г. Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-247470/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Новиковой Е.М.,
судей: Титовой И.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саидмурадовым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2023 по делу N А40-247470/22,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
к ООО "УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ИНН 7327077188, ОГРН 1167325054082)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Авакян С.А. по доверенности от 12.10.2022,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ульяновский автомобильный завод" (ООО "Ульяновский автомобильный завод", ООО "УАЗ", ответчик, поставщик) о взыскании неустойки в размере 2 535 835, 43 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023, исковые требования удовлетворены частично: с ООО "Ульяновский автомобильный завод" в пользу Министерства обороны Российской Федерации взыскана неустойка в размере 2 471 086, 43 руб. за период с 11.11.2021 по 18.03.2022, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2023 N Ф05- 23477/2023 по делу N А40-247470/2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А40-247470/2022 отменены, дело N А40-247470/2022 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суду первой инстанции следует полно и всесторонне исследовать и оценить все имеющиеся в деле доказательства, при необходимости принять меры к получению дополнительных доказательств и выяснению обстоятельств, приведенных в постановлении, проверить все заявленные сторонами доводы, установить момент исполнения обязательства ответчиком с учетом представленных в материалы дела документов, установить причины позднего составления документов, предусмотренных п. 7.2 контракта, находились ли они в ведении ответчика или истца; с учетом правильно определенного момента исполнения обязательства ответчиком определить корректный период просрочки исполнения обязательств по контракту; исходя из правовой позиции, сформированной определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 N 308-ЭС19-8291 по делу N А15-1198/2018 о праве суда руководствоваться ставками Центрального банка Российской Федерации, действовавшими на даты уплаты долга (даты исполнения обязательства, 7,5% и 8,5% в декабре 2021) составить корректный расчет неустойки; исходя из подп. "а" п. 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" рассмотреть вопрос о возможности ее списания.
С учетом установленных обстоятельств при новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
От ответчика в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступили письменные возражения по доводам жалобы, возражения приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ООО "Ульяновский автомобильный завод" (поставщик) заключен государственный контракт от 31 мая 2021 г. N 2121187313961412270203791 на изготовление и поставку специального автомобиля военной полиции для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений УАЗ-396221 для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021 году.
Согласно п. 2.1. поставщик обязуется в установленный контрактом срок изготовить и поставить заказчику товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом.
Цена контракта составляет 28 958 044,10 руб. (п. 4.1. в редакции дополнительного соглашения от 4 марта 2022 г. N 1 к контракту).
Согласно п. 3.2.2. контракта поставщик обязуется поставить товар до 10 ноября 2020 г.
В силу п. 7.6. контракта датой поставки товара является дата подписания грузополучателем акта приема-передачи товара по форме, установленной Приложением N 1 к контракту.
В обоснование исковых требований истец указал, что товар на сумму 28 958 044,10 руб. поставлен с просрочкой, что подтверждается актами приема-передачи товара N 1-20, подписанными грузополучателями в период с 19 марта 2022 г. по 28 марта 2022 г.
В соответствии с п. 11.2. Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Согласно расчету истца размер неустойки за период с 11 ноября 2021 г. по 28 марта 2022 г. составил 2 535 835, 43 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Спорные отношения подлежат регулированию общими гражданско-правовыми нормами об обязательствах, специальными положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими, в том числе, правоотношения, вытекающие из договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный договором срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
В силу части 1 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса).
Согласно статье 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Аналогичное условие стороны согласовали в пункте 11.2 Контракта.
Согласно расчету истца размер неустойки в соответствии с пунктом 11.2 контракта за период с 11 ноября 2021 г. по 28 марта 2022 г. составил 2 535 835, 43 руб.
Между тем, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований, с учетом установленных фактических обстоятельств спора и характера спорных правоотношений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет неустойки истцом выполнен неверно, при этом спорная неустойка подлежала списанию на основании Правил списания сумм неустоек, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции.
В данном случае судом первой инстанции верно установлено, что государственный контракт N 2121187313961312270203791 от 31.05.2021 был полностью исполнен в декабре 2021 года, что подтверждается справками по исполнению и транспортными накладными, представленными в материалы дела, из которых следует, что автомобили по указанному контракту были доставлены грузополучателям в период с 06.12.2021 по 20.12.2021.
При этом невозможность подписания актов по факту доставки автомобилей в декабре 2021 года была вызвана необходимостью утверждения истцом фиксированной цены контракта на поставленные товары, которая была утверждена дополнительным соглашением N 2 от 18 марта 2022 г., что согласно условиям контракта, подтверждает невозможность подписания акта приема-передачи ранее марта 2022 г., тем самым оформление документов на поставленный в декабре 2021 года товар произведено 18.03.2022 исключительно по причине утверждения фиксированной цены на поставленные товары, что находилось в ведении истца.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение срока поставки Товара за период, который составляет три месяца утверждения фиксированной цены Договора на Товар, на сроки проведения которой Ответчик повлиять не мог не входят в зону ответственности ответчика, в связи с чем предоставленный расчет Истца неустойки исходя из ставки ЦБ РФ, действовавшей на дату прекращения обязательства (20%) 18.03.2022 в размере 2 535 835, 43 руб. не обоснован.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно принял контррасчет неустойки, представленный ответчиком, согласно которому размер неустойки за период с 11.11.2021 по 19.12.2021, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату фактического исполнения обязательства, согласно которому размер неустойки составил 328 191,17 руб.
На основании пункта 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции с 30.12.2021) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - постановление N 783) определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 постановления N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
При этом на основании пункта 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
В соответствии с положениями пункта 11 постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Согласно пункту 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Кроме того, законодателем предусмотрена возможность использования аналогии закона и аналогии права (статья 6 ГК РФ), что позволяет руководствоваться нормами действующего законодательства, регулирующими сходные отношения, а также общими началами и смыслом гражданского законодательства, требованиями добросовестности, разумности и справедливости.
Новая редакция постановления N 783 смягчает ответственность подрядчика допущенное нарушение сроков, позволяя списывать пени (штраф), что само по себе влечет обязанность учреждения применить новую редакцию постановления N 783.
В 2022 году (10.03.2022, 23.03.2022, 15.10.2022) в Правила N 783 внесены последние изменения, позволяющие констатировать, что таковые распространяются и на спорные правоотношения, поскольку согласно пункту 1 Правил N 783 устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе в 2022 году).
При этом из данного пункта исключено указание на года, в которые состоялось неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. То есть для списания неустойки не важен год, когда заключен контракт и произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Данный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561, от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-179525/2017 от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Судом апелляционной инстанции установлено, что общая сумма начисленных и неуплаченных пени не превышает 5% цены государственного контракта.
Кроме того, судом установлено, что обязательства по контракту на 2021 год исполнены в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (т.д. 1 л.д. 118-131).
Вышеперечисленные обстоятельства соответствуют критериям, установленным Правилами N 783 для списания задолженности по пени по данному спору по государственному контракту.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у Девятого арбитражного апелляционного суда не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном основаны на переоценке представленных в дело доказательств. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2023 по делу N А40-247470/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.М. Новикова |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-247470/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23477/2023
29.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3529/2024
14.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-247470/2022
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23477/2023
14.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34829/2023
21.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-247470/2022