г. Пермь |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А50-10023/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии представителя ООО "Сток" Лычевой Э.В., паспорт, доверенность от 31.05.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Сток",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 августа 2022 года по делу N А50-10023/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сток" (ОГРН 1155958052887, ИНН 5911073161)
к Администрации города Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сток" (далее - заявитель, ООО "Сток") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Березники (далее - администрация) от 14.03.2022 N СЭД-142-01-19-251 в установлении норматива состава сточных вод для абонентов ООО "Сток".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление в полном объеме.
Заявитель ссылается на то, что при обращении его с требованием об установлении нормативов состава сточных вод в муниципальный орган были представлены разработанные для ООО "Сток" нормативы допустимых сбросов и расчетные значения нормативов состава сточных вод для абонентов ООО "Сток", которые не превышали установленных для ООО "Сток" нормативов допустимых сбросов. То есть требования, предусмотренные пунктом 171 Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) обществом были соблюдены, основания для отказа в установлении нормативов, предусмотренные пунктом 174 Правил N644, отсутствовали. Суду следовало руководствоваться нормами, изложенными в пункте 171 Правил N644, и не осуществлять расширенное толкование норм, содержащихся в пункте 174 Правил N644. Именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по установлению нормативов состава сточных вод, даже в случае непредставления организацией рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. Какие-либо запросы со стороны Администрации г. Березники о предоставлении дополнительных документов или материалов в адрес ООО "Сток" не направлялись. Приложение N5 Правил, предусматривающее максимальные концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем, не распространяется на правоотношения по установлению нормативов состава сточных вод.
В судебном заседании представить заявителя на доводах жалобы настаивал.
Администрация с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела установлено, что приказом Камского бассейнового водного управления (Камского БВУ) Федерального агентства водных ресурсов N 260 от 20.12.2019 утверждены на срок до 20.12.2024 нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в Камское водохранилище на 890 км от устья реки Кама для ООО "Сток"; выпуск N1, г. Березники (л.д.72).
В связи с отнесением системы водоотведения, эксплуатируемой ООО "Сток", к централизованной, во исполнение статьи 9 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" и в соответствии с разделом X Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, общество направило на согласование в администрацию нормативы состава сточных вод абонентов, сбрасываемых в промышленный канал и далее на станцию перекачки.
По результатам рассмотрения обращения, администрацией принято решение, оформленное письмом 14.03.2022 N СЭД-142-01-19-251, об отказе в установлении для абонентов ООО "СТОК" нормативов состава сточных вод по направленным в ответчика адрес показателям.
Полагая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно которому нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) (пункт 13.1 статьи 2).
В силу пункта 9.1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В статье 47 устава муниципального образования "Город Березники" Пермского края, утвержденного решением Березниковской городской Думы от 21.06.2005 N 19, определены полномочия администрации города.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 47 устава указано, что к полномочиям администрации города отнесены полномочия по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии со статьей 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно пункту 6 статьи 32 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение, является организация, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных названным Законом), которая обязана заключить договор водоотведения, с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.1 Закон N 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов (НДС), установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются также в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с пунктом 170 которых нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов (НДС), а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 Правил N 644).
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов (НДС) определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).
Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10).
Согласно пункту 171 Правил N 644 основаниями для установления нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление) нормативов допустимых сбросов (НДС) или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.
До подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду или выдачи такой организации комплексного экологического разрешения нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, установленных в отношении соответствующих объектов организации, осуществляющей водоотведение.
В силу пункта 172 Правил N 644 нормативы состава сточных вод рассчитываются организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений).
В пункте 173 Правил N 644 определено, что орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).
Пунктом 174 Правил N 644 предусмотрены следующие основания для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод:
1) отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов (НДС) или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;
2) рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений НДС или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;
3) рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176-181 настоящих Правил;
4) отсутствие предусмотренных пунктом 171 названных Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).
Согласно пункту 176 Правил N 644 норматив состава сточных вод i-го загрязняющего вещества (*) (мг/дм3) рассчитывается по формуле:
где:
НДСi - норматив допустимого сброса i-го загрязняющего вещества, установленный (рассчитанный, представленный) для объектов данной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) (мг/дм3);
Эi - показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение (процентов).
В случае если расчетные значения загрязняющего вещества больше максимальных допустимых значений показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (показателям), указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам, за величину* принимаются значения, указанные в этом приложении.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество не представило вместе с заявлением от 14.02.2022 рассчитанные значения нормативов состава сточных вод.
Приложенные к заявлению значения нормативов представляли собой НДС, утвержденные для общества приказом Камского БВУ N 260 от 20.12.2019, то есть не учитывали показатель эффективности удаления i-го загрязняющего вещества (Эi) и, таким образом, не соответствовали требованиям пункта 176 Правил N 644.
Указанное является одним из оснований, достаточным для принятия решения об отказе в установлении нормативов (пункт 174 Правил N 644).
Довод общества о том, что наделение его статусом гарантирующей организации произведено лишь в 2021 году (постановлением администрации от 09.06.2021 N 01-02-681), отклоняется, поскольку сброс сточных вод в Камское водохранилище на 890 км от устья реки Кама общество осуществляет уже с 2020 года (на основании решения от 27.01.2020, л.д.13), в связи с чем имело возможность представить декларацию о воздействии на окружающую среду (статья 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Поэтому ссылка общества на абзац третий пункта 171 Правил N 644 отклоняется.
Оспариваемое решение администрации об отказе в установлении нормативов основано также на том, что предложенное значение одного из загрязняющих веществ (хлорид-аниона) больше максимально допустимого значения соответствующего вещества, указанного в приложении N 5 к Правилам N 644.
Как верно указывает общество, в данном случае администрация сама должна была установить норматив, равный значению, указанному в приложении (как это указано в пункте 176 Правил N 644).
В то же время в решении администрации обоснованно указано, что по ряду загрязняющих веществ обществом не указаны именно те наименования и те единицы измерения, которые приведены в приложении N 5.
Это дополнительно подтверждает вывод администрации, что применительно к Правилам N 644 общество нормативы состава сточных вод не устанавливало (не рассчитывало), а лишь заявило те значения, которые установлены приказом Камского БВУ N 260 от 20.12.2019, то есть НДС, что не соответствует целям статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ и Правил N 644.
Поскольку доводы заявителя апелляционной жалобы документально не подтверждены, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств на основании представленных в материалы дела доказательств, оснований для отмены или изменения судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 2000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 августа 2022 года по делу N А50-10023/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сток" (ОГРН 1155958052887, ИНН 5911073161) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 (пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 27.09.2022 N 383.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10023/2022
Истец: ООО "СТОК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ