г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А42-5335/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31465/2022) ТСН "Квартал" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2022 по делу N А42-5335/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ТСН "Квартал"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа г.Мурманска
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Квартал" (ОГРН: 1215100006000, адрес: 183038, г. Мурманск, Флотский пр-д, д. 3, кв. 104, далее - заявитель, Товарищество, ТСН "Квартал") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10; далее - административная комиссия, административный орган, заинтересованное лицо) от 25.05.2022 по делу N 409/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закона N 401-01-ЗМО) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 19.08.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы настаивает на том, что спорный въезд в гараж является его неотъемлемой частью, следовательно, не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного дома.
Определением апелляционного суда от 30.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.03.2022 в период времени с 14 час. 33 мин. до 14 час. 34 мин. должностными лицами Отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска (далее - Отдел), установлено, что по адресу: пр-д Флотский, д. 3, г. Мурманск, в нарушение пунктов 10.2.1, 10.2.2.1, 10.2.3.10, 10.2.5.1, 10.2.5.18, 10.2.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства) наблюдаются снежные массы на въезде в гараж дома, образовавшиеся в результате отсутствия уборки территории от снега, а также непринятия мер к уборке сброшенной наледи с кровли дома.
Результаты проведенного осмотра отражены в соответствующем акте от 31.03.2022 и приложенной к нему фототаблице.
По факту выявленных нарушений заместителем начальника Отдела при участии представителя Товарищества по доверенности в отношении ТСН "Квартал" составлен протокол N 26-11-03/272 от 06.05.2022 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N401-01-ЗМО.
Одновременно, соответствующим определением принято решение о передаче материалов проверки в административную комиссию для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрев, при участии представителя Товарищества по доверенности, материалы дела об административном правонарушении (о чем составлен соответствующий протокол по делу N 409/07-05 от 25.05.2022) административная комиссия постановлением от 25.05.2022 по делу N 409/07-05 привлекла ТСН "Квартал" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Товарищества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел нарушений административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила благоустройства).
В силу пункта 2.73 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.
Придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение) (пункт 2.59 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 4.2.2 Правил благоустройства обязательный перечень элементов благоустройства придомовой территории включает: твердые виды покрытий проездов, пешеходные коммуникации, площадки для игр детей дошкольного возраста, площадки для отдыха взрослого населения, контейнерные площадки, стоянки (парковки) автомобилей для гостевого автотранспорта и транспорта жильцов, озеленение, осветительное оборудование.
Согласно пункту 10.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков и прилегающей территории в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (пункт 10.2.2.1 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 10.2.3.10 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Пунктом 10.2.5.1 Правил благоустройства определено, что в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает, в том числе: обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежных валов с необходимыми разрывами между ними; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров; зачистку водоотводных лотков после удаления снега.
Согласно пункту 10.2.5.12 Правил благоустройства правообладатели земельных участков обязаны осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, а также вывозить снег в специальные места.
Для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега, наледи и сосулек с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи (пункт 10.2.5.15 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 10.2.5.18 Правил благоустройства уборка дворовых территорий от снега осуществляется в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170. Складирование снега на дворовых территориях производится с учетом обеспечения проезда транспорта, доступа к инженерным коммуникациям и сооружениям на них, прохода пешеходов и сохранности зеленых насаждений. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высоты и ширины более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 10.2.6.2 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн. Устанавливаемые на территории домовладений урны должны соответствовать установленным параметрам; выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 15 см; меры по отводу поверхностных вод с территорий зданий и сооружений.
Пунктом 10.2.6.3 Правил благоустройства определено, что уборка территорий должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих правил, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В данном случае административная комиссия, действуя в рамках своих полномочий, установила нарушение Товариществом вышеназванных пунктов Правил благоустройства.
Данные Правила благоустройства приняты в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 N 711/пр, руководствуясь Уставом муниципального образования город Мурманск.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственниками МКД по адресу: пр-д Флотский, д. 3 г. Мурманск принято решение, оформленное протоколом N 1 от 31.10.2021 о выборе способа управления МКД - управление товариществом собственников жилья и о создании в указанных целях ТСН "Квартал".
Следовательно, Товарищество является лицом, ответственным за надлежащее содержание МКД и относящихся к нему объектов благоустройства, в том числе придомовой территории.
Довод Товарищества о том, что спорный въезд в гараж является его неотъемлемой частью, следовательно, не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного дома, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку заявителю вменяется ненадлежащее содержание придомовой территории, относящейся к МКД по адресу: пр-д Флотский, д. 3, являющейся элементом благоустройства, а не нарушение, выраженное в ненадлежащем содержании нежилого помещения (гаража).
Факт нахождения такого въезда на территории земельного участка, в пределах территории спорного МКД подтверждается представленным административным органом планом земельного участка.
Суд первой инстанции также мотивированно опроверг доводы заявителя о том, что земельный участок под МКД не сформирован. Согласно информации, опубликованной на сайте http://roscadastr.com (публичная кадастровая карта), спорный земельный участок, имеет кадастровый номер 51:20:0002051:3 в пределах кадастрового квартала 51:20:0002051, установлена его площадь - 16 193 кв.м и адрес места нахождения: Мурманская обл., г.Мурманск, пр-д Флотский, на земельном участке расположено здание N 3.
Более того, факт сброса в результате очистки кровли наледи на территорию спорного въезда, Товарищество признало в своем заявлении и указало на то, что наледь убрана после проведения работ.
Доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия Товариществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения материалы дела не содержат, как следствие, суд обоснованно усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Существенных нарушений, допущенных Административной комиссией при привлечении заявителя к административной ответственности, которые являлись бы безусловными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах срока давности привлечения к ответственности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
В рассматриваемом случае характер совершенного Обществом правонарушения не свидетельствует о его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 августа 2022 года по делу N А42-5335/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Квартал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5335/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "КВАРТАЛ"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г.Мурманска
Третье лицо: Лукманов Артем Рушанович