г. Москва |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А40-173008/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л. Захарова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е.Ярахтиным, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Арнег" на решепие Арбитражного суда г. Москвы от 03 октября 2022 по делу N А40-173008/22 (2-908)
по заявлению ООО "Арнег"
к Московская областная таможня
о принании незаконным и отменс постановления,
при участии:
от заявителя: не явилея, извещен;
от ответчика: Хусаинова О.А. по дов. от 30.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арнег" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее таможенный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.08.2022 по делу об административном правонарушении N 10013000-008140/2022 о назначении административного наказания по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему правонарушения, признав порядок и процедуру привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.
Таможенным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решенис суда первой ипстаппии, с доводами аиеллядиошюй жалобы не согласси, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без измепения, а в удовлетворспии апеллядиопной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Московской областной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10013000-008140/2022 от 09.08.2022 Общество было привлечено к административной ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 248 284,07 рублей.
Считая, что постановление об административном правонарушении по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении общества, является незаконным, заявитель обратился с соответствующим требованием в суд.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд обосновано пришел к выводу, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, апелляционным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюден.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Диспозиция ч.2 ст.16.2 КоАП России предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенных стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29 мая 2014 г.) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС, который вступил в силу 01.01.2018, и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении установленных условий.
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 7 Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (Приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 (ред. от 28.08.2018) в целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, подлежат анализу условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
На основании пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Расчет дополнительных начислений при определений таможенной стоимости товаров определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г, N 83 (далее - Решение N 83).
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 Решения N 83 в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 1,-3, 6 и 7 пункта 1 статьи 40 - ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20% в соответствии со ст.164 НК РФ.
Согласно первому абзацу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05,2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" по смыслу положений пунктов 1 и статьи 168 Налогового кодекса сумма НДС, предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. Бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике (в рассматриваемой ситуации - Правообладателе), обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам налогового периода.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона письмом Минфина России от 13.10.2021 N 27-01-21/82729 разъяснено, что при решении вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных российским лицом (в таможенных правоотношениях - декларант) в рамках исполнения обязанностей налогового агента в отношении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности начисленных в пользу иностранного лица (далее -правообладатель), необходимо исходить из следующего.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними (далее -метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), добавляются роялти, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ (далее -дополнительные начисления к ЦФУ в виде роялти).
При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не являются частью ЦФУ, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
На основании п/п.7 п.1 ст.7 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии со ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 6 ТК ЕАЭС установлено, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с п.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно п.2 ст.104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим ТК ЕАЭС.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров. Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Общество могло воспользоваться правами декларанта, предусмотренными настоящий статьей и предпринять, до подачи ДТ на указанный товар, полный комплекс мер в целях заявления достоверных сведений о стоимости товаров.
Как установлено материалами административного дела, 22.10.2020 декларантом ООО "АРНЕГ" на Московском областном таможенном посту (Центр электронного декларирования - ЦЭД) Московской областной таможни в соответствии с таможенной процедурой "Выпуск для внутреннего потребления" подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10013160/221020/0590995, в которой задекларированы товары:
Товар N 1 "части холодильного и морозильного оборудования для производства холодильных витрин, производитель: ARNEG S.P.A, товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует":
1) дверка внеш. продольная в сборе дверка представляет собой стекло обрамленное ПВХ рамку по краям с установленной ручкой и крепежной фурнитурой, модель: ASS.VETRO ES T.LONG. MTR-TSC, артикул:03277002, количество - 1 шт;
2) модуль базовый vnz2-гh250 полуфабрикат (основание витрины), модель: МОБЦЬО ВА8Е УШ2-FH250, артикул:03313354, количество - 1 шт.
Товар N 2 "профили из алюминиевых сплавов, используются как комплектующие при сборке холодильных витрин, производитель: ARNEG S.P.A., товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует":
1) профиль верхний задних раздвижных дверок на модель дэнвер-закрытый угол, устанавливается в холодильные витрины для закрепления ночных шторок, модель: PR.SUP.CH.ASB 131396 dnv-ac4, артикул:02895156, количество - 2 шт;
2) профиль обрамления стекла толщиной 6 мм, длиной 3800 мм декоративный элемент, крепится на стекла для их защиты от внеш. механических воздействий, всего 10 шт, модель: PR.ALL.CRIST.SP.6mm l=3800, артикул:00131190, количество - 38 м;
3) профиль плафона на витрину дэнвер -закрытый угол, сварной представляет из себя конструкцию бумеранга, устанавливается в холодильные витрины для акрепления плафона, модель: PR.PLAF.ASB 131400 dnv-ac4, артикул: 02895155, количество - 2 шт.
Товар N 3 "изделия из черных металлов (сталь), изготовленные комбинированным способом для производства холодильных витрин, производитель: ARNEG S.P.A., товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует":
1) заглушка, материла изготовления - оцинкованная сталь, модель: TAPPO 8СН.ВС ВЬ2-TLL, артикул: 02331891, количество - 250 шт;
2) крепление поддержки поддонов vnz2fh-tll, материал: нерж. сталь. элемент крепления поддонов, модель: STAFFA SUPP.VASSOI VNZ 2FH-TLL, артикул:
02768370,количество - 6 шт;
3) держатель делителя вертикальный sdn3, модель: 8ЦРР ШУ/УЕРХ 8БШ - TLL, артикул: 02763839, количество - 10 шт;
4) стойка левая vnz2fh-tll, модель: MONTANTE SX VNZ 2FH-TLL, артикул: 02768372, количество - 1 шт;
5) стойка правая vnz2fh-tll, модель: MONTANTE DX VNZ 2FH-TLL, артикул:
02768371, количество - 1 шт;
6) стойка центральная vnz2fh-tll, модель: MONTANTE CE VNZ 2FH-ТLL, артикул: 02768373, количество - 1 шт;
7) длинная сторона нерж. Lag-Й1-125, материал: нерж. сталь, модель: ЬАМ.Е8Т.ЬАТО ЫМОО ЬАО-РН-125, артикул: 02272364, количество - 2 шт.
Товар N 4 "профили фасонные, с обработанной поверхностью, но не подвергшиеся иной обработке из полимеров винилхлорида, для производства холодильного оборудования": профиль ПВХ бампера r7011 sdn l3800 - 6 шт, производитель: VBN S.P.A., товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует, модель: PROF.PVC PARAC.R7011 SDN l3800, артикул:00161978, количество- 22,80 м.
Товар N 5 "изделия из пластмасс для производства холодильных витрин, производитель: ARNEG S.P.A., товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует":
1) крепление для крепления плафона на витрину Денвер, Даллас, модель: SOSTEGNO LAT.MENS.SUP. DNV, артикул: 02763193, количество- 10 шт;
2) фиксатор зажимной, модель: FISSAT. OBO M-(ДЛСК МЕ 25-32, артикул: 04353048, количество - 3 шт;
3) сливной трапец. 1"1/2 пластик (корпус) +резина (прокладка), модель: PILETTA SCAR.1"1/2 compl. 0093, артикул: 04340561, количество- 10 шт;
4) фиксатор бампера 20x30 r9006, материал: полиамид, модель: SUPP.PAR. 20x30 г9006 1813-tll, артикул: 02769613, количество - 1 000 шт;
5) упор стекла регулируемый для опоры фронтального стекла, представляет из себя заглушку с ножкой 35 мм, которая вставляется в отверстие держателя стекла, диаметр ножки 8 мм, модель: FERMO REG.VETRO M8 SDN2--- VCB, артикул: 01350064, количество - 10 шт.
Товар N 6 "части промышленных холодильных витрин, производитель: НАК02НСШ РОКЕКЖ ЕССЖОМ1С КЕЬАТЮШ АКБ ТКАБЕ 8ЕКУ1СЕ СО., ЬТБ, товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует":
1) внутренняя сдвижная шторка-дверца, в собранном виде, mtr ---Ш, используется в качестве прозрачных раздвижных шторок, стекло с уплотнительной прокладкой и ПВХ рамкой, применяются для обзора товара, а также защиты от утечки холода, модель: ASS.VETRO INT.LONG. MTR ---- TLL, артикул: 03276999, количество - 23 шт;
2) внешняя сдвижная шторка-дверца, в собранном виде, mtr --- tll, используется в качестве прозрачных раздвижных шторок, стекло с уплотнительной прокладкой и ПВХ рамкой, применяются для обзора товара, а также защиты от утечки холода, модель: А88.УЕТКО Е8Т.ШЖ}. МТК---- TLL, артикул: 03277000, количество- 20 шт;
3) ручка в комплекте с установочными винтами пластиковая ручка устанавливается при помощи крепежных винтов на сдвижные шторки-дверцы холодильного оборудования, модель: ASS.MАМОЫА БА АУУ1ТАКЕ 8С.3У, артикул:02941598, количество- 40 шт.
Товар N 7 "изделия из меди": прокладка медн. конус 1/4" 7580/2 герметизация соединений, производитель: CASTEL S.R.L, товарный знак: CASTEL, торговая марка: отсутствует, модель: GUARNIZ.TR.CON.1/4" 7580/2, артикул: 04050304, количество -200 шт.
Товар N 8 "стекло изогнутое упрочненное, безопасное, гладкое, фронтальное, для установки в холодильные витрины": стекло лицевое l=1560 sdl-2vc312, всего-1,05м2 - 1 шт, производитель: ARNEG S.P.A, товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует, модель: VETRO FRONT.l=1560 sdl-2vc312, артикул: 02742612, количество: 1,05 м2.
Товар N 9 "фитинги для труб и трубок, из медных сплавов, возиться в качестве комплектующих для производства промышленного холодильного оборудования": сливная труба в сборе: 2 резиновых прокладки диаметром 40 и 44,5 мм, 1 патрубка из латуни, 2 хромированные гайки, производитель: ARNEG S.P.A, товарный знак: отсутствует, торговая марка: отсутствует, модель: TUBO SC.OTT.D32+ghi.ott.1"1/2f, артикул: 02540257, количество - 10 шт.
Товар N 10 "части осевых вентиляторов, ввозятся в качестве комплектующих к холодильному оборудованию, которое производится на территории РФ, не военного назначения": крыльчатка вентилятора 230/23° материал: алюминий угол наклона крыльчатки 23°, диаметр 230 мм, производитель: MA-VIB S.P.A, товарный знак MA-VIB, торговая марка: отсутствует, модель: VENTOLA EL.5 230/23° А.А., артикул: 04681252, количество- 1 шт.
Общая таможенная стоимость товаров составила 305 555,65 руб. (графа 12), общая сумма по счету 3 230,08 евро (графа 22).
Товар, заявленный в ДТ N 10013160/221020/0590995, поступил в регион деятельности Можайского таможенного поста МОТ на транспортном средстве с регистрационными номерами LB70796/LB96168, в адрес ООО "АРНЕГ" по следующим товаросопроводительным документам: инвойс N V5 NO. 1111/EXP от 12.10.2020, CMR N 106262 от 19.10.2020, во исполнение внешнеторгового контракта 10Р/18 от 23.10.2018, заключенного с ARNEG S.P.A. (Италия).
Согласно сведениям, указанным в графах N 8, 9, 14 ДТ N 10013160/221020/0590995, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, выступало ООО "АРНЕГ".
В ходе проведения таможенного контроля 23.10.2020 Московским областным таможенным постом принято решение о выпуске указанных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
По результатам проведенной МОТ камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 24.11.2021 N 10013000/210/241121/А000709), установлено, что ООО "АРНЕГ" в ДТ N 10013160/221020/0590995 заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости, а именно, в таможенную стоимость товаров не включены, подлежащие включению, лицензионные платежи. ООО "АРНЕГ" "Покупатель" заключило "рамочные" коммерческие контракты от 30.03.2009 N 43/09, от 23.10.2018 N 10р/18, от 30.06.2020 N 10rc (далее - Контракты) с компания ARNEG S.P.A. (Италия) "Продавец" на условиях FCA из г.Марсанго (Падова) Италия, согласно которым Продавец продаёт Покупателю товар, предназначенный для производства торгового и холодильного оборудования на территории РФ, а Покупатель обязуется принять и оплатить Товар в соответствии со Спецификацией к каждой поставке. Номенклатура, количество и стоимость товара определяется на каждую партию товара отдельно и указывается в Спецификации, составляемой накануне отгрузки к каждой поставке. В стоимость товара включается стоимость упаковки, а также иные расходы Поставщика.
Таможенная стоимость в проверяемых ДТ определена и заявлена ООО "АРНЕГ" по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 (метод 1).
При таможенном декларировании товаров ООО "АРНЕГ" лицензионные договора не предоставлялись, лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости не включались.
В графе 15 ДТС-1 к ДТ сведения об уплате лицензионных платежей отсутствуют.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, основано на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Согласно пункту 9 статьи 38 ТК ЕАЭС оценка ввезенного товара для таможенных целей не должна основываться на использовании произвольной или фиктивной стоимости.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" (вместе с "Правилами применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)"), при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).
Статьей 108 ТК ЕАЭС определены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, к которым в том числе относятся:
* документы, подтверждающие совершение сделки с товарами;
* документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
В ходе проведения проверки установлено наличие следующего Лицензионного договора о передаче технической информации по Лицензии и Товарных знаков от 01.01.2015 (далее - Лицензионный договор), который заключен между компанией "ARNEG S.P.A.", (Италия) (далее - "Лицензиар") и ООО "АРНЕГ" (далее -"Лицензиат") о передаче от Лицензиара Лицензиату исключительной лицензии на использование технической информации и Товарных знаков при изготовлении и продаже торгового и промышленного холодильного оборудования за вознаграждение.
Лицензиар предоставляет Лицензиату на весь Срок Лицензии исключительную Лицензию на использование следующих Товарных знаков на Лицензионной территории в отношении всего оборудования, указанного в Свидетельствах РФ на Товарные знаки, на основании лицензионных платежей, выплачиваемых на протяжении всего срока действия Договора:
* товарного знака "Arneg" (Свидетельство на товарный знак N 77781 Классы МКТУ: 11 и 20. Истечение срока действия регистрации: 25.04.2025);
* товарного знака "Arneg" (Свидетельство на товарный знак N 199361, Классы МКТУ: 35 Истечение срока действия регистрации: 18.10.2020);
* товарного знака "Arneg" (на красном фоне) (Свидетельство на товарный знак N 286347 Классы МКТУ: 11, 20 и 35. Истечение срока действия регистрации; 23.07.2024);
* товарного знака "Арнег" (в кириллице, на красном фоне) (Свидетельство на товарный знак N 286348 Классы МКТУ: 11, 20 и 35. Истечение срока действия регистрации: 23.07.2024).
В соответствии с п.3 Договора Лицензиар и Лицензиат признают и соглашаются с тем, что Лицензиар сохраняет за собой все права на использование Прав на техническую информацию по Лицензии и Товарных знаков в своей хозяйственной деятельности, включая право самостоятельно продавать свою продукцию с Товарными знаками на Лицензионной территории, а также право уступки за пределами Лицензионной территории всех или части своих прав на Товарные знаки и право разрешать третьим лицам использовать Товарные знаки.
В соответствии с п.4.1 Договора за использование Прав на техническую информацию по Лицензии и Товарных знаков Лицензиат уплачивает Лицензиару лицензионные платежи в размере 4% (четырех процентов) от Чистой выручки Лицензиата.
В соответствии с п.4.2 и п.4.3 Договора лицензионные платежи в отношении Прав на техническую информацию по Лицензии и Товарного знака выплачиваются в течение 30 (тридцати) календарных дней по истечении каждого квартала.
В соответствии с п.4.6 Договора Лицензиар имеет право в любой момент проверять бухгалтерскую отчетность Лицензиата в целях осуществления контроля за выручкой Лицензиата и исчисления причитающихся Лицензиару лицензионных платежей.
В соответствии с п.5.1 Договора Лицензиат обязуется не осуществлять от своего имени - ни прямо, ни косвенно - в качестве партнера, управляющего, директора или в каком- либо ином качестве выпуск или продажу продукции, в т.ч. третьих лиц, которая может рассматриваться как конкурирующая с Лицензионной продукцией или Специальной продукцией.
В соответствии с п.6.2 Договора Лицензиат обязуется выпускать Лицензионную продукцию с использованием Прав на техническую информацию по Лицензии и Товарных знаков для коммерческого использования, сохраняя высокий стандарт качества и соблюдая характерные для продукции Лицензиара дизайнерские каноны.
В соответствии с п.6.5 Договора Лицензиат обязуется вести полную и точную бухгалтерскую отчетность, а также документацию о выпуске и продаже Лицензионной продукции, произведенной в течение Срока Лицензии, и Лицензиару предоставляется право через должным образом назначенных представителей контролировать и проверять соответствующие бухгалтерские книги и иную документацию в целях определения их полноты и точности.
В соответствии с п.7.1 Договора Лицензиат обязуется использовать Права на техническую информацию по Лицензии и Товарные знаки, выпуская и собирая Лицензионную продукцию в строгом соответствии со стандартами качества и техническими стандартами Лицензиара. При этом технические характеристики и качество оборудования Лицензиата, выпускаемого по Лицензии, должны быть не ниже продукции, выпускаемой Лицензиаром.
В соответствии с п.7.2 Договора если качество и технические характеристики Лицензионной продукции окажутся несоответствующими и требуемый уровень качества не будет достигнут в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента письменного уведомления в адрес Лицензиата, Лицензиар имеет право в одностороннем порядке расторгнуть Договор.
В соответствии с п.8.1 Договора Лицензиат не имеет права без предварительного письменного согласия Лицензиара маркировать Товарными знаками какую-либо Лицензионную продукцию, измененную или видоизмененную относительно предоставленных Прав на техническую информацию по Лицензии.
В соответствии с п.10.1 Договора Лицензиат обязан маркировать произведенную Лицензионную продукцию с указанием своего фирменного наименования и информации о том, что Лицензионная продукция произведена по лицензии Лицензиара. Для целей выполнения положений настоящей статьи Лицензиат обязуется прикреплять ко всей Лицензионной продукции наклейку: "Произведено ООО "Арнег" по лицензии компанией "ARNEG S.P.A." (Италия).
Дополнительным соглашением от 30.09.2020 стороны пришли к соглашению о расторжении лицензионного договора от 01.01.2015 с 01.01.2021.
В ходе проведения проверки установлено наличие следующего Лицензионного договора от 02.01.2021, заключенного между компанией "ARNEG S.P.A.", (Италия) и ООО "АРНЕГ" о передаче от Лицензиара Лицензиату исключительной лицензии на использование технической информации и Товарных знаков при изготовлении и продаже торгового и промышленного холодильного оборудования за вознаграждение. Договор содержит условия аналогичные условиям предусмотренным договором от 01.01.2015.
Проанализированы документы банковского контроля.
Для осуществления валютного контроля финансовых операций в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентам уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки" (действующая на дату открытия паспорта сделки) по Лицензионному договору от 01.01.2015 ООО "АРНЕГ" в АО "Банк Интеза" открыт паспорт сделки от 13.07.2016 N 16070002/2216/0000/4/1.
В подразделе III.I "Сведения о подтверждающих документах" раздела III "Сведения о подтверждающих документах" в качестве подтверждающих документов указаны "Расчет лицензионных платежей". "Расчет лицензионных платежей", корреспондируются со сведениями, указанными в столбце подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля "Сумма по подтверждающим документам, в единицах валюты".
В рамках Лицензионного договора ООО "АРНЕГ" перечислило в адрес компании Arneg S.p.A. (Италия) с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года лицензионные платежи в сумме 2 112 974 Евро. То есть на момент проверки сумма фактически перечисленных лицензионных платежей составляет 163 412 373 рублей.
Для осуществления валютного контроля финансовых операций по Лицензионному договору от 02.01.2021 ООО "АРНЕГ" в АО "БНП ПАРИБА Банк" открыт паспорт сделки от 11.02.2021 N 21020003/3407/0000/4/1.
В подразделе III.I "Сведения о подтверждающих документах" раздела III "Сведения о подтверждающих документах" в качестве подтверждающих документов указаны "Расчет лицензионных платежей". "Расчет лицензионных платежей", корреспондируются со сведениями, указанными в столбце подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля "Сумма по подтверждающим документам, в единицах валюты".
В рамках Лицензионного договора ООО "АРНЕГ" перечислило в адрес компании Arneg S.p.A. (Италия) с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года лицензионные платежи в сумме 337 210 Евро. То есть на момент проверки сумма фактически перечисленных лицензионных платежей составляет 29 469 582 рублей.
Общая сумма лицензионных платежей, уплаченных в соответствии с лицензионными договорами от 01.01.2015 и от 02.01.2021 составила 2 450 183,89 Евро или 192 881 955 рублей.
Лицензионные платежи в сумме 192 881 955 рублей подлежит включению в таможенную стоимость проверяемых ДТ.
В ходе проведения проверки, на требование таможенного органа от 26.08.2021 N 65-14/26046 ООО "АРНЕГ" представлены сопроводительным письмом от 05.10.2021 N 12а/1021 пояснительная записка и бухгалтерские документы. Так же представлены в количестве 10 документов "Расчет выручки для оплаты использования лицензионных платежей" с 01.01.2019 по 30.06.2021.
В документах "Расчет выручки для оплаты использования лицензионных платежей" указана сумма реализации холодильного оборудования, которая является основой для расчета лицензионных платежей и последующей оплаты Лицензиару. Согласно пункту 4.1 Лицензионного договора за основу расчета принимается, сумма чистой выручки ООО "АРНЕГ".
За основу расчета лицензионных платежей ООО "АРНЕГ" принимались "Расчет лицензионных платежей" за 2019 год от 26.06.2019, от 21.02.2020, от 21.02.2020, от 25.03.2020, за 2020 и 2021 года "Расчет лицензионных платежей" представлены в количестве 6 шт. (без номеров и дат), а так же ведомости банковского контроля по лицензионным договорам от 01.01.2015 и от 02.01.2021.
В соответствии со статьей 161 Налогового Кодекса Российской Федерации ООО "АРНЕГ" признается налоговым агентом по уплате НДС в связи с оказанием компанией Arneg S.p.A. (Италия) услуг по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности, в связи, с чем обязано исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации соответствующую сумму НДС.
В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ставка НДС до 31.12.2018 года составляла 18%, с 01.01.2019 ставка НДС составляет 20%.
Таким образом, в 2018 году с суммы роялти 89 444 570,42 рублей х 18% НДС составляет 16 100 022,68 рублей.
Лицензионные платежи по Лицензионному договору c 01.01.2019 подлежат налогообложению по налоговой ставке 20 процентов, что составит в 2019 году с суммы роялти 73 967 802,77 рублей х 20% НДС 14 793 560,55 рублей; в 2020 году с суммы роялти 29 469 582,31 рублей х 20% НДС 5 893 916,46 рублей.
Сумма НДС c учетом ставок 18% и 20% равна 36 787 499,69 рублей.
Сумма лицензионных платежей с учетом НДС 229 669 455,20 рублей подлежит включению в таможенную стоимость в проверяемые ДТ.
ООО "АРНЕГ" не согласившись с выводами сделанными в акте камеральной таможенной проверки обратилось в Арбитражный суд г.Москвы. Решением от 02.06.2022 по делу N А40-11337/22-122-81 Арбитражный суд г.Москвы отказал ООО "АРНЕГ" в удовлетворении заявленных требований.
Лицензионные платежи (роялти) за право использования технической информации (ноу-хау), а также права и лицензии при продаже холодильного оборудования, с использованием технической документации ноу-хау, связаны с ввозимыми товарами, предназначенными для собственного производства холодильного оборудования, задекларированными по проверяемым ДТ, входящими в технологический процесс. В соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС лицензионные платежи (роялти) должны быть добавлены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО "АРНЕГ" является дочерним предприятием Компания ARNEG S.P.A. (Италия), имеющая размер в ООО "АРНЕГ" доли 100%, определяет решения, принимаемые ООО "АРНЕГ". Таким образом у покупателя (лицензиата) отсутствует возможность приобрести оцениваемые (ввозимые) товары без уплаты лицензионных платежей, определяемые пунктом 9 Положения к Рекомендации N 20.
В соответствии с Рекомендациями N 20 в ходе таможенной проверки установлено, что обязанность по уплате лицензионных платежей ООО "АРНЕГ" является частью договорных отношений между Лицензиатом и правообладателем (Лицензиаром), а именно - ООО "АРНЕГ" за использование лицензионных прав, технологий, документации, необходимых для производства холодильного оборудования ООО "АРНЕГ" (Лицензиат) уплачивает Компания ARNEG S.P.A. (Италия) (Лицензиар) лицензионные платежи (роялти) в размере 4% от чистой выручки Лицензиата, полученной от продажи продукции, изготовленной Лицензиатом.
В соответствии с Рекомендациями N 20 в ходе таможенной проверки установлено, что при заключении лицензионного договора правообладатель Компания ARNEG S.P.A. (Италия) Лицензиар предоставляет Лицензиату определенные права на использование объектов интеллектуальной собственности, а именно - Компания ARNEG S.P.A. (Италия) Лицензиар предоставляет ООО "АРНЕГ" техническую документацию ноу-хау необходимой для производства и последующей продажи холодильного оборудования с комплектующими, имеющими товарные знаки Arneg или Арнег.
Таким образом, лицензионные платежи (роялти) за право использования технической информации (ноу-хау), а также права и лицензии при продаже холодильного оборудования, с использованием технической документации ноу-хау, связаны с ввозимыми товарами, предназначенными для собственного производства холодильного оборудования, продекларированными по проверяемым ДТ, входящими в технологический процесс, без которого невозможно производство. В соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС данный лицензионный платеж (роялти) должен быть добавлен к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
По результатам камеральной таможенной проверки установлено, что ООО "АРНЕГ" по ДТ N 10013160/221020/0590995 не включило в таможенную стоимость декларируемых товаров, подлежащие уплате лицензионные платежи на сумму 1 636 129,27 руб. в связи с чем, заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости декларируемых товаров, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в размере 496 568,13 руб.
24.12.2021 Московской областной таможней произведена корректировка декларации на товары ДТ N 10013160/221020/0590995 в соответствии с Решением таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров N 10013000/210/241221/Т000709/056 на сумму 496 568,13 рублей.
Таким образом, ООО "АРНЕГ" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП России, выразившееся в заявлении в ДТ N 10013160/221020/0590995 недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, послуживших основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в размере 496 568,13 руб.
По данному факту 20.07.2022 должностным лицом отдела проверки деятельности лиц Московской областной таможни А.В. Репьевым в соответствии с требованием ст.28.2 КоАП России возбуждено дело (составлен протокол) об АП N 10013000-008140/2022 в отношении ООО "АРНЕГ" по ч.2 ст.16.2 КоАП России.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - БАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС, который вступил в силу 01.01.2018, и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, сведения о таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении установленных условий.
Пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов ЕАЭС.
Согласно пункту 7 Положения о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (Приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 (ред. от 28.08.2018) в целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, подлежат анализу условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
На основании пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информаций.
Расчет дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 г. N 83 (далее - Решение N 83).
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 Решения N 83 в случае, если дополнительные начисления, указанные в подпунктах 1,-3, 6 и 7 пункта 1 статьи 40 - ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением стоимости каждого наименования товара к общей стоимости товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, является НК РФ.
Выплата лицензионных платежей является отдельной хозяйственной операцией и подлежит обложению НДС по ставке 20% в соответствии с пунктом статьи 164 НК РФ.
Согласно первому абзацу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" по смыслу положений пунктов 1 и статьи 168 Налогового кодекса сумма НДС, предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. Бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике (в рассматриваемой ситуации - Правообладателе), обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам налогового периода.
На 40-й Сессии Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее - Технический комитет) было принято Рекомендуемое Мнение 4.16 "Роялти и лицензионные платежи в соответствии со Статьей 8.1 (с) Соглашения", одобрено Советом Всемирной Таможенной организации и опубликовано в Отчете о проведении 40-й Сессии Технического комитета (Приложение D к Документу VT0994Elc).
Техническим комитетом сделан вывод о том, что если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя роялти импортером подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона письмом Минфина России от 13..10.2021 N 27-01-21/82729 разъяснено, что при решении вопроса о необходимости включения в таможенную стоимость товаров сумм налогов, в том числе НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных российским лицом (в таможенных правоотношениях - декларант) в рамках исполнения обязанностей налогового агента в отношении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности начисленных в пользу иностранного лица (далее -правообладатель), необходимо исходить из следующего.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними (далее -метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - ЦФУ), добавляются роялти, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ (далее - дополнительные начисления к ЦФУ в виде роялти).
При этом суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не являются частью ЦФУ, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 17 статьи 325 ТК ЕАЭС).
На основании п/п.7 п.1 ст.7 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии со ст.2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 6 ТК ЕАЭС установлено, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии с п.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно п.2 ст.104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим ТК ЕАЭС.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров. Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Общество могло воспользоваться правами декларанта, предусмотренными настоящий статьей и предпринять, до подачи ДТ на указанный товар, полный комплекс мер в целях заявления достоверных сведений о стоимости товаров.
Диспозицией ч.2 ст.16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объективная сторона административного правонарушения выразилась в заявлении Обществом при декларировании товаров по ДТ N 10013160/221020/0590995, недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров N N 1- 10 (не включение в структуру таможенной стоимости лицензионных платежей, а также НДС в размере 20%), что привело к заявлению недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, что в свою очередь привело к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 496 568 (четыреста девяносто шесть тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 13 копеек.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП России является установленный порядок таможенного декларирования товаров.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ является декларант, в рассматриваемом случае ООО "АРНЕГ".
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной юридического лица, у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь участником правоотношений в области таможенного дела, и вступая в таможенные правоотношения ООО "АРНЕГ" обязано при осуществлении своей деятельности строго придерживаться требований таможенного законодательства, обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого исполнения требований закона.
Материалами дела подтверждается, что ООО "АРНЕГ", имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности. Более того, что ООО "АРНЕГ", могло проявить определенную степень заботливости и предусмотрительности и, тем самым, принять все меры для соблюдения действующего таможенного законодательства.
При должной мере заботливости и осмотрительности перед подачей ДТ в таможенный орган таможенный Общество обязано было проверить полноту и достоверность заявляемых сведений, исключив тем самым возможность наступления негативных последствий в виде указания неверной таможенной стоимости товара и занижения подлежащих уплате таможенных платежей.
Вина Общества заключается в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена ответственность, Общество не предприняло все необходимые меры по их соблюдению (могло воспользоваться правом уточнения стоимости товаров, получить консультацию в таможенном органе и т.п.), что привело к совершению правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП России.
Чрезвычайные, непреодолимые и находящиеся вне контроля Общества обстоятельства, препятствовавшие исполнению возложенных на ООО "АРНЕГ" обязанностей, отсутствовали.
Таким образом, ООО "АРНЕГ" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП России.
При таких обстоятельствах, суд сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что доводы Общества были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-173008/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173008/2022
Истец: ООО "АРНЕГ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ