г. Хабаровск |
|
24 ноября 2022 г. |
А73-19746/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - Маевская О.Б., представитель по доверенности от 17.01.2022 N 01-43-268, Исаченко И.С., представитель по доверенности от 17.01.2022 N 01-43-267;
от ИП Котловой А.В. - Гончар И.В, представитель по доверенности от 25.06.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Котловой Александры Викторовны
на решение от 30.05.2022
по делу N А73-19746/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
к индивидуальному предпринимателю Котловой Александре Викторовне
о расторжении договора, о взыскании 124 483 руб. 67 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края (ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316, далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Котловой Александре Викторовне (ОГРНИП 315272200001894, ИНН 272420814849, далее - предприниматель, ИП Котлова А.В.) о расторжении договора от 04.10.2021 N 148 и о взыскании субсидии в размере 124 483 руб. 67 коп.
Решением суда от 30.05.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ИП Котлова А.В. обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что истцом не доказаны основания для расторжения договора и взыскания суммы субсидии. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о грубых нарушениях требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и как следствие, недействительности результатов проверки.
Министерство в отзыве на жалобу мотивированно возражает против изложенных в ней доводов, указывая на их несостоятельность, просит жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено и материалам дела не противоречит, ИП Котлова А.В. осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015.
Между министерством (главный распорядитель средств краевого бюджета) и ИП Котловой А.В (поставщик) заключен договор о предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа) N 148 от 04.10.2021, предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2021 году субсидии на возмещение поставщикам части затрат, связанных с оказанием социальных услуг за частичную оплату.
Платёжным поручением от 05.10.2021 N 186257 ИП Котловой А.В. предоставлена субсидия из краевого бюджета за оказанные в августе 2021 года социальные услуги в размере 124 483 руб. 67 коп., после чего министерством в адрес предпринимателя направлено уведомление от 11.10.2021 о проведении выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг за август 2021 года.
Актом от 12.10.2021 уполномоченный орган зафиксировал отказ предпринимателя в доступе комиссии министерства к месту фактического предоставления социальных услуг (пансионат социально-бытового назначения "Лотос"), а 29.10.2021 - направил требование о возврате предоставленной субсидии.
Требование министерства о возврате субсидии ИП Котлова А.В. не выполнила, денежные средства не возвратила, что послужило основанием министерству для обращения с иском о расторжении договора от 04.10.2021 и возврате ранее предоставленной субсидии в сумме 124 483 руб. 67 коп.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 N 480-пр (далее - Порядок N480-пр).
Согласно пункту 3.7 Порядка N 480-пр, субсидия предоставляется на основании договора, оформленного в соответствии с типовой формой, условием заключения которого является принятие министерством решения о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.5 раздела 2 настоящего Порядка или решения о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.5 настоящего раздела.
Вопросы, связанные с изменением и расторжением договора регулируются главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 7.4.1.2 договора N 148 от 04.10.2021 предусмотрена возможность одностороннего расторжения договора в случае нарушения поставщиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 480-пр и договором.
Подписание предпринимателем договора свидетельствует о его согласии на проведение проверок на предмет соблюдения целей, условий предоставления субсидии и Порядка N 480-пр, что прямо вытекает из содержания условий пункта 3.2.10 договора, следовательно, отказ в допуске проверяющих для целей проверки является нарушением условий договора.
Учитывая предмет договора, а также источник выплаты субсидии, отказ предпринимателя от проверки является существенным нарушением условий договора, поскольку при таком положении министерство (главный распорядитель средств краевого бюджета) лишён возможности обеспечить исполнение принятых на себя обязательств по договору, в том числе в части контроля за достоверностью сведений о социальных услугах, предоставляемых поставщиком (пункт 4.1.6 договора), а также обязательств, исполнение которых возложено на министерство бюджетным законодательством Российской Федерации и Хабаровского края (пункт 4.1.11 договора).
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ подлежат отклонению.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17964/2021 приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края N 254-П от 02.09.2021 "О проведении проверок" и требование о возврате средств субсидии признаны соответствующими действующему законодательству.
Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.05.2022 по делу N А73-19746/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19746/2021
Истец: Министерство Социальной Защиты Населения Хабаровского Края
Ответчик: ИП Котлова Александра Викторовна