город Омск |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А70-9060/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10587/2022) Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2022 по делу N А70-9060/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "ЮТэйр-Вертолетные услуги" (ОГРН 1028601257783, ИНН 8604005359, адрес 628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, дом 18/1) к Тюменской таможне (ОГРН 1027200871026, ИНН 7202023074, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А) о признании недействительным решения от 20.01.2022 по результатам таможенного контроля N 10503000/210/200122/Т000130,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменской таможни - Роган Т.В. (по доверенности от 10.01.2022), Савина Е.Н. (по доверенности от 18.10.2022);
от акционерного общества "ЮТэйр-Вертолетные услуги" - Малинин Р.В. (по доверенности от 01.01.2022), Федотова Т.Н. (по доверенности от 01.01.2022);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЮТэйр-Вертолетные услуги" (далее - заявитель, АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения от 20.01.2022 по результатам таможенного контроля N 10503000/210/200122/Т000130.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2022 по делу N А70-9060/2022 требования АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" удовлетворены. Признано недействительным решение от 20.01.2022 по результатам таможенного контроля N 10503000/210/200122/Т000130. Взысканы с таможни в пользу общества судебные расходы в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом не учтены особенности правового регулирования перемещения запасных частей в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза. Таможня считает, что действующим законодательством Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрена возможность применения положений главы 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении запасных частей и оборудования, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза в соответствии с главой 30 ТК ЕАЭС, установленных на временно вывезенные транспортных средств международной перевозки (далее - ТСМП) за пределами ЕАЭС и ввозимых обратно в составе таких ТСМП. Таможня полагает, что двигатель ТВЗ-117ВМ, помещенный под таможенную процедуру временного вывоза, утратил статус товара ЕАЭС при вывозе с таможенной территории ЕАЭС и приобрел статус иностранного товара. АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" при прибытии товара "двигатель", имеющего статус иностранного товара в составе вертолета RA-25172, в рамках завершения временного вывоза ТСМП не совершило необходимых действий, связанных с таможенным декларированием спорного двигателя, что привело к незаконному ввозу двигателя на таможенную территорию ЕАЭС, его использованию на территории Евразийского экономического союза без уплаты таможенных платежей и возникновению обязанности по их уплате в соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" представило отзыв, согласно которому просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
17.10.2022 от таможни поступили дополнения к жалобе.
Определением суда от 20.10.2022 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 17.11.2022. 15.11.2022 АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" представило письменные пояснения по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений), просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснениях, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с учетом дополнений), отзыв, пояснения, заслушав представителей таможни и АО "Ютэйр-Вертолетные услуги", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Тюменской таможней в отношении АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" проведена камеральная таможенная проверка и составлен акт от 18.11.2021 камеральной таможенной проверки N 10503000/210/181121/А000130.
На основании акта таможня приняла решение от 20.01.2022 по результатам таможенного контроля N 10503000/210/181121/Т000130 и уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 21.01.2022 N 10503000/У2022/0000030.
В соответствии с решением на общество возложена обязанность по уплате таможенных платежей и пени в размере 4 286 800 руб. 14 коп. Основанием для вынесения решения послужил вывод таможенного органа о произведенном обществом незаконном ввозе на таможенную территорию двигателя ТВЗ-117ВМ серия 2 (серийный номер К788620603), прибывшего на таможенную территорию в составе ТСМП - вертолета Ми-8МТВ-1 с регистрационным номером RA-25172 (далее - вертолет N RA-25172).
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
22.07.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано таможней в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 127, пунктом 1 статьи 128 ТК ЕАЭС право выбора таможенной процедуры и порядка ввоза/вывоза товара через таможенную границу ЕАЭС принадлежит декларанту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 129 ТК ЕАЭС действие таможенных процедур подлежит завершению в случаях, порядке и сроки, которые установлены данным Кодексом, а если это предусмотрено ТК ЕАЭС, - Комиссией или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Действие таможенной процедуры считается завершенным до истечения срока действия таможенной процедуры, установленного таможенным органом, если таможенная декларация, поданная для помещения товаров под таможенную процедуру с целью завершения действия этой таможенной процедуры, зарегистрирована таможенным органом в предусмотренный для завершения действия таможенной процедуры срок, за исключением случая, когда таможенным органом отказано в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо таможенная декларация отозвана в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 129 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 227 главы 30 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного вывоза - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для их временного нахождения и использования за ее пределами без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории Союза (далее - временно вывезенные товары), утрачивают статус товаров Союза.
В силу пункта 3 статьи 227 ТК ЕАЭС допускается применение таможенной процедуры временного вывоза в отношении вывезенных с таможенной территории Союза:
1) товаров, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза, для завершения действия таможенной процедуры временного вывоза в соответствии с пунктом 2 статьи 231 настоящего Кодекса;
2) товаров Союза, указанных в подпункте 2 пункта 5 статьи 303 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 228 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза являются:
1) возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, при их последующем помещении под таможенную процедуру в целях завершения действия этой таможенной процедуры. Идентификация товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной или в случаях, определенных в соответствии с пунктом 5 статьи 227 настоящего Кодекса, допускается замена временно вывезенных товаров;
2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи также предусмотрено, что условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза являются:
1) соблюдение срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом;
2) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами, установленных статьей 230 настоящего Кодекса.
Статьей 230 ТК ЕАЭС установлены следующие ограничения по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами:
1) временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
2) допускается совершение с временно вывезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт, за исключением капитального ремонта, модернизации, техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их помещении под таможенную процедуру реимпорта.
Условия завершение и прекращение действия таможенной процедуры временного вывоза отражены в статье 231 ТК ЕАЭС.
Так, в силу пункта 1 статьи 231 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 настоящей статьи.
До истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 настоящей статьи, а также если в соответствии с законодательством государств-членов временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Союза (пункт 2 статьи 231 ТК ЕАЭС).
Пунктом 4 статьи 231 ТК ЕАЭС предусмотрено, что действие таможенной процедуры прекращается:
1) по истечении срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, если действие такой таможенной процедуры не было продлено;
2) при выявлении до завершения действия таможенной процедуры факта совершения в отношении временно вывезенных товаров операций по капитальному ремонту, модернизации в нарушение пункта 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
Ввезенные на таможенную территорию Союза товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного вывоза прекращено по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 настоящей статьи, для нахождения на таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением таможенной процедуры реимпорта, а для вывоза с таможенной территории Союза - помещению под таможенную процедуру экспорта (пункт 5 статьи 231 ТК ЕАЭС).
В случае непомещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72 настоящего Кодекса.
Из положений подпункта 49 пункта 1 статьи 2, подпункта 51 пункта 1 статьи 2, пунктов 3, 4 статьи 278, пункта 4 статьи 272, пункта 1 статьи 273, главы 38, и раздела IV ТК ЕАЭС следует, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному декларированию как путем помещения под таможенные процедуры, так и без помещения под таможенные процедуры, с определенными особенностями перемещения, в зависимости от целей ввоза/вывоза.
В силу указанного необходимо разграничивать таможенные процедуры, предусмотренные главой 30 ТК ЕАЭС и особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза (глава 38 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 272 ТК ЕАЭС закреплено, что ТСМП перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются за пределами таможенной территории ЕАЭС в порядке, установленном главой 38 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной этой главой, - в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 276 ТК ЕАЭС временно вывезенные ТСМП, вывезенные с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимые на такую территорию сохраняют статус товаров ЕАЭС, а ТСМП, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС и считающиеся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, а также указанные в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, - статус иностранных товаров.
Согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 7 статьи 272 ТК ЕАЭС положения главы 38 ТК ЕАЭС могут применяться в отношении запасных частях и оборудования, находящихся на ТСМП, перемещаемом через таможенную границу ЕАЭС, и предназначенных для ремонта и (или) эксплуатации иного ТСМП, находящегося на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.
Вместе с тем, пунктом 9 статьи 272 ТК ЕАЭС предусмотрено, что к частям и оборудованию ТСМП, замененным запасными частями и оборудованием, указанными в абзаце третьем подпункта 2 пункта 7 статьи 272 ТК ЕАЭС, вывозимым с таможенной территории ЕАЭС или ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС, применяются положения главы 38 ТК ЕАЭС, регулирующие обратный вывоз с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП либо обратный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС временно вывезенных ТСМП.
Условия использования за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки предусмотрены статьей 277 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 277 ТК ЕАЭС за пределами таможенной территории Союза с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение следующих операций:
1) операции по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории Союза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза;
2) операции по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления временно вывезенных транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Союза.
Согласно пункту 3 статьи 277 ТК ЕАЭС совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, за исключением транспортных средств международной перевозки, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 настоящего Кодекса, допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе на таможенную территорию Союза такие транспортные средства международной перевозки подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса.
Таким образом, с временно вывезенными транспортными средствами возможно осуществление технического обслуживания и (или) ремонта; безвозмездного (гарантийного) ремонта; ремонта, включая капитальный ремонт, осуществляемого для восстановления временно вывезенных транспортных средств без заявления процедуры переработки; иных операций - с заявлением процедуры переработки.
Как следует из материалов настоящего дела, 27.02.2017 АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" по таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС) N 10503020/270217/400000069 как ТСМП в Республику Мали был временно вывезен вертолет МИ-8МТВ-1 N RA25172.
Временно вывозимое ТСПМ - вертолет МИ-8МТВ-1, регистрационный N RA- 25172, вывезено с таможенной территории ЕАЭС без уплаты вывозных таможенных пошлин.
24.04.2018 АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" по ДТ N 10503050/240418/0007871 поместило товар "двигатель турбовинтовой ТВЗ-117ВМ (2006 г.в.), предназначен для создания крутящего момента, мощностью 1618 КВТ, для поддержания летной годности гражданского вертолета МИ-8МТВ-1, серийный номер К788620603, изготовитель АО "Климов" (далее - двигатель) (графа 31 ДТ) под таможенную процедуру "временный вывоз" (ЭК23) (графа 1 ДТ), страна назначения Южный Судан (графа 17 ДТ).
Временный вывоз разрешен до 16.05.2018 (графа А ДТ). В дальнейшем по заявлению АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" от 03.05.2018 N 00020/18 срок временного вывоза был продлен Тюменской таможней до 31.03.2020.
Выпуск товара осуществлен 24.04.2018 без уплаты вывозных таможенных пошлин (графы 47, В, С ДТ).
Затем 21.03.2019 "двигатель" был ввезён на таможенную территорию ЕАЭС в составе ТСПМ вертолет МИ-8МТВ-1 регистрационный N RA25172 по ТДТС N 10503020/270217/400000069/10503020/210319/400000097, что подтверждается письмом АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги" от 11.05.2021 N 67.6с(67п)-249/21-4 и актом установки/снятия от 06.05.2018 N 208.
Из материалов проверки следует и обществом не оспаривает, что с момента ввоза на территорию ЕАЭС двигатель под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС для иностранных товаров, не помещался и использовался на таможенной территории ЕАЭС с составе транспортного средства.
Из процессуальной позиции АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" следует, что заявитель считает, что двигатель, находящийся в составе ТСМП вертолета МИ-8МТВ-1 N RA25172, не должен рассматриваться в качестве самостоятельного иностранного товара, не подлежит самостоятельному таможенному декларированию, а ввоз двигателя в составе ТСМП оформляется теми же документами, что в отношении ТСМП. В обоснование своей позиции АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" ссылается на постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 127/5.
Суд первой инстанции поддержал позицию заявителя, счел, что обязанность по декларированию в качестве товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оборудования, агрегатов и силовых установок (двигателей), установленных на воздушном судне, не предусмотрена, в силу чего признал недействительным оспариваемое решение таможенного органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, а также позиции сторон, суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, руководствуясь следующим.
В соответствии с подпунктом 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ТСМП - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Из абзаца третьего подпункта 2 пункта 7 статьи 272 ТК ЕАЭС следует, что положения главы 38 ТК ЕАЭС могут применяться в отношении запасных частей и оборудования, находящихся на ТСМП, перемещаемом через таможенную границу ЕАЭС. и предназначенных для ремонта и (или) эксплуатации иного ТСМП, находящегося на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.
К частям и оборудованию ТСМП, замененным запасными частями и оборудованием, указанными в абзаце третьем подпункта 2 пункта 7 статьи 272 ТК ЕАЭС, вывозимым с таможенной территории ЕАЭС или ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС, применяются положения главы 38 ТК ЕАЭС, регулирующие обратный вывоз с таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП либо обратный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС временно вывезенных ТСМП (пункт 9 статьи 272 ТК ЕАЭС).
Соответственно, для применения к спорным запчастям положений главы 38 ТК ЕАЭС они должны был быть изначально заявлены АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги" в правовом статусе и порядке, предусмотренном главой 38 ТК ЕАЭС.
Вместе с тем, 24.04.2018 по ДТ N 10503050/240418/0007871 двигатель был помещен под таможенную процедуру временный вывоз (с учетом продления временный вывоз разрешен таможенным органом сроком до 31.03.2020) и вывезен с таможенной территории Союза.
Соответственно, в силу пункта 2 статьи 227 ТК ЕАЭС указанный товар приобрел статус иностранного товара.
В свою очередь, как правомерно ссылается в жалобе таможенный орган, действующим законодательством не предусмотрена возможность применения положений главы 38 ТК ЕАЭС в отношении запасных частей и оборудования, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза в соответствии с главой 30 ТК ЕАЭС, установленных на временно вывезенные ТСМП за пределами ЕАЭС и ввозимых обратно в составе таких ТСМП.
Как было указано ранее, условия использования за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных ТСМП предусмотрены статьей 277 ТК ЕАЭС.
Так, в силу пункта 1 статьи 277 ТК ЕАЭС за пределами таможенной территории Союза с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение следующих операций, в частности, операции по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории Союза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза; операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления временно вывезенных транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Союза.
При этом совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных ТСМП, за исключением ТСМП, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 настоящего Кодекса, допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункт 3 статьи 277 ТК ЕАЭС).
Однако из материалов дела не следует, что совершаемые обществом операции с ТСМП, подпадают под пункты 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС.
Материалами дела подтверждается, что на транспортном средстве была осуществлена замена двигателя, что, вопреки утверждению общества, не может быть отнесено к техническому обслуживанию.
При этом не могут быть отнесены данные работы и к капитальному ремонту. Осуществление капительного ремонта с использованием запасных частей и оборудования, указанных в абзаце третьем подпункта 2 пункта 7 статьи 272 ТК ЕАЭС не требует заявления какой-либо процедуры и уплаты таможенных платежей, поскольку охватывается режимом главы 38 ТК ЕАЭС, чего в данном случае не имело места быть.
Установка на транспортное средство, вывезенное в порядке главы 38 ТК ЕАЭС, временно вывезенного двигателя, который не подпадает под режим главы 38 ТК ЕАЭС, не могла быть осуществлена без заявления какой-либо иной процедуры, например, процедуры переработки.
Согласно пункту 1 статье 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории Союза, утрачивают статус товаров Союза (пункт 2 статье 176 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 3 статьи статье 176 ТК ЕАЭС допускается применение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, в частности, в отношении вывезенных с таможенной территории Союза:
- товаров, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза, для завершения действия таможенной процедуры временного вывоза в соответствии с пунктом 2 статьи 231 настоящего Кодекса;
- транспортных средств международной перевозки в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 3 статьи 277 настоящего Кодекса.
При этом сведений о том, что ТСМП были помещены под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, материалы проверки не содержат.
Иначе двигатель мог быть ввезен на таможенную территорию в составе ТСМП без декларирования и уплаты таможенных платежей с условием его последующего снятия с ТСМП и вывоза за пределы таможенной территории, что также не было осуществлено обществом.
Из указанного следует, АО "Ютэйр-Вертолетные услуги" нарушило условия ввоза спорного двигателя на таможенную территорию Союза, не предприняло мер для легального ввоза данного товара, что противоречит требованиям статей 104, 231 ТК ЕАЭС.
Отклоняется судом апелляционной инстанции ссылка общества на то, что оспариваемым решением по результатам таможенного контроля обществу вменялось нарушение, заключающееся в неуплате таможенных платежей, а не нарушении таможенного режима.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" - это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В силу статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при наступлении следующих обстоятельств при помещение товаров под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, не заявление надлежащей процедура на товар означает незаконность перемещения товара через таможенную границу. В свою очередь, незаконность перемещения товара через таможенную границу Союза влечет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Суд апелляционной жалобы признает обоснованными доводы таможни об ошибочности ссылки суда на постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 127/5, поскольку обстоятельства, изложенные в указанном постановлении, отличны от обстоятельств настоящего дела. В рассматриваемом случае двигатель был помещен под таможенную процедуру временного вывоза в соответствии с главой 30 ТК ЕАЭС, в силу выбранного заявителем порядка его перемещения через таможенную границу ЕАЭС являлся самостоятельным товаром и обладал статусом иностранного. При ввозе спорного товара (двигателя) не было совершено необходимых действий, связанных с его таможенным декларированием. В названном обществе деле товар изначально с территории РФ не вывозился, а после процедуры таможенного контроля был возвращен за пределы таможенной территории.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению по причине её обоснованности. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2022 по делу N А70-9060/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Тюменской таможни удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.07.2022 по делу N А70-9060/2022 - отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований акционерного общества "ЮТэйр-Вертолетные услуги" о признании недействительным решения Тюменской таможни от 20.01.2022 по результатам таможенного контроля N 10503000/210/200122/Т000130 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9060/2022
Истец: АО "ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ"
Ответчик: Тюменская таможня
Третье лицо: 8ААС
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-703/2023
19.09.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7831/2024
08.06.2024 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9060/2022
03.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-703/2023
24.11.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10587/2022
21.07.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9060/2022