г. Владивосток |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А51-10665/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл",
апелляционное производство N 05АП-6877/2022,
на решение от 19.09.2022
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-10665/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (ИНН 2505008358, ОГРН 1022500614751)
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2721168170, ОГРН 1092721003605)
о признании незаконным предписания N П-371-236-РШ-05П14 ПГН от 25.03.2022 в части пунктов 8, 9,
при участии:
от АО "ГМК "ДАЛЬПОЛИМЕТАЛЛ": представитель Титова Я.Ю. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 12814), паспорт;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель Грункова М.Ю. по доверенности от 27.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 12780), служебное удостоверение; специалист Гришин А.В. по доверенности от 27.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (далее - заявитель, общество, АО "ГМК "Дальполиметалл") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Дальневосточное управление Ростехнадзора) о признании незаконным предписания N П-371-236-РШ-05П14 ПГН от 25.03.2022 в части пунктов 8, 9.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "ГМК "Дальполиметалл" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение от 19.09.2022 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденные Приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494, не устанавливают запрет выдачи и подтверждения взрывчатых материалов одним лицом. Следовательно, по мнению апеллянта, п.2.2.11 раздела "Распределение обязанностей по организации, руководству и контролю за производством взрывных работ в АО "ГМК "Дальполиметалл" технологического регламента, утвержденный 17.01.2022, не противоречит требованиям действующих правил, что также подтверждается письмом с разъяснениями Центрального аппарата Ростехнадзора. Относительно пункта 9 оспариваемого предписания полагает, что указанная административным органом в акте проверки информация не соответствует действительности, поскольку фактически из 5 указанных наряд-путевок только 3 выданы в смене 2, остальные в смене 3. Позиция Ростехнадзора о том, что под руководством взрывными работами подразумевается постоянное присутствие руководителя взрывных работ на месте их проведения, противоречит положениям Правил безопасности, которыми предусмотрены различные по значению термины: "под руководством" (п. 149), "под контролем" (п. 215), "в присутствии". Исходя из приведенных доводов, заявитель апелляционной жалобы указывает, что предписание Дальневосточного управления Ростехнадзора N П-371-236-РШ-05П14 ПГН от 25.03.2022 в части пунктов 8, 9 не является исполнимым, поскольку не содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.10.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АКП РФ).
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Через канцелярию суда от Дальневосточного управления Ростехнадзора поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АКП РФ приобщен к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании решения о проведении выездной проверки от 31.05.2022 N 371-466-РШ в период с 06.06.2022 по 17.06.2022 Ростехнадзором проведена выездная проверка в отношении деятельности юридического лица в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Рудник "Второй Советский" АО "ГМК "Дальполиметалл" с целью проверки соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, а также с целью проверки устранения юридическим лицом нарушений, указанных в ранее выданных предписаниях, срок исполнения отдельных пунктов которых истек.
В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденные Приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки N А-371-236-РШ-05П-14 от 25.03.2022.
Указанные обстоятельства явились основанием для выдачи АО "ГМК "Дальполиметалл" уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора предписания от 25.03.2022 N П-371-236-РШ-05П-14 ПГН, которым надлежало устранить выявленные нарушения:
1. В паспорте буровзрывных работ N 1 и N 2 уклон 40 OTM-135M к.40 р.з. "1Р.Р." отсутствуют схема расположения шпуров в забое (место расположения, направление шпуров, глубина шпуров, конструкция вруба и т.д.). Не указан способ заряжания, последовательность и количество приемов взрывания зарядов, место укрытия взрывника. Из представленных в паспорте БВР N1 трех конструкций шпуровых зарядов, не понятно к чему относится вторая конструкция. Схема монтажа электровзрывной сети не охватывает весь забой, а только его часть. Срок устранения до 31.03.2022.
2. Расчет количества воздуха для проветривания забоя уклона 40 отм-135-м к.40 р.з. "1Р.Р.", выполнен не в соответствии с Технологическим регламентом "Проветривание горных выработок" АО "ГМК "Дальполиметалл". При протяженности тупиковой выработки 200-м удельное количество воздуха на 1 л.с. LH-203 принята в расчетах 3 м3 /мин вместо 5 м3 /мин. Срок устранения до 31.03.2022.
3. В проекте проветривания забоя штрека транспортный горизонта 145-м "8" Р.Т. фигурирует расчетное количество воздуха 179 м 3 /мин и 291 м 3 /мин. Сам расчет количества воздуха для проветривания забоя отсутствует. Срок устранения до 31.03.2022.
4. Взрывные работы осуществляются не в соответствии с оформленной в установленном порядке технической документацией. Согласно паспорта БВР N 1 количество ВВ (саянит П-250) составляет 45 кг, средств инициирования Искра-Ш 30шт. Согласно наряд - путевок N 84 от 10.03.2022, N 105 от 13.03.2022 саянит П-250 выписано 125 кг, Искра-Ш 51шт. Срок устранения до 26.03.2022.
5. С паспортами БВР уклона 40 отм-135-м к.40 р.з. "1Р.Р.", не ознакомлены горные мастера Панков М.Е., Коваленко Н.Ю., Бахмет С.А., взрывники Никоноров И.В., Гадецкий С.А. под подпись. Срок устранения до 31.03.2022.
6. Форма наряд-путевки на производство взрывных работ установленная АО "ГМК "Дальполиметалл" не соответствует требованиям ФНП "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения". Отсутствует столбец - место производства взрывных работ. Не понятно содержание заголовка первого столбца: - "Марка работы". Срок устранения до 31.03.2022.
7. В бланк одной наряд-путевки на производство взрывных работ, выписывается наряд на производство взрывных работ в нескольких забоях (наряд - путевка N 84 от 10.03.2022, наряд-путевка N 105 от 13.03.2022 и др.), которые проветриваются по общей схеме. Суммарное количество ВВ подлежащих к взрыванию за один раз составляет 250 кг, а расчет проветривания выполнен на 45 кг. Срок устранения до 26.03.2022.
8. В технологическом регламенте "Обращение со взрывчатыми материалами промышленного назначения" АО "ГМК "Дальполиметалл" утв. 17.01.2022 в разделе "Распределение обязанностей по организации, руководству и контролю за производством взрывных работ в АО "ГМК "Дальполиметалл"" п. 2.2.11 начальнику участка дано право выписывать "Наряд-путевку" на производство взрывных работ, а также право подтверждения фактического расхода взрывчатых материалов в "Нарядпутевке". Срок устранения до 26.04.2022.
9. Взрывные работы выполняются взрывниками не под руководством лица, назначенного приказом по организации, ведущей взрывные работы, (руководителя взрывных работ смены - горного мастера подземного горного добычного участка). Согласно графика производства взрывных работ, на руднике взрывные работы ведутся в 7, 15, 23. На смене находится один горный мастер, который имеет право руководства взрывными работами в смене. Горный мастер руководит взрывными работами в одном забое, о чем им делается запись в журнале. В других забоях взрывники ведут взрывные работы не под руководством горного мастера. 18.03.2022 в смену 2 по наряд-путевкам N N 156, 157, 158, 159, 160 производились взрывные работы, горный мастер руководил взрывными работами на горизонте 5-м БРЗ К-2. Подобная ситуация и в другие смены. Срок устранения до 26.03.2022.
10. В организации не установлен порядок допуска ПДМ к перевозке взрывчатых веществ в соответствии с п.3.3 Технологического регламента "Обращение со взрывчатыми материалами промьппленного назначения" АО "ГМК "Дальполиметалл" утв. 17.01.2022. Срок устранения до 26.04.2022.
11. 21.03.2022 по уклону 40 осуществлялась перевозка взрывчатых веществ в ковше погрузочно-доставочной машины LH -307 бортовой N 7 с нарушением требований п. 3.3 технологического регламента "Обращение со взрывчатыми материалами промышленного назначения" АО "ГМК "Дальполиметалл" утв. 17.01.2022. Отсутствие спереди и сзади специальных световых опознавательных знаков (светильники синего цвета) и наличия горной массы в ковше ПДМ. Срок устранения до 26.03.2022.
12. 21.03.2022 по уклону 40 взрывником Никоноровым И.В. осуществлялась переноска средств инициирования не помещенных в сумки с жесткими ячейками (электродетонатор в кармане, волноводы в мягкой сумке). Срок устранения до 26.03.2022.
13. Заряжание забоев: уклона 40, подэтажного штрека 1 горизонта -135-м 1 P.P. на высоте более двух метров производятся с лестниц. Срок устранения до 26.03.2022.
14. Отставание вентиляционного става от груди забоя уклона 40, от груди забоя подэтажного штрека 1 горизонта -135-м 1 P.P., от груди забоя уклона 1 составляет более 10 метров. Срок устранения до 26.03.2022.
15. Не выполнено указание N 341 (Книга маркшейдерских указаний) по креплению спряжения уклона 40 с подэтажным штреком 1 горизонта -135-м 1 P.P. Срок устранения до 31.03.2022.
Посчитав, что предписание Дальневосточного управления Ростехнадзора в части пунктов 8, 9 нарушают его права и законные интересы, АО "ГМК "Дальполиметалл" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ, Закон о промышленной безопасности).
В силу части 7 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся выездные и документарные проверки.
Федеральный государственный надзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (пункт 1).
Судом установлено, что Дальневосточным управлением Ростехнадзора на основании решения о проведении выездной проверки от 31.05.2022 N 371-466-РШ в период с 06.06.2022 по 17.06.2022 проведена выездная проверка в отношении деятельности АО "ГМК "Дальполиметалл" в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Рудник "Второй Советский".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 12 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 4.1.1 Положения о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 14.11.2018 N 555 территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
В соответствии с пунктом 5.7 указанного положения, территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции. Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам проведенной проверки общества в рамках предоставленных Управлению полномочий.
Из приведенных положений следует, что Дальневосточное управление Ростехнадзора в пределах своих полномочий осуществило проверочные мероприятия в отношении АО "ГМК "Дальполиметалл" и выдало оспариваемое предписание.
Проверив процедуру проведения проверки, арбитражный суд не установил предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки недействительными.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
Статья 9 Федерального закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Федерального закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями: приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность (часть 1, статья 9 Федерального закона N 116-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" (далее - Правила N 505), которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых, а также на объектах ведения горных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 505 на каждый производственный процесс в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты ведения горных работ, обогащения полезных ископаемых, должны разрабатываться регламенты технологических производственных процессов в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем пункте. Отклонения от требований и параметров, установленных регламентами технологических производственных процессов, не допускаются.
Пунктом 26.9 Правил N 505 установлено, что регламент технологических производственных процессов "Обращение со взрывчатыми материалами промышленного назначения" должен содержать: - меры по безопасному производству работ с взрывчатыми материалами (транспортирование, изготовление, хранение, ведение взрывных работ); - меры по безопасной эксплуатации применяемого технологического оборудования (зарядно-смесительное оборудование, транспорт для перевозки взрывчатых материалов, транспортно-зарядные машины) и их ремонту; - требования безопасности к устройству подземных складов взрывчатых материалов, стационарных подземных пунктов изготовления взрывчатых веществ; - требования, предъявляемые к персоналу, допущенному к работе со взрывчатыми материалами; - порядок учета и охраны взрывчатых материалов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки на руднике "Второй Советский" АО "ГМК "Дальполиметалл", государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора установлено несоответствие вновь разработанного и утвержденного 17.01.2022 главным инженером АО "ГМК "Дальполиметалл" Технологического регламента "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения" требованиям законодательства в части обеспечения безопасного производства работ с взрывчатыми материалами и порядка учета и охраны взрывчатых материалов.
Так, разделом 2.2. Технологического регламента установлено распределение обязанностей по организации, руководству и контролю за производством взрывных работ в АО "ГМК "Дальполиметалл".
Согласно пункту 2.2.11 Технологического регламента, начальник горного участка рудника является руководителем взрывных работ на участке рудника в соответствии с требованиями "Правил безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения" и, руководствуясь настоящим регламентом, выписывает "Наряд-путёвку" на производство взрывных работ, с правом подтверждения фактического расхода взрывчатых материалов в "наряд-путевке".
Вместе с тем, пунктом 561 Правил безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494 (далее - Правила N494), установлено, что наряд-путевка на производство взрывных работ служит для отпуска взрывчатых материалов взрывникам.
В наряд-путевке указывается: фамилия, имя, отчество (при наличии) взрывника, дата и место производства взрывных работ (наименование выработок, уступов, иных объектов), количество подлежащих взрыванию зарядов в шпурах (скважинах), масса зарядов в шпурах (скважинах), количество выписанных взрывчатых веществ и средств инициирования, количество выданных взрывчатых веществ и средств инициирования; количество взорванных зарядов в шпурах (скважинах) с указанием массы зарядов; количество израсходованных взрывчатых веществ и средств инициирования; общий расход взрывчатых материалов; остаток взрывчатых материалов, заверенный подписью заведующего складом или раздатчика; фамилии и инициалы рабочих, привлекаемых к доставке взрывчатых материалов.
Наряд-путевка должна подписываться руководителем взрывных работ, назначенным распорядительным документом организации, ведущей взрывные работы.
После взрывных работ взрывник, на имя которого выписана наряд-путевка, и руководитель взрывных работ в смене должны подтвердить своими подписями в наряд-путевке фактический расход взрывчатых материалов по назначению. Заполненная наряд-путевка по окончании взрывных работ должна быть сдана взрывниками лично лицу, ответственному за выдачу и приемку взрывчатых материалов (раздатчику, заведующему складом взрывчатых материалов).
Передача наряда-путевки другим лицам и необоснованная задержка ее сдачи являются нарушением установленного порядка.
В пункте 2.2.11 Технологического регламента прописаны обязанности начальника участка, которыми не предусмотрено руководство взрывными работами в смене.
Согласно подпунктам 2.2.12; 6.2.1; 6.2.2; 6.2.3; 6.2.4; 6.2.5; 6.2.6 РТПП "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения", руководителем взрывных работ в смене является горный мастер.
Кроме того, в соответствии с Технологическим регламентом, другим должностным лицам, действующим в АО "ГМК "Дальполиметалл", не дано право руководства взрывными работами в смене.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указание в утвержденном 17.01.2022 технологическом регламенте "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения" АО "ГМК "Дальполиметалл" нормы в части наделения начальника участка рудника, не являющегося руководителем взрывных работ в смене, правом подтверждения фактического расхода взрывчатых материалов, является нарушением требований действующего законодательства.
Выше установленные судом обстоятельства подтверждаются, в том числе, постановлением государственного инспектора отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора от 30.03.2022, оставленным без изменения решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 23.05.2022 N 12-50/2022, по которому главный инженер АО "ГМК "Дальполиметалл" Березин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом по указанному делу об административном правонарушении было установлено, что главный инженер АО "ГМК "Дальполиметалл" Березин Р.В. утвердил 17.01.2022 технологическом регламенте "Обращение с взрывчатыми материалами промышленного назначения" АО "ГМК "Дальполиметалл", в котором пунктом 2.2.11 начальнику участка дано право выписывать наряд-путевку на производство взрывных работ, с правом подтверждения фактического расхода взрывчатых материалов в наряд-путевке, что противоречит требованиям пункта 561 Правил N 494.
Доводы заявителя, приведенные и в апелляционной жалобе, о незаконности пункта 9 предписания N П-371-236-РШ-05П14 ПГН от 25.03.2022, также отклоняются судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 49 Правил N 494 взрывные работы должны выполняться взрывниками под руководством лица, назначенного приказом по организации, ведущей взрывные работы (руководителя взрывных работ), по письменным нарядам (заданиям на выполнение работ) с ознакомлением с ними под подпись и соответствующим наряд-путевкам.
Заряжание и взрывание в подземных выработках должно проводиться под контролем руководителя взрывных работ (смены, участка) (пункт 215 Правил N 494).
В соответствии с пунктом 56 Правил N 494 руководство взрывными работами включает в себя непосредственное управление технологическими процессами, связанными с обращением со взрывчатыми материалами, а также разработка, согласование и утверждение технических, проектных, методических и иных документов, регламентирующих порядок выполнения взрывных работ и работ с взрывчатыми материалами.
В технологический процесс производства взрывных работ входит: расстановка постов охраны запретной зоны и вывод из неё людей, проверка взрывной магистрали, осмотр, заземление и проверка зарядной машины, изготовление "боевиков", заряжание шпуров (скважин) взрывчатыми материалами в соответствии проектной документацией, снятие напряжения с оборудования, попадающего в зону монтажа взрывной сети, монтаж взрывной сети, расстановка постов охраны опасной зоны, проверка токопроводимости взрывной сети или сопротивления, подача звуковых сигналов, взрыв, проверка места взрывных работ на наличие (отсутствие) "отказов" взрывчатых веществ, допуск людей к месту взрыва после его проведения. Данным процессом управляет руководитель взрывных работ смены -горный мастер. Убедившись в обеспечении полной безопасности для людей, руководитель взрывных работ смены в "наряд-путевке на производство взрывных работ" ставит подпись в строке "взрывные работы разрешаю", что служит основанием (разрешением) взрывнику произвести взрыв.
Таким образом, вышеуказанный алгоритм производства взрывных работ, установленный соответствующим нормативным правовым актом, четко регламентирует, что непосредственное управление технологическим процессом означает, что руководитель взрывных работ смены находится на месте производства взрывных работ, руководит данным технологическим процессом (отдает устные указания, распоряжения), контролирует процесс заряжания (следит за тем, что все полученные взрывником взрывчатых материалов были заряжены в соответствии с технологической документацией), чтобы по окончании взрывных работ иметь основания подтвердить расход взрывчатых материалов.
Из акта выездной проверки N А-371-236-РШ-05П-14 от 25.03.2022 следует, что взрывные работы на рудниках АО "ГМК "Дальполиметалл" выполняются взрывниками не под руководством лица, назначенного приказом по организации, ведущей взрывные работы, (руководителя взрывных работ смены - горного мастера подземного горного добычного участка). Согласно графику производства взрывных работ, на руднике взрывные работы ведутся в 7, 15, 23. На смене находится один горный мастер, который имеет право руководства взрывными работами в смене. Горный мастер руководит взрывными работами в одном забое, о чем им делается запись в журнале. В других забоях взрывники ведут взрывные работы не под руководством горного мастера. 18.03.2022 в смену 2 по наряд-путевкам NN 156, 157, 158, 159, 160 производились взрывные работы, горный мастер руководил взрывными работами на горизонте 5-м БРЗ К-2. Подобная ситуация и в другие смены.
Согласно схеме производства взрывных работ на рудниках, взрывник под руководством горного мастера заряжает забой взрывчатыми материалами, в конце смены проводит взрывные работы, после чего взрывник отчитывается о расходе взрывчатых материалов, сделав соответствующие записи в наряд-путевке, а горный мастер, присутствовавший на месте производства взрывных работ, подтверждает в наряд-путевке фактический расход взрывчатых материалов своей подписью. Затем взрывник следует в подземный расходный склад взрывчатых материалов (раздаточную камеру взрывчатых материалов) и сдает заполненную наряд-путевку лично лицу, ответственному за выдачу и приемку взрывчатых материалов (раздатчику склада взрывчатых материалов).
Учитывая, что взрывные работы в соответствии с утвержденным графиком производятся в конце смены в нескольких забоях (местах производства взрывных работ), горный мастер не имеет физической возможности присутствовать и контролировать процесс производства взрывных работ одновременно в нескольких местах.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предписание Дальневосточного управления Ростехнадзора N П-371-236-РШ-05П14 ПГН от 25.03.2022 в части пунктов 8, 9 принято административным органом при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением законодательства, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных АО "ГМК "Дальполиметалл" требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что пункты 8,9 предписания не являются исполнимыми, так как содержит общие формулировки, не указаны способы устранения нарушений, в акте проверки и оспариваемом предписании содержатся ссылки на нормативные документы, не являющиеся обязательными требованиями.
Суд апелляционной инстанции, ровно как и суд первой инстанции, данные доводы отклоняет по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что АО "ГМК "Дальполиметалл" владеет лицензией на пользование недрами ВЛВ 01111 ТЭ сроком действия до 31.12.2026.
Согласно пункту 10 Правил N 505 организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (пункт 3 Правил).
Указанные Правила обязательны для любой организации эксплуатирующей объекты ведения горных работ.
Эксплуатирующая организация обязана соблюдать требования промышленной безопасности на указанном объекте до тех пор, пока объект не будет исключен из государственного реестра в связи с выполнением в установленном порядке мероприятий по консервации и ликвидации либо в связи со сменой эксплуатирующей организации, в связи с чем, Правила N 505 в полной мере подлежат применению организацией заявителя.
Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Признак объективной исполнимости предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2013 N 2423/13).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
АО "ГМК "Дальполиметалл" в материалы дела не представлено каких-либо достаточных и надлежащих доказательств того, что у него отсутствует реальная возможность исполнения требований оспариваемых пунктов предписания. Само по себе указание на данное обстоятельство без должным образом подтвержденного обоснования не отвечает требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ и является недостаточным для выводов о неисполнимости оспариваемого предписания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания пунктов 8,9 предписания незаконными, поскольку, они принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1.500 рублей подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2022 по делу N А51-10665/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Горно-металлургический комплекс "ДАЛЬПОЛИМЕТАЛЛ" (ИНН 2505008358, ОГРН 1022500614751) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 7244 от 14.10.2022. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10665/2022
Истец: АО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ДАЛЬПОЛИМЕТАЛЛ"
Ответчик: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору