г. Хабаровск |
|
23 ноября 2022 г. |
А73-6004/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Блюдик В.С. представителя по доверенности от 10.01.2022 (сроком до 09.12.2022);
от Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Трубниковой И. В. представителя по доверенности от 27.12.2021 (сроком по 31.12.2022);
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 26.07.2022
по делу N А73-6004/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1082703000159, ИНН 2703044140)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании убытков в размере 777 508,44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края (далее - УЖКХ, ответчик) о взыскании убытков в сумме 777 508,44 руб., а также процентов по день фактической оплаты долга, начиная с 04.04.2022.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство)
Решением суда от 26.07.2022: с УЖКХ взысканы в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России убытки за период с 23.04.2021 по 31.12.2021 в сумме 777 508,44 руб.; с УЖКХ взысканы в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 ГК РФ, исходя от суммы 777 508,44 руб., начиная с 04.04.2022 по день фактического исполнения обязательства, за исключением периода на введение моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474, от 28.03.2022 N 497.
Не согласившись с указанным судебным актом, УЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований о взыскании 777 508, 44 руб. отказать.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в соответствии Законом Хабаровского края от 09 декабря 2020 года N 125 "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" городу Комсомольску-на-Амуре на 2021 год выделен лимит бюджетных ассигнований на компенсацию убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в размере 84 579 540,00 руб., данные денежные средства перечислены ресурсоснабжающим организациям в полном объеме; основанием для предоставления гранта в форме субсидии являлось заключенное соглашение между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и УЖКХ; учитывая протокол урегулирования разногласий от 12.11.2021 N 1, подписано соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии за период с 01.01.2021 по 22.04.2021.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу отсутствие Министерства в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Представитель заявителя жалобы (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в возражениях на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, с 01.04.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России как ресурсоснабжающая организация, оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению, в том числе населению, проживающему на территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в частности на территории п. Старт.
Так, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28 утвержден тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период 2021-202 гг, в частности на период с 01.01.2021 - 30.06.2021 в размере 4 711,69 руб./ Гкал (без НДС), с 01.07.2021 - 31.12.2021 в размере 4 711,69 руб./ Гкал (без НДС).
Между УЖКХ (главный распорядитель) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (получатель) было заключено соглашение от 21.12.2021 N 3 (далее - соглашение) о предоставлении получателю гранта в форме субсидии за период с 01.01.2021 по 22.04.2021 за счет средств субвенции, предоставленной местному бюджету из краевого бюджета Хабаровского края на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в 2021 году.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения, грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств местного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 соглашения, в размере 865 090,71 руб., в том числе: за январь - 249 628,52 руб., февраль - 245 149,63 руб., март - 239 188,61 руб., частично за апрель - 131 123,95 руб.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2021 года и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.2 соглашения).
При этом главный распорядитель свои обязательства перед получателем исполнил в полном объеме, предоставив грант в сумме 865 090,71 руб. за период с 01.01.2021 по 22.04.2021.
Кроме того на последующий период соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии не заключалось.
За период с 23.04.2021 по 31.12.2021 при начислении гражданам, проживающим на территории г. Комсомольска-на-Амуре платы за потребление услуги теплоснабжения, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России использовало предельно максимальный тариф для населения в размере 2 286,74 руб./Гкал (без НДС), установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020 N 134, в связи с чем, не дополучил доходы в размере 777 508,44 руб.
В адрес ответчика направлена претензия от 25.02.2022 с требованием возместить межтарифную разницу в размере 777 508,44 руб., которая осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны (статьи 16, 1069 ГК РФ).
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь; возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ N 87).
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
С учетом положения статьи 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Также обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется Министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
Согласно пункту 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
По пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Между тем расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Кроме того согласно представленной в материалы дела информации Министерства ЖКХ Хабаровского края: отчета об использовании субвенций за период январь-декабрь 2021, акта сверки за 2021 год, информации о суммах начисленной и перечисленной субсидии организациям за январь-декабрь 2021 год следует, что в бюджет администрации города Комсомольск-на-Амуре было перечислено субвенций на сумму 84 194 320 руб., что составляет 100% от запланированной на 2021 год, израсходовано по данным отчета 84 194 320 руб. Истцу было перечислено 865 090,71 руб. за период с 01.01.2021 по 22.04.2021.
При этом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период была поставлена тепловая энергия потребителям на территории г. Комсомольска-на-Амуре, в частности п. Старт по тарифу, установленному Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28, который превышает предельно максимальный тариф для населения, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020 N 134.
Между тем согласно расчету, общий объем убытков от применения предельно максимального тарифа составил 777 508,44 руб., которые подлежат возмещению ответчиком. Расчет ответчиком не оспорен.
Довод УЖКХ об отсутствии оснований для предоставления истцу гранта в форме субсидии за заявленный период в связи с исполнением соглашения от 21.12.2021 N 3, а также предоставлении гранта в сумме 865 090,71 руб., правомерно отклонен судом как необоснованный с учетом предоставления истцу гранта за период с 01.01.2021 по 22.04.2021.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости взыскания с ответчика убытков за период с 23.04.2021 по 31.12.2021 в сумме 777 508,44 руб.
Также в силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ, разъяснений, приведенных в пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 судом верно удовлетворено требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга, за исключением периода на введение моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N474, от 28.03.2022 N497.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы, изложенные в решении суда, а лишь выражают несогласие с ними.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 июля 2022 года по делу N А73-6004/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6004/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Третье лицо: Контрольно-правовое управление Администрации города Комсомомльска-на-Амуре, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края