г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А56-10388/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Степутенко С.М. по доверенности от 20.09.2022
от заинтересованного лица: Котолевская Н.Л. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33202/2022) ООО "Траст Лес" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2022 по делу N А56-10388/2022, принятое
по заявлению ООО "Траст Лес"
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
об оспаривании решения, обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траст Лес" (ОГРН: 1084706001710, адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, наб.р. Невы, д. 19, далее - ООО "Траст Лес", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (ОГРН: 1077847192609, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, далее - Комитет, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании решения, оформленного письмом от 28.12.2021 N 02-30375/2021 (далее - Решение), об отказе в приеме лесной декларации; об обязании Комитета направить Обществу извещение о приеме лесной декларации.
Решением от 19.08.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Траст Лес" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что согласно пункту 13 статьи 18 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. В единый государственный реестр объектов культурного наследия в настоящее время не включены приказ от 19.04.2018 N 01-03/18-46 комитета по культуре Ленинградской области, устанавливающий предмет охраны, и приказ от 21.01.2022 N 01-03/22-5 комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, определяющий его границы. Согласно выписке из ЕГРН каких-либо ограничений на лесные участки на основании приказа от 21.01.2022 N 01-03/22-5 комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, не зарегистрировано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1/З-2014-12 от 24.12.2014 (далее - Договор аренды).
Местоположение лесного участка указано в п. 1 Договора аренды, схема расположения лесного участка и его характеристики, согласно п. 1.2. Договора аренды, указаны в Приложениях N 1 и N 2.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) и условиями Договора аренды лесной участок передан в аренду для заготовки древесины.
Согласно пп. а) п. 16 Договора аренды арендатор имеет право, после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного Проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации, приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора аренды.
Общество подало лесную декларацию от 22.12.2021 N 1-2022 об использовании лесов (с 01.01.2022 по 31.12.2022) с указанием местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов в Кировском лесничестве Ленинградской области.
Письмом от 28.12.2021 исх. N 02-30375/2021 Комитет отказал в приеме лесной декларации на основании того, что лесная декларация не соответствует разделу 1.1.6.5 Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области (лесные кварталы N 3, N 7(ч), Березовского участкового лесничества (северная часть), N 84, N 104(ч), N 105 Мгинского участкового лесничества (южная часть) попадают в границы охранной зоны - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда 1941- 1944 гг." (т.1 л.д.69).
Не согласившись с решением Комитета, оформленным письмом от 28.12.2021 N 02-30375/2021, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
В части 1 статьи 26 ЛК РФ установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комитет в соответствии с пунктом 2.2 положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, уполномочен на принятие и рассмотрение лесных деклараций.
На основании части 3 статьи 26 ЛК РФ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.
Основанием для отказа в приеме лесной декларации является выявление несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, установленным данным порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений (пункт 6.1 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административной регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
Подпунктом 4 пункта 2.11 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 установлено, что основанием для отказа в приеме лесных деклараций является недостоверность сведений, указанных в лесной декларации.
При рассмотрении поданной Обществом декларации Комитетом установлено, что в соответствии с разделом 1.1.6.5 "Объекты культурного наследия" лесохозяйственного регламента Кировского лесничества, утвержденного приказом Комитета от 01.11.2018 N 20, арендованный лесной участок, расположенный в лесных кварталах N 3, N 7 (ч) Березовского участкового лесничества, N 84, N 104 (ч), N 105 Мгинского участкового лесничества входит в границы особо охраняемого объекта культурного наследия - достопримечательное место регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1945 гг."
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Объект культурного наследия достопримечательное место регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1945 гг." зарегистрирован в едином государственного реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 471731247650005, вид - Достопримечательное место).
Приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 13.05.2015 N 01-03/15-19 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия - достопримечательное место регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг." на основании Акта государственной историко-культурной экспертизы объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 Закона N 73-ФЗ отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в отношении рассматриваемого объекта проведена историко-культурная экспертиза. Информация о ее проведении общедоступна и размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
Приказом Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 N 01-03/22-5 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.", требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах его территории" установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.".
Согласно п.3 вышеуказанного Приказа отделу по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере культурного наследия надлежит обеспечить внесение сведений об установлении границ территории объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что согласно пункту 13 статьи 18 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. В единый государственный реестр объектов культурного наследия в настоящее время не включены приказ от 19.04.2018 N 01-03/18-46 комитета по культуре Ленинградской области, устанавливающий предмет охраны, и приказ от 21.01.2022 N 01-03/22-5 комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, определяющий его границы. Согласно выписке из ЕГРН каких-либо ограничений на лесные участки на основании приказа от 21.01.2022 N 01-03/22-5 комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, не зарегистрировано.
Указанные доводы подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку в силу части 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 августа 2022 года по делу N А56-10388/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст Лес" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Траст Лес" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10388/2022
Истец: ООО "ТРАСТ ЛЕС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ