г. Воронеж |
|
23 ноября 2022 г. |
А08-12561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.11.2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Капишниковой Т.И.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области: Нагорная С.В., представитель по доверенности от 16.07.2020, паспорт гражданина РФ, диплом;
от областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского": Колесников А.И., представитель по доверенности от 11.01.2022, паспорт гражданина РФ, диплом;
от акционерного общества "МАКС-М": Коломейцева Е.В., представитель по доверенности N 59 от 01.01.2022, паспорт гражданина РФ, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции, апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.08.2022 по делу N А08-12561/2021
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" (Белгородская обл., г. Старый Оскол, ИНН 3128138181, ОГРН 1183123036755)
к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Белгородской области (г. Белгород, ИНН 3124014114, ОГРН 1023101655521)
о признании акта проверки недействительным в части,
третье лицо: акционерное общество "МАКС-М" (ИНН 7702030351, ОГРН 1027739099772),
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" (далее -ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Белгородской области (далее - ТФОМС Белгородской области, фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным акта проверки использования средств обязательного медицинского страхования ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" за июль - декабрь 2019 года, 2020 год и январь-июнь 2021 года ТФОМС Белгородской области от 14.09.2021 в части выводов комиссии о необоснованно заявленных учреждением дополнительных средствах обязательного медицинского страхования в сумме 26 395 896 руб. 87 коп. и необходимости их возмещения и признании незаконными действий ТФОМС Белгородской области, выраженных в требовании к ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" о возврате денежных средств в размере 26 395 896 руб. 87 коп., изложенном в письме N 9/2747 от 04.10.2021 "О результатах рассмотрения возражений" (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено акционерное общество "МАКС-М" в лице филиала в г. Белгороде (далее - АО "МАКС-М", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 25.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ТФОМС Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы фонд указал, что денежные средства в размере 49 032 338 руб. были выделены медицинской организации для возмещения расходов по выплате заработной платы, уплате страховых взносов (начислений), налогов и сборов, оплате коммунальных услуг, содержанию имущества. Средства в размере 26 395 896 руб. 87 коп., оставшиеся после расчетов по выплате заработной платы, уплате страховых взносов (начислений), налогов и сборов, оплате коммунальных услуг и содержанию имущества, не были возвращены в бюджет фонда. Сверка между учреждением и третьим лицом с оформлением акта не проводилась.
17.10.2022 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от АО "МАКС-М" поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложениями, в котором третье лицо просило отменить решение и принять новый судебный акт, отказав ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве АО "МАКС-М" сослалось на то, что медицинская организация должна была вернуть неизрасходованные средства в размере 26 395 896 руб. 87 коп., после чего имела право вновь обратиться за дополнительным финансированием.
24.10.2022 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" поступило возражение на апелляционную жалобу с приложением, в котором учреждение просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражении ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" отразило, что незаконное требование о возмещении 26 395 896 руб. 87 коп. нарушает право медицинской организации на получение оплаты за оказанную медицинскую помощь.
08.11.2022 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 26.10.2022 от ТФОМС Белгородской области поступили пояснения относительно порядка направления заявки, проверки сведений, содержащихся в ней, с приложениями, согласно которым заявка на получение этих средств направлена медицинской организацией в страховую медицинскую организацию на основании недостоверных сведений, внесенных медицинской организацией в акт сверки за период с 01.04.2020 по 31.07.2020. Средства в сумме 26 395 896 руб. 87 коп. были необоснованно израсходованы на цели, отличные от тех, для которых выделялись, то есть не на постоянные расходы, а на исполнение обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам.
14.11.2022 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 26.10.2022 от ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" поступило письменное пояснение относительно расчета потребности в дополнительном финансировании с приложениями, исходя из которого учреждение обоснованно получило сумму дополнительного финансирования из средств обязательного медицинского страхования в размере 49 032 338 руб., при этом в 2020 году полностью ее израсходовало на целевые нужды.
В судебное заседание, проведенное в режиме веб-конференции, явились представители фонда, учреждения и третьего лица.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела, за исключением письма ФФОМС N 00-10-30-2-04/1120 от 02.03.2021, приложенного к пояснениям фонда от 08.11.2022, поскольку оно имеется в открытом доступе в сети Интернет.
Представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель учреждения с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в возражении, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы фонда, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, письменных пояснений, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения проверок медицинских организаций в 2021 году, утвержденным приказом ТФОМС Белгородской области от 09.12.2020 N 268-ОД, и приказом от 10.08.2021 N 177-ОД "О проведении проверки" в период с 17.08.2021 по 14.09.2021 осуществлена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" за июль-декабрь 2019 года, 2020 год и январь-июнь 2021 года.
В ходе проведенной проверки фондом, в том числе, установлено нарушение: превышение фактических расходов над доходами медицинской организации за апрель-июль 2020 года составило 26 395 896 руб. 87 коп., из них:
- за апрель - 8 183 096 руб. 91 коп.,
- за май - 18 983 755 руб. 44 коп.,
- за июнь - 1 460 653 руб. 93 коп.,
- за июль доходы превысили расходы на 2 231 609 руб. 41 коп.
По мнению фонда, медицинским учреждением в нарушение положений подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432) необоснованно заявлены дополнительные средства обязательного медицинского страхования в сумме 26 395 896 руб. 87 коп., которые подлежат возврату в течение 10 рабочих дней в бюджет территориального фонда.
По итогам проведения проверки ТФОМС Белгородской области был составлен акт от 14.09.2021 (т. 1 л.д. 122 - 215).
ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" представило возражения от 28.09.2021 на акт проверки и просило исключить из заключительной части выводы о необоснованно заявленных дополнительных средствах обязательного медицинского страхования в сумме 26 395 896 руб. 87 коп. (т. 1 л.д. 60 - 61).
Фонд письмом N 9/2747 от 04.10.2021 "О результатах рассмотрения возражений" отклонил требование медицинской организации, потребовав возвратить денежные средства в течение 10 рабочих дней (т. 1 л.д. 62 - 64).
Не согласившись с актом проверки от 14.09.2021 в указанной выше части, требованием о возврате денежных средств, выраженных в письме, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, а также правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 326-ФЗ).
Согласно статье 9 ФЗ 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Исходя из ч. 1 ст. 13 ФЗ N 326-ФЗ, территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В соответствии со статьей 37 ФЗ N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 1 статьи 38 ФЗ N 326-ФЗ установлено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 36 ФЗ N 326-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 35 ФЗ N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 ФЗ N 326-ФЗ).
Исходя из п. 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно п. 209.2 Правил объем финансового обеспечения медицинской помощи пересчитывается при изменении объемов предоставления медицинской помощи, распределенных медицинской организации (филиалу/представительству медицинской организации), и (или) тарифов на оплату медицинской помощи.
Частью 8.1 статьи 35 ФЗ N 326-Ф предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство РФ вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением N 432 приняты меры финансовой поддержки предприятий, вынужденно приостановивших (ограничивших) работу в связи с ограничительными мерами, введенными в целях недопущения распространения COVID-19.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 432 в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Как следует из подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432, медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно Постановлению N 432 (в редакции постановления от 03.12.2020 N 1995) период применения подпункта "н" пункта 1 составляет с 01.04.2020 по 31.12.2020.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432 учреждение заявило о потребности в дополнительном финансировании для целевого использования (т. 1 л.д. 107 - 109).
Сумма дополнительных средств фонда обязательного медицинского страхования, полученная ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" в исполнение подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 в октябре 2020 года, составила 49 032 338 руб. и была распределена по статьям постоянных расходов, а именно:
- заработная плата 24 688 464,50 руб.;
- страховые взносы (начисления) 6 916 488,56 руб.;
- налоги и сборы 8 893 679,46 руб.;
- оплата коммунальных услуг 5 906 668,21 руб.;
- содержание имущества 2 627 037,27 руб.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 432 Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать необходимые разъяснения по вопросам реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Пунктом 2 письма от 04.09.2020 Минздрава России N 11-7/и/2-12704 и ФФОМС N 12460/30-2/и "О реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432" (далее - письмо от 04.09.2020) закреплено, что страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года с каждой медицинской организацией.
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, по следующей формуле: С = Афакт - Ф - (Аплан - Ф) x Д.
Согласно пункту 4 письма от 04.09.2020 по итогам оформления актов сверки расчетов медицинская организация вправе направить в страховую медицинскую организацию дополнительную заявку на авансирование оплаты медицинской помощи в пределах расчетной суммы средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию.
При этом сумма, указанная медицинской организацией в заявке на авансирование, включается в акт сверки за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года отдельной строкой и учитывается при корректировке размера кредиторской задолженности медицинской организации перед страховой медицинской организацией в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432.
Указанная сумма дополнительных средств фонда обязательного медицинского страхования была получена после ее предварительного согласования со страховой медицинской организацией АО "МАКС-М", что подтверждается актом от 24.09.2020 за период с 01.04.2020 по 31.07.2020, актом N 03/2020 от 01.04.2020 сверки расчетов по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N Б-2818 от 27.12.2018 (т. 1 л.д. 110 - 112).
Платежным поручением N 001951 от 01.10.2022 целевые средства в сумме 49 032 338 руб. были перечислены АО "МАКС-М" медицинскому учреждению (т. 1 л.д. 113).
Исходя из письма ФФОМС N 00-10-30-2-04/1120 от 02.03.2021 "О завершении расчетов с медицинскими организациями за 2020 год в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432", сумма фактических расходов указывается медицинской организацией и определяется как начисленные расходы медицинской организации за период с 01.04.2020 по 31.07.2020, а также с 01.08.2020 по 31.12.2020, подлежащие возмещению согласно подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432, в том числе выделяются расходы, превышающие сумму оплаты по предъявленным счетам (доходов) за оказанную медицинскую помощь.
На сумму расходов, превышающих сумму оплаты по предъявленным счетам за оказанную медицинскую помощь, предусмотрено уменьшение суммы кредиторской задолженности медицинских организаций перед страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций перед территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Сведения о фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 432, суммах предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь и указанных в подпункте "н" пункта 1 Постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму принятых к оплате счетов, а также о сумме средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, отражаются в акте сверки расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Как следует из п. 12 ч. 7 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок).
Исходя из пунктов 27, 28, 31 Порядка, территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
Контроль осуществляется путем проведения проверок.
Комплексная проверка проводится в целях рассмотрения комплекса вопросов, связанных с соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
Пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (п. 5 ч. 2 ст. 20 ФЗ N 326-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 14 ФЗ N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу ч. 9 ст. 39 ФЗ N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности и (или) обратиться в суд (п. 49 Порядка).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций па оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Из материалов дела усматривается, что полученное медицинской организацией дополнительное финансирование из средств обязательного медицинского страхования в размере 49 032 338,00 руб. не превышало расчетную сумму средств (т. 1 л.д. 111 - 112). Целевые средства были получены учреждением только 01.10.2020 (т. 1 л.д. 113). При этом денежные средства в сумме 26 395 896 руб. 87 коп. были полностью израсходованы медицинской организацией на целевые нужды.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым обратить внимание на то, что акт фонда от 14.09.2021 в обжалуемой части выводов относительно нецелевого характера денежных средств не содержит.
При этом в иных случаях использование учреждением денежных средств квалифицировано как нецелевое (т. 1 л.д. 205 - 206).
В свою очередь заявитель жалобы не пояснил, в силу каких обстоятельств выводы акта от 14.09.2021 в части целевого использования денежных средств были трансформированы в нецелевое использование в письме от 04.10.2021.
При этом фонд подтвердил, что требование об уплате штрафа (являющееся по существу обязательным при нецелевом использовании денежных средств) в адрес учреждения не выставлялось.
Данные обстоятельства в совокупности суд апелляционной инстанции квалифицирует как не подтверждение достаточными и достоверными доказательствами факта нецелевого использования учреждением денежных средств (ч. 9 ст. 39 ФЗ N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1995 "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 432" медицинским организациям в дополнение к постоянным расходам было предоставлено право осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период (подпункт "н" пункта 1 Постановления N 432).
Как указано ранее, сумма дополнительных средств фонда обязательного медицинского страхования, полученная медицинским учреждением в исполнение подпункта "н" пункта 1 Постановления N 432 в октябре 2020 года в размере 49 032 338 руб., была распределена по статьям постоянных расходов, что обеспечивало бесперебойную (круглосуточную) работу медицинской организации в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и оказание своевременной медицинской помощи гражданам.
Фондом также возложена обязанность на медицинскую организацию по возврату денежных средств в размере 26 395 896 руб. 87 коп.
Вместе с тем, поскольку актом проверки от 14.09.2021 указанные денежные средства не признаны израсходованными нецелевым образом, правовые основания для возмещения денежных средств отсутствуют.
Довод фонда о том, что медицинская организация должна была вернуть неизрасходованные средства 26 395 896,87 руб., после чего имела право вновь обратиться за дополнительным финансированием, является формальным.
К концу отчетного периода денежные средства в сумме 26 395 896,87 руб. были израсходованы медицинской организацией в полном объеме, что фондом не оспаривается.
Данные средства в размере 26 395 896 руб. 87 коп. были направлены на компенсацию превышения фактических расходов над доходами медицинской организации за апрель-июль 2020 года (- 26 395 896 руб. 87 коп.), установленного в спорном акте.
ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" осуществляет свои уставные цели за счет внебюджетных средств фонда обязательного медицинского страхования. Требование фонда о возмещении 26 395 896 руб. 87 коп. нарушает права медицинской организации на получение оплаты за уже оказанную медицинскую помощь.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявление учреждения, признав недействительным акт проверки фонда от 14.09.2021 в части выводов комиссии о необоснованно заявленных медицинской организацией дополнительных средствах обязательного медицинского страхования в сумме 26 395 896,87 руб. и необходимости их возмещения, а также признав незаконными действия ТФОМС Белгородской области, выраженные в требовании к ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" о возврате денежных средств в размере 26 395 896,87 руб., изложенном в письме N 9/2747 от 04.10.2021 "О результатах рассмотрения возражений".
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям, а также в силу следующего.
Ссылка заявителя жалобы и третьего лица на невозможность проверки сведений, представленных учреждением, не может быть признана обоснованной.
Из переписки страховой организации и учреждения следует, что 25.09.2020 от АО "МАКС-М" в адрес ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" поступил подписанный со стороны данной организации акт сверки, в котором было заполнено поле "По данным страховой организации" с суммой средств - 49 032 338 руб. 53 коп., сформированное на основании данных, представленных за период с 01.04.2020 по 31.07.2020.
В свою очередь, в силу п. 12 ч. 7 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ и п.п. 8.12 п. 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Таким образом заявитель апелляционной жалобы имел возможность запросить для проведения проверки любые необходимые данные, а учреждение было обязано их предоставить.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих собственную правовую позицию о нецелевом характере использования денежных средств, заявитель жалобы в материалы дела не представил.
По смыслу приведенных правовых актов финансовая поддержка в период действия ограничительных мер и приостановления оказания медицинской помощи была направлена исключительно для минимизации негативных последствий от приостановления деятельности в рамках программ ОМС и невыполнения запланированных для организации объемов медицинской помощи.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.08.2022 по делу N А08-12561/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-12561/2021
Истец: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАРООСКОЛЬСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области
Третье лицо: АО "МАКС-М"