г. Самара |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А55-14039/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Николаевой С.Ю., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
с участием: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представитель Сафагареев Р.М. (доверенность от 07.11.2022),
от Акционерного общества "Самарская сетевая компания" - представитель Казачева М.В. (доверенность от 31.05.2022),
от Дабина Сергея Петровича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2022 года по делу N А55-14039/2022 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Акционерного общества "Самарская сетевая компания", (ОГРН 1056367019136, ИНН 6367047389), г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Дабина Сергея Петровича,
об отмене постановления УФАС по Самарской области исх. N 183адм-22/5 от 04.05.2022 по делу N 063/04/9.21-152/2022 вынесенное в отношении АО "Самарская сетевая компания",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Дабина Сергея Петровича (далее - третье лицо), об отмене постановления УФАС по Самарской области исх. N 183адм-22/5 от 04.05.2022 по делу N 063/04/9.21-152/2022 вынесенное в отношении АО "Самарская сетевая компания".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление УФАС по Самарской области N 063/04/9.21-152/2022 от 04.05.2022 признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части признания постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-152/2022 не подлежащим исполнению, признав указанное постановление подлежащим исполнению.
Акционерное общество "Самарская сетевая компания" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Акционерного общества "Самарская сетевая компания" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Дабина Сергея Петровича не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступило заявление Дабина Сергея Петровича с жалобой на действия (бездействие) АО "ССК".
По результатам административного расследования, постановлением от 04.05.2022 по делу N 063/04/9.21-152/2022 на основании протокола об административном правонарушении от 20.04.2022 АО "ССК" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в нарушении требований Правил технологического присоединения, а именно:
- в нарушении пунктов 3, 7 и подпункта "б" пункта 16 Правил ТП путём нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Дабина С.П., расположенного по адресу: Самарская область, г.Чапаевск, район ул. Красноармейская, к/н 63-63-10/020/2007-299;
- в нарушении подпункта "б" пункта 16 Правил ТП путём указания в ТУ N 330/46-ТУ, ТУ N 26/19-ТУ и ТУ N 339/38-ТУ неверного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (6 месяцев вместо 4 месяцев);
- в нарушение пункта 105 правил ТП путем ненапраления ответа на заявку в установленный правилами ТП срок;
- в нарушение пункта 25(1) Правил ТП путем указания неверной точки присоединения в технических условиях N 131/43-ТУ от 04.06.2021
Не согласившись с указанным постановлением АО "ССК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что при этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее -Правила N861).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились следующие обстоятельства.
Исходя из содержания заявления Дабина СП. и представленных материалов следует, что Дабиным СП. в адрес АО "ССК" была подана заявка (вх. N 3643лк - ЦОП от 23.04.2021 г.) на осуществление технологического присоединения гаража, расположенного по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, район ул. Красноармейская, к/н 63-63-10/020/2007-299.
В указанную дату действовали Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила ТП, Правила) в редакции N 82 от 31.03.2021 г. (начало действия редакции - 10.04.2021 г.).
АО "ССК" 24.05.2021 г. сообщило Дабину СЛ., что объект имеет технологическое присоединение. 27.05.2021 г. Дабин СП. сообщил в АО "ССК", что данная информация не соответствует действительности. АО "ССК" подготовило договор N 131/43 от 04.06.2021 г. Так как в технических условиях N 131/43-ТУ была указана точка присоединения, которая находилась в 40 метрах от объекта заявителя, то в результате переговоров с заявителем, АО "ССК" внесло изменения в технические условия N 131/43-ТУ и 18.06.2021 г. разместило окончательную версию договора N 131/43 в личный кабинет Дабина С.П.
В соответствии с пунктом 3 Правил ТП, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 7, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заяви геля. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пункт 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0.4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пункт 14 Правил ТП устанавливает, что в заявке, направляемой заявителем -физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или
иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 Правил ТП установлено, что в заявке, направляемой заявителем, должны быть в зависимости от конкретных условий указаны следующие сведения:
наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил ТП, договор должен содержать следующие существенные условия:
срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Согласно пункту 105 Правил ТП, В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Согласно заявке Дабина СП., максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория надёжности энергопринимающих устройств - III. Расстояние от объекта Дабина СП. до точки присоединения составляет до 15 метров.
Следовательно, Дабин СП. относится к категории заявителей, предусмотренной пунктом 14 Правил ТП.
Представитель АО "ССК" при составлении протокола пояснил, что мероприятия по технологическому присоединению Дабина СП. в инвестиционную программу не включены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил ТП, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Дабина СП. составляет 4 месяца.
АО "ССК" в адрес Дабина СП. посредством личного кабинета на сайте АО "ССК" направлены Технические условия N 131/43-ТУ (далее - ТУ N 131/43-ТУ) от 17.06.2021 г. и счёт на оплату N 131/43 от 17.06.2021 г.
Пунктом 13 ТУ N 131/43-ТУ указано, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Оплата счета по Договору N 131/43 была произведена Дабиным СП. 21.06.2021 г., что подтверждается представленным потерпевшим чек-ордером. Следовательно, Договор N131 /43 заключен 21.06.2021 г.
В заявлении (вх. N 705-ИПУ22 от 21.01.2022 г.) Дабин СП. указал, что на момент подачи данного заявления мероприятия по технологическому присоединению не осуществлены.
Самарское УФАС России на основании представленных материалов вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 063/04/9.21 -152/2022 и проведении административного расследования (исх. N 1268/5 от 21.02.2022 г.).
Самарское УФАС России определением (исх. N 1269/5 от 21.02.2022 г.) направлен запрос информации для выяснения причин и условий нарушения законодательства.
В ответ на определение АО "ССК" представило письменные пояснения (вх. N 2763/22 от 02.03.2022 г.).
По пунктам 1.1.-1.3. АО "ССК" указало, что в ходе исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между АО "ССК" и вышеуказанным заявителем был осуществлен ряд мероприятий.
05.06.2021 в ООС ОТП поступило Техническое задание N 6694 на выполнение работ по объекту: "Строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры 1300/7 ТП-Т2/400кВА", расположенного по адресу: Самарская обл., г. Чапаевск, район ул. Красноармейская, к/н 63-63-10/020/2007-299.
Для осуществления комплекса мероприятий по проектированию объекта АО "ССК" заключило 01.09.2021 г. с ООО "СамЭЛ" договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ N 13676.
Проектирование по данному объекту технологического присоединения завершено 14.01.2022 г., о чем свидетельствует акт сдачи-приемки проектной продукции по договору подряда N 13676 и проектная документация.
Проектируемая опора располагается на расстоянии до 15 метров от присоединяемого объекта.
В настоящее время осуществляется закупочная процедура по заключению договора на выполнение строительно-монтажных работ.
Между тем, суд верно указал, что вне зависимости от необходимости проектирования и строительства ЛЭП, сетевая организация обязана в установленный договором ТП N 131/43 срок исполнить соответствующие мероприятия в соответствии с условиями договора.
В рассматриваемом случае доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в установленный срок не представлено.
Самарское УФАС России определением (исх. N 1959/5 от 16.03.2022 г.) продлило срок административного расследования по делу N 063/04/9.21-152/2022 об административном правонарушении в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела, получением дополнительных материалов (документов).
В ответ на определение АО "ССК" представило следующие письменные пояснения (вх. N 3993/22 от 23.03.2022 г.).
По пункту 4.1. определения АО "ССК" пояснило, что на сегодняшний день строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме.
По пункту 4.3. определения АО "ССК" сообщило, что на заявку 3643 от 23.04.2021 ответ исх. 144/23 от 24.05.2021 был размещен в личном кабинете (далее - ЛК) - объект подключен. Вх. 1187 от 27.05.2021- возобновление рассмотрения заявки. Подготовлен
договор 131/43-ТУ от 04.06.2021. выставлен в ЛК 10.06.2021. Вх.12854 от 11.06.2021 - внесены изменение в ТУ т.к. точка присоединения находится 40 метров от объекта. Договор 131/43-ТУ скорректирован от 17.06.2021 был выставлен в ЛК 18.06.2021.
Заявка направлена Дабиным СП. 23.04.2021 г.
В соответствии с пунктом 105 Правил ТП, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Следовательно сетевая организация должна была разместить вышеуказанные документы в срок до 17.05.2021 г.
Однако, в нарушение пункта 105 Правил ТП, АО "ССК" направило ответ от 24.05.2021 г. о том, что объект Дабина СП. подключен к электрическим сетям, а затем технические условия были размещены 04.06.2021 г.
Подпунктом "а" пункта 25(1) Правил ТП предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть; плата точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. В нарушение указанного положения, в технических условиях N 131/43-ТУ от 04.06.2021 г. была указана точка присоединения, расположенная в 40 метрах от объекта заявителя.
Самарское УФАС России определением (исх. N 1961/5 от 16.03.2022 г.) запросило дополнительную информацию у АО "Самарагорэнергосбыт".
В ответ на определение АО "Самарагорэнергосбыт" пояснило (вх. N 4074/22 от 23.03.2022 г.), что точка поставки электроэнергии, расположенная по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, район ул. Красноармейская, к/н 63-63-10/020/2007-299 не входит в зону деятельности гарантирующего поставщика АО "Самарагорэнергосбыт".
Самарское УФАС России определением (исх. N 1961/5 от 16.03.2022 г.) запросило дополнительную информацию у ПАО "Самараэнерго".
В ответ на определение ПАО "Самараэнерго" представило следующие пояснения (вх. 4074/22 от от 22.03.2022 г.).
По пункту 1.1. определения ПАО "Самараэнерго" пояснило, что договор энергоснабжения с гаражно-строительным кооперативом, расположенным по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, район ул. Красноармейская, к/н 63 -63-10/020/2007-299, отсутствует и не заключался.
По пунктам 1.2., 1.3. определения ПАО "Самараэнерго" сообщило, что информация о завершении процедуры технологического присоединения и наличии подписанного акта об осуществлении технологического присоединения от АО "ССК" в адрес ПАО "Самараэнерго" до настоящего времени не поступала и в личном кабинете заявителя отсутствует.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
- транспортировки газа по газопроводам;
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- оказания услуг по передаче тепловой энергии;
- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела следует, что АО "ССК" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения АО "ССК", оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.12.2020 г. N 883 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" устанавливались индивидуальные тарифы АО "ССК" на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, АО "ССК" является субъектом естественной монополии.
АО "ССК" как субъект естественной монополии, профессиональный участник товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать Правила ТП.
Таким образом, судом первой инстанции и антимонопольным органом сделан правильный вывод о доказанности в действиях АО "ССК" нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
В рассматриваемом случае заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил N 861.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Кроме того с учетом обстоятельств дела заявителю назначено менее минимального наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб., предусмотренное санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, обществом не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств судом сделан правильный вывод о законности оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, заявителем представлено в материалы дело постановление от 04.05.2022 N 063/04/9.21 -153/2022, которым в рамках спорной проверки директор по развитию АО "ССК" Голин Р.В. привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 9.21 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. В соответствии с представленной квитанцией штраф Голиным Р.В. оплачен.
С учетом изложенного обстоятельства, руководствуясь ч. 2 ст.и 1.7 КоАП РФ, а также ч. 5 ст. 2.1. КоАП РФ N 70-ФЗ, согласно которой если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление УФАС по Самарской области N063/04/9.21-152/2022 от 04.05.2022 следует признать не подлежащим исполнению, т.к. вынесенное в отношении должностного лица постановление при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) им исполнено.
Суд апелляционной инстанции не может признать данный вывод правомерным, исходя из следующего.
Действительно, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 часть 5 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Таким образом, в соответствии с названной нормой основанием для не привлечения должностного лица или иного работника юридического лица к административной ответственности является факт привлечения непосредственно юридического лица к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа, который должен быть установлен по правилам пункта 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 - 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В свою очередь в рассматриваемом случае административный штраф АО "ССК" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначенный постановлением административного органа составил 300 000 руб., и был исчислен по правилам абзаца 1 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Доказательства того, что административный штраф был назначен обществу с учетом пункта 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ материалы дела не содержат.
В этой связи вывод суда первой инстанции со ссылкой на положения части 5 статьи 2.1 КоАП РФ как о наличии оснований улучшающих положение лица, привлекаемого к административной ответственности, за вменяемое правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ нельзя признать правомерным.
При таких условиях, решение суда подлежит изменению, путем исключения из резолютивной части решения суда абзаца второго, в котором суд указал, что постановление ФАС по Самарской области не подлежит исполнению.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции в соответствии с п.2 ст.269 АПК РФ изменяет обжалуемое судебное решение в части.
Доводы представленного отзыва на апелляционную жалобу судом апелляционной инстанции проверены.
Представителем АО "ССК" не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, кроме того отзыв не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ. Несогласие АО "ССК" с указанными выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы АО "ССК" о наличии иной судебной практики, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела указанные АО ССК судебные акты не имеют, приняты судами по делам, фактические обстоятельства которых отличны от обстоятельств настоящего дела.
На основании ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 4 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2022 года по делу N А55-14039/2022 изменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области удовлетворить.
Исключить из резолютивной части решения абзац 2.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14039/2022
Истец: АО "Самарская сетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Самарской области, УФАС России по Самарской области
Третье лицо: Дабин С. П.