гор. Самара |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А65-1373/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гадеевой Л.Р.,
судей Львова Я.А., Машьяновой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цветиковым П.А.,
рассмотрев 16 ноября 2022 года в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Совкомбанк" на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022, принятое по результатам рассмотрения отчета финансового управляющего о результатах процедуры реализации имущества в рамках дела N А65-1373/2022 о несостоятельности (банкротстве) Гизатуллина Илсура Мансуровича
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.03.2022 гражданин Гизатуллин Илсур Мансурович признан банкротом и введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утверждена Афанасьева Юлия Александровна.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022 завершена процедура реализации имущества гражданина. Гизатуллин Илсур Мансурович освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе не заявленных в ходе процедуры банкротства.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, ПАО "Совкомбанк" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022 по делу N А65-1373/2022 отменить в части применения правил об освобождении от обязательств, установленных ст. 213.28 Закона о банкротстве.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания от финансового управляющего Афанасьевой Ю.А. поступил отзыв, согласно которому она возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
Поступившие документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ст. 262 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и не явившихся в судебное заседание, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из апелляционной жалобы усматривается, что публичное акционерное общество "Совкомбанк" просит определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022 по делу N А65-1373/2022 отменить в части применения к должнику правил об освобождении от исполнения обязательств перед кредитором.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзацах 3 и 4 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" арбитражный суд апелляционной инстанции пересматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило, виду чего в остальной части законность и обоснованность судебного акта судебной коллегией не проверялись.
Рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 32 Закона о банкротстве и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Суд первой инстанции, исходя из того, что финансовым управляющим проведены все мероприятия, предусмотренные процедурой реализации имущества гражданина, и не выявлены обстоятельства, исключающие возможность освобождения должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, завершил процедуру реализации имущества Гизатуллина И.М., освободив последнего от дальнейшего исполнения обязательств.
Однако судебная коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами в части освобождения должника - Гизатуллина И.М. от дальнейшего исполнения обязательств перед публичным акционерным обществом "Совкомбанк" по следующим основаниям.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2022 включено требование ПАО "Совкомбанк в состав третьей очереди реестра требований кредиторов Гизатуллина Илсура Мансуровича в рамках кредитного договора N 1698-8352-8304-С1-М-169-500-D67021(1364883918) от 23.12.2013, в размере 297 857,07 руб. - просроченная ссудная задолженность.
При этом отказ в установлении в отношении требований ПАО "Совкомбанк" статуса залоговых мотивирован отсутствием предмета залога в натуре.
Из определения суда от 24.06.2022 следует, что согласно ответу ОМВД России по Зеленодольскому району от 11.04.20221 N 1159 за должником зарегистрировано транспортное средство марки TOYOTA COROLLA, 2011 г.в. рег. гос. знак Т920НР116. Вместе с тем, из письменной объяснительной должника от 18.04.2022 следует, что автомобиль TOYOTA COROLLA был взят в кредит, однако, автомобилем пользовался старший сын, который этот автомобиль продал Низамееву Р.К.
По общему правилу, ординарным способом прекращения гражданско-правовых обязательств является их надлежащее исполнение (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При применении процедуры банкротства завершение расчетов с кредиторами влечет освобождение гражданина-банкрота от дальнейшего исполнения требований кредиторов и, как следствие, от их последующих правопритязаний (пункт 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве), что позволяет такому гражданину выйти законным путем из создавшейся финансовой ситуации и вернуться к нормальной экономической жизни без долгов.
Такой подход к регулированию потребительского банкротства ставит основной его целью социальную реабилитацию гражданина.
Между тем, поскольку институт банкротства - это крайний, экстраординарный способ освобождения от долгов, так как в результате его применения могут в значительной степени ущемляться права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им, названная цель ориентирована исключительно на добросовестного гражданина, призвана к достижению компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств.
Реабилитационная цель института банкротства граждан должна защищаться механизмами, исключающими недобросовестное поведение граждан.
Предусмотренные Законом о банкротстве обстоятельства, препятствующие освобождению гражданина от дальнейшего исполнения обязательств (пункты 4, 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве), все без исключения связаны с наличием в поведении должника той или иной формы недобросовестности.
В абзаце четвертом пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве предусмотрено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в том числе в случае, если доказано, что при исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно.
Между тем доказательств уведомления залогодержателя о факте выбытия предмета залога из владения должника материалы дела не содержат.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, залогодержателем транспортного средства, VIN: JTNBV58E80J156509 является Банк.
Таким образом, в нарушение ограничения, установленного пунктом 2 статьи 346 Гражданского кодекса Российской Федерации, заложенное имущество реализовано без согласия залогодержателя.
По причине отчуждения предмета залога ПАО "Совкомбанк" было лишено возможности получения удовлетворения своих требований в порядке и размере, установленном положениями Закона о банкротстве, в том числе за счет предмета залога.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, ключевой характеристикой требования залогодержателя является то, что он имеет безусловное право в рамках дела о банкротстве получить удовлетворение от ценности заложенного имущества приоритетно перед остальными (в том числе текущими) кредиторами, по крайней мере, в части 80 процентов стоимости данного имущества (если залог обеспечивает кредитные обязательства - ст. 18.1, п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве).
В рассматриваемом случае требования Банка в установленном Законом порядке и размере погашены не были.
Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при исполнении обязательства, на котором ПАО "Совкомбанк" основывало свое требование, должник действовал незаконно и недобросовестно, не обеспечив сохранность залогового имущества, повлекшее его отчуждение, что является основанием для неприменения в отношении должника правил для освобождения должника от дальнейшего исполнения обязательств перед названным кредитором.
Право Банка как залогодержателя, наличие и состояние заложенного имущества, не создают для должника правовой основы для отчуждения имущества, являющегося предметом залога, без согласия залогодержателя, в ином случае залог утрачивает функцию гарантирования исполнения обязательств перед кредиторами, на что разумно рассчитывал Банк при вступлении в правоотношения с должником.
Институт банкротства граждан предусматривает исключительный механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, - списание долгов, который позволяет гражданину заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, но при этом в определенной степени ущемляет права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им удовлетворения.
В связи с этим к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве установлен перечень признаков недобросовестного поведения гражданина, исключающих возможность использования особого порядка освобождения от погашения задолженности через процедуры банкротства, к числу которых относится непредставление гражданином необходимых сведений (представление заведомо недостоверных сведений) финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве.
Таким образом, разрешение вопроса о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобожден от исполнения обязательств, во многом зависит от добросовестности должника (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2018 N 305-ЭС17-13146 (2).
Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на должнике (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае должник соответствующие обстоятельства не подтвердил, надлежащих и бесспорных доказательств своей добросовестности в материалы дела не представил.
Завершение расчетов с кредиторами в процедурах судебного банкротства или завершение процедуры внесудебного банкротства гражданина влекут освобождение гражданина-банкрота от дальнейшего исполнения требований кредиторов ("списание долгов") и, как следствие, от их последующих правопритязаний (пункт 3 статьи 213.28, пункт 1 статьи 223.6 Закона о банкротстве). Тем самым гражданин получает возможность выйти законным путем из создавшейся финансовой ситуации, вернуться к нормальной экономической жизни без долгов и фактически начать ее с чистого листа.
Однако, институт банкротства - это крайний (экстраординарный) способ освобождения от долгов, поскольку в результате его применения могут в значительной степени ущемляться права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им. Процедура банкротства не предназначена для необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств, а судебный контроль над этой процедурой помимо прочего не позволяет ее использовать с противоправными целями и защищает кредиторов от фиктивных банкротств.
Законодательство о банкротстве устанавливает стандарт добросовестности, позволяя освободиться от долгов только честному гражданину-должнику, неумышленно попавшему в затруднительное финансово-экономическое положение, открытому для сотрудничества с финансовым управляющим, судом и кредиторами и оказывавшему им активное содействие в проверке его имущественной состоятельности и соразмерном удовлетворении требований кредиторов.
Проверка добросовестности осуществляется как при наличии обоснованного заявления стороны спора, так и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если другие стороны на них не ссылались. При установлении недобросовестности одной из сторон суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения применяет меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (абзацы 4 - 5 пункта 1 постановления Пленума ВС РФ N 25 от 23.06.2015).
Данные положения законодательства направлены, в том числе, на недопустимость использования механизма освобождения гражданина от обязательств в случаях, когда при возникновении или исполнении обязательства имело место поведение гражданина-должника, не согласующееся с требованиями статей 15 (часть 2) и 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации об обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и о неприемлемости осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц, а также с требованиями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 1360-О).
При указанных обстоятельствах, руководствуясь абзацем 3 части 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, имеются основания для отказа в применении к должнику правил об освобождении от исполнения обязательств перед ПАО "Совкомбанк", вытекающих из кредитного договора N 1698-8352-8304-С1-М-169-500-D67021(1364883918) от 23.12.2013.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в процедуре реализации имущества финансовым управляющим произведено частичное погашение требований ПАО "Совкомбанк" на сумму 2 271,56 руб. Таким образом, с учетом погашения оставшееся требование кредитора составляет 295 585,51 руб.
Доводы финансового управляющего, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, отклоняются, поскольку не опровергают установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств.
На основании изложенного определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022 по делу N А65-1373/2022 в обжалуемой части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового судебного акта.
В соответствии соложениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в настоящем случае не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2022 по делу N А65-1373/2022 в обжалуемой части отменить. В отменной части принять новый судебный акт.
Отказать в освобождении Гизатуллина Илсура Мансуровича от дальнейшего исполнения обязательств перед публичным акционерным обществом "Совкомбанк", вытекающих из кредитного договора N 1698-8352-8304-С1-М-169-500-D67021(1364883918) от 23.12.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Р. Гадеева |
Судьи |
Я.А. Львов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1373/2022
Должник: Гизатуллин Илсур Мансурович, Зеленодольский район, д. Чирючи
Кредитор: Гизатуллин Илсур Мансурович, Зеленодольский район, д. Чирючи
Третье лицо: МВД по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ПАО Совкомбанк, Саморегулируемой организации арбитражных управляющих Центрального федерального округа, УФНС, УФССП по РТ, ф/у Афанасьева Ю.А.