г. Владивосток |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А59-1768/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-6802/2022
на решение от 16.09.2022
по делу N А59-1768/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (ОГРН: 1156501010236, ИНН: 6501280134)
к акционерному обществу "Совхоз Южно-Сахалинский" (ОГРН: 1156501002657, ИНН: 6501272937)
о признании дополнительного соглашения недействительным, взыскании средств субсидии и зачете уплаченного долга,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Совхоз Южно-Сахалинский" (далее - АО "Совхоз Южно-Сахалинский", ответчик): о признании недействительным дополнительного соглашения от 19.05.2020 к соглашениям от 14.03.2017 N 12/08-2017, 22.02.2018 N 16/09-2018, 05.02.2019 N 16/02-2019, заключенного между министерством и АО "Совхоз Южно-Сахалинский" со дня его заключения; о взыскании 2 923 389 рублей субсидии; зачесть АО "Совхоз Южно-Сахалинский" в счет погашения долга по требованию министерства от 13.03.2020 N 3.37-805/20 в размере 6 700 000 рублей, уплаченную по дополнительному соглашению от 19.05.2020 к соглашениям от 14.03.2017 N 12/08-2017, 22.02.2018 N 16/09-2018, 05.02.2019 N 16/02-2019 (с учетом уточнений исковых требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 16.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным дополнительного соглашения, взыскании с ответчика суммы субсидии и зачесть ранее перечисленные платежи ответчика в сет уплаты долга. Ссылаясь на положения бюджетного законодательства и порядка предоставления субсидии, истец считает ошибочным применение судом первой инстанции пункта 1 статьи 9 и пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о том, что истец и ответчик были вправе урегулировать вопрос о рассрочке платежа во внесудебном порядке, поскольку возвращение субсидии производится единовременно и в полном объеме, а случае добровольного отказа, исключительно в судебном порядке.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427, и в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат по технической и технологической модернизации сельского хозяйства", утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110 (далее - Порядок предоставления субсидии N 110), заключенными между истцом и ответчиком соглашениями от 14.03.2017 N 12-08-2017, от 22.02.2018 N 16-09-2018, от 05.02.2019 N 16-02-2019 Акционерному обществу "Совхоз Южно-Сахалинский" по его заявкам выделены субсидии в части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, за счет средств областного бюджета, в том числе истцом были получены субсидии 1 043 288 рублей в 2017 году, 8 145 426 рублей - в 2018 году, 434 675 рублей - в 2019 году, всего 9 623 389 рублей, на цели - приобретение 3-х единиц сельскохозяйственной техники (комбайны картофелеуборочные Grimme SE 150-60 UB).
Соглашения между министерством (распорядитель) и АО "Совхоз Южно-Сахалинский" (получатель) заключены на компенсацию обществу части затрат на приобретение техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, за счет средств областного бюджета на цели - приобретение 3-х единиц сельскохозяйственной техники (комбайны картофелеуборочные Grimme SE 150-60 UB).
В соответствии с пунктами 5.1.5, 5.1.6 соглашений в случае, если получателем допущены нарушения условий соглашения, распорядитель направляет получателю требование об обеспечении возврата средств субсидий в областной бюджет Сахалинской области в течении 5 рабочих дней со дня установления нарушения.
В пункте 5.3.2 предусмотрено, что получатель обязуется обеспечивать исполнение требований распорядителя по возврату средств в областной бюджет в случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидии в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения письменного требования.
Изменение соглашения осуществляется по соглашению сторон в письменной форме и оформляется в виде дополнительного соглашения к соглашению, которое является неотъемлемой частью и вступает в действие после его подписания (пункт 7.4 соглашений).
Истцом были получены субсидии в общей сумме 9 623 389 рублей: в 2017 году - 1 043 288 рублей, в 2018 году - 8 145 426 рублей, в 2019 году -434 675 рублей.
По результатам проведенной Контрольно-счетной палатой Сахалинской области проверки было выявлено, что данная сельскохозяйственная техника приобретена по договорам лизинга, при том, платежи по данным договорам лизинга производились за счет бюджетных инвестиций по договору об участии от 22.08.2016 N 1/16, предметом которого является участие Сахалинской области в собственности в форме бюджетных инвестиций, которое оформляется в виде взноса в уставной капитал.
В этой связи Контрольно-счетной платой сделан вывод о неправомерном получении ответчиком денежных средств на приобретение этой же техники по программе, предусмотренной Порядке предоставления субсидии на возмещение затрат по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 N 110 (далее - Порядок N 110).
13.03.2020 истец направил в адрес совхоза требование о возврате данных сумм субсидий как полученных с нарушением пункта 2.1.1 Порядка N 110.
Фактически спора между сторонами о наличии (отсутствии) у ответчика обязанности по возврату в бюджет денежных сумм не имеется.
В целях добровольного возврата неправомерно полученных сумм субсидий сторонами между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 19.05.2020 к вышеуказанным соглашениям (от 14.03.2017 N 12-08-2017, от 22.02.2018 N 16-09-2018, от 05.02.2019 N 16-02-2019).
По условиям дополнительного соглашения сторонами предусмотрено, что АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" признает перед министерством долг в размере 9 623 389 рублей бюджетных субсидий, из них: 1 043 288 рублей за 2017 год; 8 145 426 рублей за 2018 год; 434 675 рублей за 2019 год; и обязуется возвратить министерству долг бюджетных субсидий, в размере, указанном в пункте 1 дополнительного соглашения, не позднее 30.04.2023, с учетом пункта 3 дополнительного соглашения.
Также сторонами предусмотрено, что министерство принимает исполнение АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" обязательство по возврату долга бюджетных субсидий, в размере, указанном в пункте 1 дополнительного соглашения, по частям в период с 30.04.2020 по 30.04.2023 в виде уплаты ежемесячных платежей в размере 268 000 рублей, за исключением апреля 2023 года, не позднее последнего дня соответствующего месяца в период указанного срока.
Месячный платеж АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" в данном обязательстве за апрель 2023 года составляет 243 289 рублей и должен быть осуществлен АО "Совхоз "Южно-Сахалинский не позднее 30.04.2023.
В качестве исполнения своих обязательств по дополнительному соглашению ответчиком в предусмотренные соглашением сроки ежемесячно производятся перечисления на указанный в соглашении счет денежных сумм в качестве возврата сумм субсидий.
В обоснование своих требований о недействительности сделки истцом указано на отсутствие в Порядке N 110 условий о возможности возврата неосновательно полученных сумм субсидий путем рассрочки платежа, а предусмотрена их обязанность по обращению в суд с иском о взыскании неосновательно полученных средств, тем самым при отсутствии единовременной выплаты в качестве возврата сумм их возврат может быть только в судебном порядке.
Полагая, что спорным соглашением нарушены требования бюджетного законодательства и Порядок N 110 не предусматривает возврат субсидий в форме рассрочки, истец обратился в суд с иском о признании дополнительного соглашения к Соглашениям о предоставлении субсидий недействительным и взыскании невозвращенной субсидии.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, указал на противоречивость действий истца, отсутствие нарушений прав истца, соответствие условий о рассрочке нормам гражданского законодательства, отсутствие прямого запрета в бюджетном законодательстве на установление рассрочки платежей при возврате сумм субсидий. Также указал, что данная рассрочка устанавливалась в целях соблюдения баланса прав и интересов сторон, тогда как их предприятие является значимым для Сахалинской области, 100-й акционер - Сахалинская области в лице МИЗО СО, у них имеется множество обязательств перед иными субъектами, перед гражданами Сахалинской области, и единовременно выплатить данную сумму они не могут, поскольку это повлечет нарушение прав иных субъектов.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене со следующим.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В силу статьи 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 БК РФ).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности, экономности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно БК РФ предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с установленными требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, по общему правилу субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Предоставление ответчику субсидии осуществлялось на основании Порядка N 110.
Согласно пункту 1.1. Порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашений от 14.03.2017, 22.02.2018, 05.02.2019), он разработан в целях реализации Подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства" государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427, и определяет цели, условия и порядок предоставления и возврата бюджетных ассигнований в виде субсидии на возмещение части затрат по технической и технологической модернизации сельского хозяйства (далее - субсидия, Государственная программа).
Главным распорядителем бюджетных средств по реализации настоящего Порядка является министерство сельского хозяйства Сахалинской области (в настоящее время реорганизовано в Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области) (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.3.1. Порядка, целью предоставления субсидии является возмещение части затрат, в том числе, по следующим направлениям - основное мероприятие "Стимулирование технического оснащения сельскохозяйственного производства" - приобретение техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, и мелиоративной техники.
Условия предоставления субсидии определены в разделе 2 данного Порядка, в числе которых предусмотрено, что получатели субсидии не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящим Порядком, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего порядка (пункт 2.1).
В силу требований пункта 5.1 положения, Министерство и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств Сахалинской области и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.
Согласно пунктам 5.2.-5.5 порядка N 110, в случае нарушения условий предоставления субсидии, недостоверности представленных документов, отсутствия документов для подтверждения целевого использования субсидии средства, составляющие сумму субсидии, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, касающиеся порядка возврата средств получателями субсидии в случае нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в части выполнения и (или) достижения значений показателей результативности использования субсидии, в том числе порядок расчета объема средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения получателей субсидии от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных Соглашением, применяются в соответствии с Порядком оценки результативности использования субсидий, предоставленных на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, утверждаемым постановлением Правительства Сахалинской области.
Требование о возврате средств субсидии направляется получателю субсидии Министерством в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения.
Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней, начиная с даты получения письменного требования Министерства о возврате, перечисляет субсидию в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам.
В случае отказа от добровольного исполнения требований Министерства сумма субсидии, подлежащая возврату, взыскивается в судебном порядке.
Оценив в совокупности условия порядка предоставления субсидии суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, так как исходя из вышеприведенных положений раздела 5 Порядка N 110, основанием для обращения в суд по вопросу о возврате сумм субсидий является спор между сторонами относительно обязательств по такому возврату, тогда как ни данный Порядок, ни иные нормы, регулирующие бюджетные отношения, не запрещают сторонам, при наличии отсутствия спора об обязательстве по возврату неосновательно полученных сумм субсидий, договариваться о рассрочке платежей.
Кроме того, суд первой инстанции сослался на положения пункта 5 статьи 166 ГК РФ, согласно которому заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласится с выводом суда первой инстанции, как основанным на неверном толковании норм материального права.
Заключенное между министерством и АО "Совхоз Южно-Сахалинский" дополнительное соглашение от 19.05.2020 нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ), который предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Нарушение указанного принципа бюджетной системы Российской Федерации посредством заключения указанного дополнительного соглашения нарушило право министерства (областного бюджета) на единовременное получение (возвращение) средств субсидии и последующее распределение полученных (возвращенных) средств между другими хозяйствующими субъектами в рамках государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427.
Пункт 5.4 Порядка N 110 не ставит возврат субсидии в зависимость от наличия (отсутствия) у хозяйствующего субъекта денежных обязательств и возможности установления рассрочки для ее возврата.
То есть, средства субсидии должны быть возвращены хозяйствующим субъектом в бюджет Сахалинской области в полном объеме. Частичный возврат субсидии возможен исключительно в случае ее частичного освоения.
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает недействительным (ничтожным) дополнительное соглашение от 19.05.2020 к соглашениям от 14.03.2017 N 12/08-2017, 22.02.2018 N 16/09-2018, 05.02.2019 N 16/02-2019, заключенного между министерством и АО "Совхоз Южно-Сахалинский" со дня его заключения в силу нарушения статьи 78 БК РФ и пункта 5.4 Порядка N 110 (устанавливающие возврат субсидии в полном объеме).
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, выраженная в определении от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 не подлежит к применению, так как в указанном деле предметом спора являлось требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными, начисленных на невозвращенную в установленный срок сумму субсидии. Разъяснения о том, что к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ относятся именно к тому, что неправомерно удерживаемая субсидия представляет собой неосновательного обогащение, на которое в силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 ГК РФ истец вправе предъявить проценты за пользование чужими денежными средствами.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ответчиком внесено в бюджет 7 504 000 рублей, остаток долга составляет 2 119 389 рублей, в подтверждение чего представлены платежные поручения от 28.05.2020 N 1402, от 26.06.2020 N 1710, от 08.07.2020 N 2083, от 25.08.2020 N 2491, от 30.09.2020 N 2888, от 29.10.2020 N 3193, от 27.11.2020 N 3415, от 30.12.2020 N 3923, от 08.02.2021 N 214, от 18.03.2021 N 576, от 16.04.2021 N 785, от 01.06.2021 N 1193, от 23.06.2021 N 1506, от 30.06.2021 N 1614, от 31.08.2021 N 2059, от 07.09.2021 N 2409, от 28.09.2021 N 2599, от 22.10.2021 N 2845, от 26.11.2021 N 3061, от 28.01.2022 N 13, от 01.02.2022 N 12, от 09.03.2022 N 417, от 04.04.2022 N 669, от 29.04.2022 N 953, от 25.05.2022 N 1254, от 30.06.2022 N 1566, от 29.07.2022 N 1950, от 29.07.2022 N 1950.
Как установлено судом, ответчик не отказывался от возврата необоснованно полученных сумм субсидий, напротив, он признал свою обязанность по их возврату, тем самым, фактически спора между сторонами об отсутствии у ответчика обязанности по возврату в бюджет денежных сумм не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, учитывая, что ответчик не оспаривает неправомерное получение субсидии, а также активное ее возвращение в бюджет, руководствуясь статей 78 БК РФ и разделом 5 Порядка N 110, суд апелляционной инстанции удовлетворяет требования министерства о возврате в бюджет субсидии в сумме 2 119 389 рублей на основании статьи 78 БК РФ и пунктов 5.2.-5.5 Порядка N 110.
При разрешении требования о порядке зачете акционерному обществу "Совхоз Южно-Сахалинский" в счет погашения долга по требованию министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области от 13.03.2020 N 3.37-805/20 в размере 7 504 000 рублей, уплаченную по дополнительному соглашению от 19.05.2020 к соглашениям от 14.03.2017 N 12/08-2017, 22.02.2018 N 16/09-2018, 05.02.2019 N 16/02-2019, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из искового заявления, в рамках соглашений от 14.03.2017 N 12-08-2017, от 22.02.2018 N 16-09-2018, от 05.02.2019 N 16-02-2019 АО "Совхоз Южно-Сахалинский" фактически получены субсидии на сумму 9 623 389 рублей.
До вынесения решения судом первой инстанции ответчиком в счет погашения долга по требованию министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области от 13.03.2020 N 3.37-805/20 возвращены средства субсидии в размере 7 504 000 рублей, следовательно с учетом зачета возвращенной суммы субсидии на основании статьи 78 БК РФ и пунктов 5.2.-5.5 Порядка N 110 суд апелляционной инстанции удовлетворил требования министерства о возврате в бюджет субсидии в сумме 2 119 389 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, как принятое с нарушением норм материального права, а апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 333.17, пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по иску относятся на ответчика в полном объеме и подлежат взысканию в федеральный бюджет, поскольку истец по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку не подлежит взысканию в бюджет в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.09.2022 по делу N А59-1768/2022 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным дополнительное соглашения от 19.05.2020 к соглашениям от 14.03.2017 N 12/08-2017, 22.02.2018 N 16/09-2018, 05.02.2019 N 16/02-2019, заключенного между министерством сельского хозяйства и торговли Сахалинской области и акционерным обществом "Совхоз Южно-Сахалинский" со дня его заключения.
Взыскать с акционерного общества "Совхоз Южно-Сахалинский" в пользу министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области 2 119 389 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста восемьдесят девять) рублей основного долга.
Взыскать с акционерного общества "Совхоз Южно-Сахалинский" в доход федерального бюджета 43 617 (сорок три тысячи шестьсот семнадцать) рублей государственной пошлины за подачу искового заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1768/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области
Ответчик: АО "СОВХОЗ ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ"