28 февраля 2024 г. |
дело N А40-181667/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Инвестиционный кооперативный Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-181667/23
по заявлению АО "Инвестиционный кооперативный Банк"
к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9, Федеральной налоговой службе
о признании недействительными решений;
при участии:
от заявителя - Тумашев А.Р. по доверенности от 26.07.20222;
от заинтересованных лиц - Ширяева Я.Н. по доверенности от 24.11.2023, по доверенности от 26.10.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 в удовлетворении заявленных АО "Инвестиционный кооперативный Банк" требований о признании недействительным решений Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 N 16.1/1 от 19.01.2023 и N 2 от 22.05.2023 к решению N 16.1/1 от 19.01.2023; о признании недействительным решения Федеральной налоговой службы N БВ-4-9/7422@ от 13.06.2023; о признании незаконным действия Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 о списании с единого налогового счета заявителя денежной суммы в размере 4.701.449 руб., штрафа (пени) в размере 1.431 руб., отказано.
АО "Инвестиционный кооперативный Банк" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал жалобу.
Представитель налоговых органов в судебном заседании поддержала доводы отзывов на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1), представленной в инспекцию 11.08.2022, согласно которой сумма налога к уплате составила 0 руб.
В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1) банком по строке 240 листа 02 декларации "сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации" заявлен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством Республики Болгария, в размере 4.701.449 руб., уплаченного налоговыми агентами АО "Техноимпортэкспорт" и АО "Тексим Банк". По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки от 25.11.2022 N 16.1/79 и вынесено решение, согласно которому банк привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1.431 руб. (решение от 22.05.2023 N 2 к решению N 16.1/1 от 19.01.2023), доначислен налог на прибыль организаций в размере 4.701.449 руб.
Решением Федеральной налоговой службы от 13.06.2023 N БВ-4-9/7422@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований, заявителем указано на то, что отказ в зачете уплаченного налога за пределами Российской Федерации при исчислении налога на прибыль организаций за 2021 год и начисление недоимки по налогу является неправомерным, поскольку иностранная организация АО "Техноимпортэкспорт" представлено подтверждение налогового агента об удержании корпоративного подоходного налога в Республике Болгария, между тем, право на зачет, по мнению заявителя, правомерно заявлено в уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на прибыль организаций за 2021 год, так как факт получения банком дохода в 2021 году подтвержден письмом налогового агента, платежными поручениями, свидетельствами налогового органа Республики Болгария и налоговым органом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых решений и действий органов налогового контроля законодательству о налогах и сборах.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной налоговой проверки инспекцией установлено нарушение банком положений п. 8 ст. 274, ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации: неправомерно заявлен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством Республики Болгария в размере 4.701.449 руб., уплаченного налоговыми агентами АО "Техноимпортэкспорт" и АО "Тексим Банк" и неправомерно уменьшена подлежащая уплате сумма налога на прибыль организаций за 2021 год.
С учетом решения Федеральной налоговой службы банком неправомерно в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1) отражен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством иностранного государства, в связи с получением убытка в 2020 году (период учета дохода, полученного Банком от источников за пределами Российской Федерации).
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 1 ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
В соответствии с п. 3 ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
Подтверждение, указанное в п. 3 ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.
Пунктом 8 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Банком 16.03.2021 представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2020, согласно которой по итогам 2020 банком получен убыток в размере 130.126.371 руб. (строка 060 лист 02 декларации). Уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2020 (корректировка номер 1) представлена - 31.05.2021.
Из представленных налоговых деклараций следует, что показатели строки 060 листа 02 уточненной налоговой деклараций по налогу на прибыль организаций за 2020 (корректировка номер 1) не изменяют показатели ранее представленной первичной налоговой деклараций по налогу на прибыль организаций за 2020 в сумме убытка 130.12. 371 руб.
Таким образом, как в первичной, так и в уточненной декларациях по налогу на прибыль организаций за 2020 банком отражен убыток.
Из анализа представленных свидетельств от 26.05.2022 следует, что банком в 2020 получен доход от АО "Техноимпортэкспорт" и АО "Тексим Банк", на который начислен корпоративный подоходный налог в размере 50.000 евро (4.534.120 руб.) и 3.333 евро (300.661, 26 руб.) соответственно.
Полученный банком в 2020 доход от иностранных организаций АО "Техноимпортэкспорт" и АО "Тексим Банк" учтен при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2020, что подтверждается регистрами налогового учета.
Из представленной 11.08.2022 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 (корректировка номер 1) следует, что сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет составила 0 руб.
По строке 240 листа 02 декларации "сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному ст. 311 НК РФ" банком заявлен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством Республики Болгария, в размере 4.701.449 руб., уплаченного налоговыми агентами АО "Техноимпортэкспорт" и АО "Тексим Банк".
Таким образом, если налог на прибыль организаций за 2020 банком не уплачен, то двойное налогообложение не возникает, и его устранение за счет зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, законодательством не предусмотрено.
Из этого следует, что банком неправомерно в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1) отражен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством иностранного государства, в связи с получением убытка в 2020.
Российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации.
Зачет иностранного налога в иные налоговые периоды положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при условии наличия подтверждающих документов уплаты (удержания) налога на территории иностранного государства. При получении убытка у налогоплательщика не образуется суммы налога на прибыль, подлежащего уплате, и зачет налога, уплаченного (удержанного) на территории иностранного государства, произвести невозможно.
По мнению банка, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и международными договорами, не установлено ограничение проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы. Российская организация может произвести зачет иностранного налога как в текущем периоде, в котором доходы были получены и учтены при налогообложении прибыли в Российской Федерации, так и в 3-х последующих налоговых периодах.
В обоснование приведенного довода банк ссылается на требования о трехлетнем сроке, предусмотренном п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации и ссылается на письма Министерства Российской Федерации от 25.09.2015 N 03-08-05/54902, от 08.07.2013 N 03-08-13/26324, Федеральной налоговой службы от 24.09.2019 N СД-4-3/19469@, определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2023 N 18-КАД22-55-К4.
Однако, данные ссылки выводы инспекции не опровергают.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2023, в налоговое законодательство внесены изменения: ст. ст. 78 - 79 Налогового кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции, ссылка на 3-летний срок для обращения за зачетом или возвратом излишне уплаченных налогов, исключена.
Таким образом, оспариваемые решения органа налогового контроля являются законными и обоснованными, соответственно, действия о списании с единого налогового счета заявителя денежной суммы в размере 4.701.449 руб., штрафа (пени) в размере 1.431 руб. также являются законными.
Вопрос привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, следует рассматривать с учетом п. 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, из которого следует, что при применении ст. 122 Кодекса (в редакции, действующей до 31.12.2022) судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в не перечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае с него подлежат взысканию пени.
Согласно п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, в силу ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 31.12.2022), согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений указанных норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем, не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае одновременного соблюдения следующих условий: на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога; на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика. Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.
В рассматриваемом случае первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2021 представлена 21.03.2022 с суммой налога к уплате в бюджет в размере 4.701.449 руб.
По сроку уплаты налога на прибыль организаций за 2021 - 28.03.2022 банком 22.03.2022 сумма налога в размере 4.701.449 руб. уплачена в бюджет, из них: в федеральный бюджет - 705.217 руб., в бюджет Республики Татарстан -3.801.615 руб., в бюджет г. Москвы - 194.617 руб.
25.07.2022 и 10.08.2022 инспекцией по заявлениям банка произведен зачет налога в сумме 37.395 руб., из них: в федеральный бюджет - 5.609 руб., в бюджет Республики Татарстан - 30.238 руб., в бюджет г. Москвы - 1.548 руб.
11.08.2022 банком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1), в соответствии с которой по строке 240 листа 02 декларации "сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации" банком заявлен зачет суммы налога, выплаченного в соответствии с законодательством Республики Болгария в размере 4.701.449 руб.
Ранее исчисленная сумма налога к уплате уменьшена на 4.664.054 руб., из них: в федеральный бюджет - 699.608 руб., в бюджет Республики Татарстан - 3.771.377 руб., в бюджет г. Москвы - 193.069 руб.
Поскольку зачет суммы налога, уплаченного в соответствии с законодательством иностранного государства, в размере 4.701.449 руб. банком заявлен неправомерно, то по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2021 год (корректировка номер 1) сформировалась сумма налога к уплате в размере 4.701.449 руб.
На день вынесения решения у банка в бюджете Республики Татарстан имелась переплата, покрывающая сумму недоимки, однако, в федеральном бюджете и в бюджете г. Москвы сформировалась недоимка в сумме 7.157 руб., из них: в федеральный бюджет - 5.609 руб., в бюджет г. Москвы - 1.548 руб.
При таких обстоятельствах, привлечение банка к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1.431 руб. (7 157 руб. * 20 %) является обоснованным.
На основании п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Из оспариваемого решения Федеральной налоговой службы следует, что оно принято в порядке ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации и является результатом рассмотрения апелляционной жалобы банка на решение инспекции.
В соответствии с п. 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
В рассматриваемом случае решение Федеральной налоговой службой вынесено с соблюдением процедуры, в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права и законные интересы банка.
Решение вышестоящего налогового органа N БВ-4-9/7422@ от 13.06.2023 не создает для заявителя каких-либо ограничений либо запретов для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит предписаний и не создает для него правовых последствий, доказательств иного заявителем не представлено, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения ФНС России незаконным.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-181667/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181667/2023
Истец: АО "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ БАНК"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 9, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА