г. Москва |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А40-45605/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким.,
судей: О.Г. Головкиной., Т.В. Захаровой.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Жилищно-строительного кооператива "Колхида"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2022 года по делу N А40- 45605/2022, по иску Жилищно-строительного кооператива "Колхида" (ОГРН: 1037700042544, ИНН: 7728091976)
к Акционерному обществу "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329, ИНН: 7736520080) третье лицо: ПАО "Россети Московский Регион"
о признании актов недействительными о признании дополнительного соглашения к договору от 01.01.2012 г. незаключенным.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Максименко М.А. по доверенности от 31.01.2022;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительного кооператива "Колхида" обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к Акционерному обществу "Мосэнергосбыт" третье лицо: ПАО "Россети Московский Регион" о признании Акта допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/636 от 14 августа 2019 года и Акта допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/637 от 14 августа 2019 года недействительными.
Кроме того, истец просил признать Дополнительное соглашение к Договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 01.01.2012 N 99049770, датированное 14 августа 2019 г., незаключенным и не порождающим правовых последствий.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 154, 160, 166, 183, 310, 434, 450 ГК РФ, ст.ст. 67, 68, 71, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ Решением от 05.08.2022 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд не обосновано отклонил доводы истца, судом не учтено что ответчик в одностороннем порядке изменил условия договора энергоснабжения, что истец не согласовал и не допускал в эксплуатацию приборы учета, указанные в реестре к соглашению 2019 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Представители истца, третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что между истцом Жилищно-строительным кооперативом "Колхида" (далее истец, ЖСК, Потребитель, Абонент) и ответчиком Акционерным обществом "Мосэнергосбыт" (далее ответчик, энергоснабжающая организация) заключен Договор Энергоснабжения с потребителем, приравненным к тарифной группе "население", N 99039770 от 01.01.2012 г. по объекту энергоснабжения, расположенному по адресу г.Москва, ул.Тарусская, д. 22, корп.1 (далее - Договор).
Договором стороны согласовали все существенные условия, включая порядок и условия технологического присоединения энергопринимающего оборудования, Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение N 2 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора).
05 сентября 2018 года стороны составили Акт об осуществлении технологического присоединения (далее - Акт-2018). Согласно Акту-2018, дата фактического присоединения 18.12.1986 г. Актом-2018, помимо прочего, определен ряд сведений, в т.ч.: перечень точек присоединения; перечень оборудования устройств защиты и т.п.; границы балансовой принадлежности; границы эксплуатационной ответственности; характеристики измерительных комплексов.
24 сентября 2018 года Дополнительным соглашением к Договору (далее - Соглашение-2018) стороны пришли к соглашению считать действительным Приложение N 2 к Договору (Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности) оформленное 24.09.2018 г.
Согласно Приложению N 2, утвержденному Соглашением-2018 от 24.09.2018 г., "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности", точка поставки по Договору оснащена двумя приборами учета электроэнергии производства фирмы Меркурий: Меркурий 230 ART-01CN, заводской номер: 07035902; Меркурий 230 ART-03CN, заводской номер: 07073402
Согласно пункту 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила учета) Определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.
Таким образом, в 2018 году Актом-2018 и Соглашением-2018 стороны Договора в числе других основных условий согласовали перечень приборов учета, входящих в измерительный комплекс. В него вошли два прибора учета "Меркурий 230" с серийными номерами: ART-01CN 07035902 и ART-03CN 07073402, на основании данных которых стороны производят учет потребленной электроэнергии по Договору.
При этом истец считал, что ответчиком в одностороннем порядке изменены условия Договора.
В августе 2019 года от ответчика в адрес истца поступило Дополнительное соглашение к Договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 01.01.2012 N 99049770, датированное 14 августа 2019 г. с Приложениями: Приложение N 2 к Договору "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности" от 01.08.2019 и Приложение "А" к нему от 01.08.2019 по объекту энергоснабжения, расположенному по адресу г.Москва, ул.Тарусская, д. 22, корп.1 (далее -Соглашение-2019), которым ответчик предлагал внести изменения в Договор об изложении приложения N 2 к Договору "Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств учета электроэнергии и мощности" и Приложение "А" к нему в новой редакции.
При этом, истец указывал, что изменения Соглашения-2019, по сравнению с Актом-2018 и Соглашением-2018, касались лишь исключения из измерительного комплекса ранее введённых сторонами приборов учета, и утверждение иных (новых) приборов учета электроэнергии.
Истец указывал, что он предлагаемых ответчиком в новой редакции Приложения N 2 к Договору приборов учета не устанавливал и в эксплуатацию не допускал, и Соглашение-2019 не заключал и не подписывал (не акцептовал).
Дополнительное соглашение от 14 августа 2019 года (Соглашение-2019) не заключалось, о чем свидетельствует отсутствие на страницах Дополнительного соглашения и приложений к нему: подписи и печати со стороны ЖСК.
Ответчик несмотря на то, что истец не заключил с ним Соглашение-2019 об изменении перечня средств (приборов) учета электроэнергии, в одностороннем порядке убрал в личном кабинете Абонента возможность дистанционной передачи показаний приборов учета, утвержденных и допущенных в эксплуатацию Актом-2018 и Соглашением-2018.
Вместо них ответчик установил форму для передачи показаний приборов учета, указанных в Приложениях к незаключенному Дополнительному соглашению от 14 августа 2019 года.
Не согласившись с действиями ответчика, истец вынужден предоставлять показания средств (приборов) учета электроэнергии, утвержденных Соглашением-2018, на бумажном носителе, в связи с чем направил ряд претензий в адрес ответчика с несогласием на одностороннее изменение условий Договора и с несогласием исполнения неподписанного (незаключенного) Соглашения-2019 г.
По общему правилу договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается в простой письменной форме (пункт 33 Правил заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
Согласно пункту 15 Правил, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее Правила 124) договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора.
В условии п.7.4. Договора также указано, что: все приложения и изменения настоящего Договора совершаются Сторонами в письменной форме с подписанием уполномоченными представителями МЭС и Абонента.
Также в тексте пункта 2 Соглашения-2019 указано, что: Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его заключения."
Вышеизложенное означает, что ответчиком с контрагентом должно быть заключено дополнительное соглашение в письменной форме, которое должно быть подписано всеми сторонами договора.
Таким образом, незаключенное (неподписанное всеми) сторонами Договора Дополнительное соглашение от 14 августа 2019 года, по мнению истца, не порождает юридических последствий.
Кроме того, истец не допускал в эксплуатацию приборы учета, указанные ответчиком в реестре к Соглашению-2019
Ответчик вместе с Соглашением-2019 представил Акт допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/636 от 14 августа 2019 года и Акт допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/637 от 14 августа 2019 года (далее Акты-2019).
Однако, истец указанных в Соглашение-2019 и в Актах-2019 приборов учета не устанавливал, и в эксплуатацию не допускал.
Согласно п. 137 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (Далее Правила учета) приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
В силу пункта 152 Правил учета: Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности); лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Также истец указывал, что ответчиком не соблюдены условия допуска приборов учета в эксплуатацию.
Так, в соответствии с последним абзацем пункта 153 Правил учета, Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее заявка) в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и время для осуществления процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора учета, лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы, подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, паспорта на прибор учета.
С даты направления указанных документов в адрес лица, указанного в абзацах втором или третьем настоящего пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Таким образом, при процедуре ввода приборов учета в эксплуатацию законодатель обязывает стороны не просто уведомить о дате и времени проведения процедуры допуска, а согласовать дату и время с другой стороной.
Кроме того, истец указывал, что акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии подписаны со стороны Потребителя неустановленным лицом.
Из Актов допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии от 14 августа 2019 года, ЖСК "Колхида" именуется в них "потребителем". Из обоих актов следует, что: Дата и время проведения проверки: " 14" августа 2019 г. "14" часов "20" минут.
Истец указывал, что ЖСК "Колхида" не уполномочивал и не направлял представителя для участия в проведение процедуры проверки и допуска приборов учета в эксплуатацию, поскольку: письмо с Заявкой ПАО "МОЭСК" на проведение процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию от 01 августа 2019 вручено ЖСК "Колхида", только 15 августа 2019 года в 17:39 ч., соответственно Абонент не был надлежащим образом уведомлен о предстоящем допуске приборов учета.
Данное обстоятельство, по мнению истца, подтверждает, что ЖСК "Колхида" не направлял и не уполномочивал представителей, так как не знал и не мог знать о предстоящем мероприятии по допуску приборов учета в эксплуатацию.
Уполномоченным лицом, действующим от имени ЖСК "Колхида", является Председатель правления Кротов Алексей Васильевич.
Оба акта, от имени ЖСК "Колхида" в графе потребитель, подписаны не установленным лицом.
Представленные ответчиком Акты допуска-2019 со стороны ЖСК "Колхида" не подписывались. Представитель ЖСК "Колхида" в процедуре допуска не участвовал, так как не был извещен о дате и времени процедуры допуска приборов в эксплуатацию. Подписи в актах от имени ЖСК произведены неустановленным лицом.
В соответствии с ст.ст. 152 и 153 Правил учета, расчеты по договорам энергоснабжения производятся только на основании показаний приборов учета, которые были допущены в эксплуатацию в соответствии с настоящими правилами.
Акт допуска по сути является соглашением к договору энергоснабжения, и к нему применимы все те же условия о порядке внесения изменений в условия договора, в т.ч. о недопустимости одностороннего изменения договора и др.
Согласно ч.1 ст. 160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно ч.1 ст.183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.
Так как дата и время процедуры допуска не были согласованы с ЖСК "Колхида", более того ЖСК было уведомлено о дате и времени уже после даты составления акта, то данные приборы учета не могут считаться введенными надлежащим образом в соответствии с Правилами учета.
Следовательно, как указывал истец, показания данных приборов учета не могут быть основанием для проведения расчетов за поставленные энергоресурсы и выставления счетов, актов по договору энергоснабжения.
Данные Акты допуска впоследствии после их подписания неустановленным лицом, не были одобрены ЖСК "Колхида", о чем ответчик неоднократно извещался.
Заключение сделки неустановленным лицом обладает теми же правовыми последствиями, что и заключение сделки неуполномоченным лицом
Согласно ч.1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ч.2 ст. 166 ГК РФ, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Таким образом, истец просил признать Акт допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/636 от 14 августа 2019 года и Акт допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/2/637 от 14 августа 2019 года недействительными.
Кроме того, истец просил признать Дополнительное соглашение к Договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 01.01.2012 N 99049770, датированное 14 августа 2019 г., незаключенным и не порождающим правовых последствий.
Данные факты послужили основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
АО "Мосэнергосбыт" и ЖСК "Колхида" заключили договор энергоснабжения N 99049770 от 01.01.2012, предметом которого является поставка электроэнергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Тарусская, д.22, корп. 1.
Размер платы за коммунальную услугу в многоквартирном доме, предоставленную на общедомовые нужды определяется в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, если прибор учета отсутствует, то по нормативу потребления.
02.08.2019 в адрес ЖСК "КОЛХИДА" от ПАО "Россети Московский регион" поступило уведомление о проведении процедуры допуска коллективных (вводных) приборов учета в эксплуатацию от 01.08.2019 ЭУ/167/176 (вх. от 02.08.2019 СК/32-5342/19).
От ПАО "Россети Московский регион" в адрес АО "Мосэнергосбыт" поступили акты допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии от 14.08.2019 N МУЭ/ЮЗОРУП )/636 и N МУЭ/ЮЗОРУПЭ/637.
В свою очередь, АО "Мосэнергосбыт", получая информацию от сетевой организации об установке и допуске к эксплуатации коллективных (общедомовых/ приборов учета в МКД, обязано производить расчеты по данным приборам учета (п. 2 ст. 13ФЗN 261).
Так, в спорном МКД установлены общедомовые (коллективные) приборы учета.
Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ N 261 установленные в соответствии с требованиями законодательства приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы и применение их должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В данной статье речь идет именно об установке приборов учета на вводе (общедомовые электросчетчики) в жилые дома, что подтверждается:
ч. 1 ст. 13 ФЗ N 261, где указано, что требования статьи в части организации учета энергии касаются мест подключения объёмов к системам централизованного электроснабжения;
ч. 5 ст. 13 ФЗ N 261, где указано, что до 01.07.2012 многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (oбщедомовыми) приборами учета электроэнергии.
Согласно п. 2 ППКУ коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов поданных в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 141 ОПФРР приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии, называются расчетными приборами учета.
В соответствии с абз. 2 п. 184 ОПФРР определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Правилами N 124.
Пунктом 21 Правил N 124 императивно устанавливает, что при наличии в многоквартирном жилом доме общедомовых приборов учёта, они должны использоваться в договоре энергоснабжения в качестве расчётных.
Из подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 указано, что порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по указанной в ней формуле.
Подпунктом ж (1) п. 31 ППКУ предусмотрено, что исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды.
Таким образом, установленные и введенные в эксплуатацию общедомовые приборы учета должны применяться при определении объема потребленной электроэнергии.
МЭС, являясь добросовестным участником гражданского оборота и, руководствуясь исключительно нормами действующего законодательства Российской Федерации, нарушителем прав Истца не является.
Также, в силу вышеуказанных норм права, отсутствуют основания для произведения перерасчета.
Кроме того, спорные приборы учета соответствуют требованиям законодательства.
Согласно п. 141 Основных положений, для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату спуска. Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие указанным требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
Под допуском прибора учета понимается процедура, в ходе которой определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электроэнергию.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
При этом акты допуска спорных приборов учета подписаны представителями сетевой организации и представителем Истца.
Установленные приборы учета полностью работоспособны, опломбированы и имеют допустимый класс точности, что подтверждается составленными актами допуска.
Следовательно, спорные приборы учета соответствуют п. 141 Основных положений и готовы к использованию при осуществлении расчетов по договору энергоснабжения.
При этом в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты.
Избранный истцом способ защиты права действующим законодательством не предусмотрен.
Обязательства, сложившиеся в рамках договорных правоотношений, подлежат оценке и проверке арбитражным судом при рассмотрении материально-правового требования.
Заявленные истцом требования не образуют самостоятельного предмета иска и не могут быть рассмотрены в рамках настоящего дела.
Кроме того, спорные приборы учета установлены сетевой организацией и акты допуска переданы в МЭС, что само по себе обязывает АО "Мосэнергосбыт" производить расчеты в соответствии с установленными ОДПУ на основании норм действующего законодательства.
В настоящем случае суд приходит к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2022 по делу N А40- 45605/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45605/2022
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "КОЛХИДА"
Ответчик: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"