г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А42-3007/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Король А.С. по доверенности от 22.07.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29595/2022) ООО "Медеф" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.07.2022 по делу А42-3007/2022, принятое
по заявлению ООО "Медеф"
к УФАС по Мурманской области
3-и лица: 1) ГАПОУ МО "КМК", 2) ООО "МЦ "Феникс"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медеф" (ОГРН: 1147847275311, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., д. 59, корп. 2, лит. Б, далее - ООО "Медеф", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9а; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления N 051/07/3-49/2022 от 02.02.2022 (полный текст от 07.02.2022), которым государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский медицинский колледж" (далее - Колледж) признано нарушившим законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц по причине несоблюдения последним требований к участникам закупки - ООО "Медеф".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский медицинский колледж" (ОГРН 1025100512612, адрес: 184211, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Зиновьева, д.5; далее - ГАПОУ МО "КМК", Колледж, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Феникс" (ОГРН 1075190019673, адрес: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 6, кв. 22; далее - ООО "МЦ "Феникс", третье лицо-2).
Решением от 22.07.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления ООО "Медеф" о признании незаконным решения УФАС по Мурманской области по делу N 051/07/3-49/2022 от 07.02.2022 (с учётом опечатки) отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Медеф" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что к моменту подачи заявки на участие в аукционе у Общества Приказом N 42 от 11.01.2022 была сформирована мобильная медицинская бригада в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранение РФ от 01.08.2021 N 29н. При этом, согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности" выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании 15.11.2022 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФАС и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании жалобы ООО "Феникс" на действия аукционной комиссии Заказчика (Колледжа) по факту определения ООО "Медеф" победителем в аукционе в электронной форме на право проведения медицинского осмотра обучающихся в Колледже Управлением проведена проверка деятельности последнего по размещению указанной закупки на предмет наличия признаков нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Итоговым протоколом от 17.01.2022 N 3669/2 из трёх участников рассматриваемой закупки, в том числе ООО "Феникс" и ООО "Медеф", аукционной комиссией Колледжа победителем признано ООО "Медеф" с наилучшей ценой предложения 1 095 848 руб. и с ним решено заключить договор.
По результатам проверки приведённых событий антимонопольный орган установил, что ООО "Медеф", будучи в городе Санкт-Петербурге и имея там лицензию, не вправе и не способно осуществлять лицензируемую медицинскую деятельность на территории города Апатиты Мурманской области.
Установив данные обстоятельства, Управление пришло к выводу о несоблюдении Колледжем при проведении спорного электронного аукциона требований к его участникам, а потому последнее признано нарушившим положения части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и аукционной документации, оформив результаты проверки решением от 07.02.2022 по делу N 051/07/3-49/2022, удовлетворив жалобу ООО "Феникс".
Считая такое решение Управления несоответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам, ООО "Медеф" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из материалов дела, закупка проведена Заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ, документацией о проведении аукциона в электронной форме, а также согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ МО "КМК" (далее - Положение о закупке).
Заказчик 28.12.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении аукциона в электронной форме на проведение медицинского осмотра обучающихся (номер извещения 32111001258).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.01.2022 на участие в аукционе было подано 3 заявки, все участники допущены, участник с номером заявки N 7257 - ООО "Медеф", признан победителем торгов, с предложенной суммой контракта 1 095 848,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.
Как следует из подпункта 11 пункта 14 раздела II Документации, участник закупки должен обладать лицензией на осуществление деятельности по проведению медицинских осмотров.
Пунктом 2 раздела III Документации установлены следующие организационно-правовые требования к Исполнителю:
2.1.Предварительные медицинские осмотры обучающихся осуществляются в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н, Приложение п. 27 (Работы в медицинских учреждениях).
2.2.Исполнитель должен обеспечить своевременность и полноту проведения предварительных медицинских осмотров постоянно действующей врачебной комиссией: врачами-специалистами, прошедшими в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология".
2.3.Требования к Исполнителю: обязательное наличие лицензии.
Согласно пункту 3 раздела III Документации место предоставления услуги - Мурманская область, г. Апатиты.
Подпунктом 3.1. пункта 3 раздела III Документации установлено, что медицинские осмотры обучающихся должны проводиться в специализированных помещениях квалифицированными, аттестованными специалистами в соответствии с установленными профессиональными стандартами, нормативами и правилами оказания медицинской помощи. Помещения должны быть оборудованы необходимой техникой, инструментарием и расходными материалами. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием видов услуг: услуги по периодическим медицинским осмотрам - обязательно.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Из совокупности положений статьи 18 Закона N 99-ФЗ следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 852).
Пунктом 11 Положения N 852 установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные пп. а-е п. 8 Положения сведения (документы).
В приложении к Положению N 852 установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно которому к таким работам (услугам) относятся медицинские осмотры (предварительные, периодические), медицинские осмотры (предполётные, послеполётные), медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые), медицинские осмотры профилактические.
Согласно абзацу первому пункту 11 Положения N 852 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 этого же Положения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н утверждён Классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 3 указанного Классификатора установлены виды работ (услуг), оказываемых скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощью в амбулаторных условиях, то есть вне медицинской организации. Медицинские осмотры в таком перечне отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что медицинский осмотр надлежит проводить по месту осуществления медицинской деятельности, указанной в лицензии ООО "Медеф": Санкт-Петербург, ул. 8-я линия В.О., д. 59, лит. В, корп. 2; ул.Петрозаводская, д.13, лит.А, пом.72-Н, следовательно, оно не вправе осуществлять такую деятельность в г. Апатиты Мурманской области и для этого не могло быть избранным (стать победителем) по конкурентной закупке.
Вместе с тем, абзац 2 пункта 11 Положения N 852 допускает выполнение работ (услуг), предусмотренных вышеупомянутым приложением к рассматриваемому Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий. Однако само по себе наличие данной нормы не означает безусловное право неограниченного круга лиц проводить по своему усмотрению медицинские осмотры в пределах территории Российской Федерации без наличия на то фактических обстоятельств, действительно предоставляющих такое право конкретному лицу и подтверждающих реальную возможность оказания им соответствующих услуг, то есть действительно способного это выполнить.
Прежде всего, из рассматриваемого абзаца 2 пункта 11 Положения N 852 следует, что потенциальный выездной исполнитель соответствующей медицинской услуги должен иметь мобильную медицинскую бригаду, при этом она должна быть организована именно в структуре этого исполнителя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, приложением N 8 к которому являются Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, где предусмотрено следующее.
Названные Правила устанавливают порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады (пункт 1). Мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пункт 2).
Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по Профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни) (пункт 3).
Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована (пункт 4).
При этом в силу пункта 6 рассматриваемых Правил, мобильная медицинская бригада в целях выполнения функций, указанных в пункте 2 этих же Правил, обеспечивается комплексами передвижными медицинскими. Оснащение мобильных медицинских бригад осуществляется в соответствии со стандартом оснащения мобильной медицинской бригады согласно приложению N 24 к вышеназванному Положению от 15.05.2012 N 543н, куда применительно к настоящему делу разделами 1, 2 приложения N 24 включено 35 наименований медицинских изделий, а в общем количестве 36 единиц.
Кроме того, то же приложение N 24 требует иметь комплексы передвижные медицинские, оснащенные средством радиосвязи и мобильным абонентским комплектом автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги.
Комплексы передвижные медицинские размещаются на базе: колесных транспортных средств (автомобили, прицепы и полуприцепы); транспортных средств повышенной проходимости (снегоболотоходы, транспортные средства на воздушной подушке, иные); водных транспортных средств; воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты); железнодорожных транспортных средств.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что к моменту подачи заявки на участие в аукционе у Общества Приказом N 42 от 11.01.2022 была сформирована мобильная медицинская бригада в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранение РФ от 01.08.2021 N 29н. Указанное обстоятельство не нашло своего отражения в решении УФАС. Данный приказ представлен заявителем в качестве документа, подтверждающего право на участие в спорном аукционе. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент подачи документов для участия в аукционе ООО "Медеф" соответствовало вышеприведенным требованиям, а потому к нему может быть применим абзац 2 пункта 11 Положения N 852.
Следовательно, заявка ООО "Медеф" правомерно допущена Заказчиком до участия в аукционе, поскольку лицензия ООО "Медеф" N ЛО-78-01-011367 от 16.12.2020 в совокупности с наличием сформированной мобильной медицинской бригады подтверждают возможность и реальную способность организовать прохождение медицинских осмотров в соответствии с требованиями законодательства.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 22.07.2022 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным решения УФАС N 051/07/3-49/2022 от 07.02.2022.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 июля 2022 года по делу N А42-3007/2022 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области N 051/07/3-49/2022 от 07.02.2022.
Взыскать с Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медеф" расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции и по апелляционной жалобе в сумме 4 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3007/2022
Истец: ООО "Медеф"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ