальная площадь в многоквартирных домах постоянно меняется.
Кроме этого в рамках дела N А72-10496/2019 по иску Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области к администрации города Ульяновска о взыскании 48 550 237,54 руб. вынесено определение об утверждении мирового соглашения и прекращения производства по делу об уплате задолженности по взносам по капитальному ремонту общего имущества в период с 01.06.2016 по 01.04.2019 за жилые и нежилые помещения, в том числе помещения (квартиры) N 13, 18, 57, 96, 137, 142, 143 в доме N27 по проспекту Генерала Тюленева. Первый платеж произведен 17.12.2021, что подтверждено платежным поручением N 806842 от 17.12. 2021. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец на основании договора управления N 9 от 01.10.2019 является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Генерала Тюленева, д. 27.
МО "город Ульяновск" в указанном доме на праве собственности принадлежат жилые помещения (квартиры N 13, N 18, N 40, N 57, N 96, N 137, N 142, N 143).
Ответчик имеет задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества вышеуказанных МКД за период с 01.06.2016 по 31.12.2021 в размере 143 995 руб. в связи с чем, истец направил в его адрес претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества МКД на территории Ульяновской области в отношении МКД от пяти до девяти этажей составляет 5,5 руб. за 1 кв. метр за период с 01.06.2016 по 31.01.2019, 5,59 руб. за 1 кв. метр за период с 01.02.2019 по 30.06.2019, 5,7 руб. за 1 кв. метр за период с 01.07.2019 по 31.12.2021 (установлены постановлениями Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 N 168-П, от 31.01.2019 N 35-П).
Ответчики факт неоплаты задолженности за указанный истцом период не оспорили.
Вместе с тем, Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска указало, что в реестре муниципальной собственности в указанном МКД числятся жилые помещения общей площадью 384,04 кв. метров, что подтверждено выписками из ЕГРН.
В связи с этим, истец уменьшил размер заявленных требований до 143 995,79 руб.
Учитывая, что договор на оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений между истцом и ответчиками не заключен, суд применил к отношениям сторон статью 1102 ГК РФ.
Ходатайство ответчика Управления муниципальной собственностью администрации г. Ульяновск о пропуске истцом срока исковой давности судом первой инстанции обоснованно отклонено в силу статей 196, 200 ГК РФ.
При этом суд исходил из того, что истец начал управление МКД N 27 по пр-ту Генерала Тюленева г. Ульяновска с 01.10.2019, соответственно, именно с этой даты истцу стало известно о наличии задолженности у ответчика по взносам на капитальный ремонт, и именно с этой даты у истца возникло право требовать уплаты задолженности по взносам на капитальный ремонт с ответчика. Таким образом, срок исковой давности истцом не пропущен.
Надлежащим ответчиком по делу суд обоснованно признал муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, при этом суд исходил из следующего.
Частью 1 статьи 126 и статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии со статьей. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской городской думы N 90 от 24.05.2006 (в редакции от 29.09.2021 N 183), Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации город Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий (пункт 1.1).
Управление в рамках возложенных на него задач выполняет следующие функции: осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1). От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений (пункт 4.8.1).
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 4.2.9, 4.2.19).
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской городской думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
На основании изложенного заявленные требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Ссылка ответчика на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2020 по делу А72-10496/2019, которым утверждено мировое соглашение между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и администрацией города Ульяновска об уплате задолженности по взносам по капитальному ремонту общего имущества в период с 01.06.2016 по 01.04.2019 за жилые и нежилые помещения, в том числе помещения (квартиры) N 13, 18, 57, 96, 137, 142, 143 в доме N27 по проспекту Генерала Тюленева, отклоняется, поскольку из мирового соглашения не следует, что задолженность была заявлена и по спорным помещениям.
Кроме этого, по настоящему иску заявлен другой период.
Представленное ответчиком платежное поручение N 806842 от 17.12.2021 об оплате задолженности к предмету спора отношения не имеет, в связи с чем, в качестве доказательства не принимается.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2022 года по делу N А72-7170/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7170/2022
Истец: ООО "УК "Уютный город", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР-УЛЬЯНОВСК"