г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А56-104813/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Серебровой А.Ю., Тарасовой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 16.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14942/2022) ООО "Скэйлс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2022 по делу N А56-104813/2021, принятое по иску Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к обществу с ограниченной ответственностью "Скэйлс" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Скэйлс" (далее - Общество) о взыскании 21 143 382,28 руб. задолженности за период с 01.07.2020 по 30.09.2021, 5 697 412,94 руб. пеней за период с 11.07.2020 по 08.10.2021 по арендной плате по договору аренды от 02.09.2005 N 13/ЗКС-03895 с последующим начислением по ставке 0,1% в день с 09.10.2021 по дату фактической оплаты.
Решением от 19.04.2022 иск удовлетворен частично.
Суд взыскал с Общества в пользу Комитета 21 143 382,28 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды N 13/ЗКС-03895 от 02.09.2005 за период с 01.07.2020 по 30.09.2021; 2 850 000 руб. пеней за просрочку платежа за период 11.07.2020 по 08.10.2021; пени за просрочку, начисляемые на сумму задолженности по ставке 0,05% в день с 09.10.2021 по 31.03.2022, с последующим ее начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержала, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении по делу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды N 13/ЗКС-03895 от 02.09.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), ответчику во временное владение и пользование предоставлен земельный участок общей площадью 10705 кв.м, находящегося по адресу: г.Санкт-Петербург, Искровский проспект, участок 1 (напротив дома 6, корп З, лит.А по Искровскому пр.).
Порядок расчетов определен сторонами в разделе четвертом договора.
В нарушение принятых обязанностей ответчик внесение арендной платы за арендуемый земельный участок осуществлял ненадлежащим образом, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.07.2020 по 30.09.2021.
За просрочку внесения арендной платы на основании пункта 8.3 договора должен подлежат уплате пени в размере 0.1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, истец направил ответчику претензию, оставление которой без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статьям 606, 611, 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении платы за пользование имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.
Факт передачи земельного участка в аренду подтверждается материалами дела. Доказательств, подтверждающих внесение арендной платы за спорный период своевременно и в указанном размере, ответчиком не представлено, требование истца документально не оспорено.
Исполнение обязательств может обеспечиваться способами, предусмотренными частью 1 статьи 329 ГК РФ, включая неустойку.
Начисление пеней предусмотрено п. 8.3 договора и соответствует ст. 330 ГК РФ.
Доводы ответчика о неправомерности включения в расчет долга платежей в размере 1.450.000 долларов США и 16.815.315,00 руб. отклонен с учетом следующего.
02.09.2005 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880 "О проектировании и строительстве торгово-бытового комплекса с учреждениями обслуживания по адресу: Невский район, Искровский пр., участок 1 (напротив дома N 6, корп. 3, литера А, по Искровскому пр.)" (далее - Постановление N 880) между Комитетом по управлению городским имуществом и ООО "СКЭЙЛС" был заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях N 13/ЗКС-03895 (далее - Договор) сроком действия до 05.05.2008 в отношении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Искровский пр., участок I (напротив дома 6, корп. 3, лит. А по Искровскому пр.).
В соответствии с договором ООО "СКЭЙЛС" вносит денежные средства, составляющие отчисления в бюджет Санкт-Петербурга на развитие городской инфраструктуры в размере 1450000 долларов США в рублевом эквиваленте (пункт 4.1 договора, пункт 1 приложения к Постановлению N 880), так и арендную плату за использование земельного участка, определяемую на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, устанавливающих порядок определения размера арендной платы за земельные участки (пункт 4.5 Договора).
Пунктом 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 N 834 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880" (далее - Постановление N 834) предусмотрено внесение изменений в договор в части перечисления платежа по договору в размере 16 815 315 руб. на срок завершения строительства торгово-бытового комплекса, окончание срока строительства объекта 01.03.2014 (пункт 3 Постановления N834).
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 405 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880" (далее - Постановление N405) предусмотрено внесение изменений в Договор в части перечисления платежа по Договору в размере 17 569 772 руб. на срок завершения строительства торгово-бытового комплекса; окончание срока строительства объекта 31.01.2015 (пункт 3.2 Постановления N 405). Постановление N 834 признано утратившим силу, за исключением пункта 4.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2015 N 140 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880, от 26.05.2014 N 405" (далее - Постановление N140) предусмотрено внесение изменений в Договор в части перечисления платежа по договору в размере 48 853 436 руб. на срок завершения строительства торгово-бытового комплекса; окончание срока строительства объекта -30.06.2016 (пункт 3 Постановления N140). Из Постановления 405 исключается пункт 3.2, остальные пункты Постановления N 405 не признаются утратившими силу.
Причинами включения в содержание Постановления N 405 условия о признании утратившим силу пункта 3 Постановления N834, содержащего обязанность ООО "СКЭЙЛС" по перечислению платежа по договору в размере 16 815 315 руб. является следующее.
На момент издания Постановления N 834, Постановления N 405, Постановления N 140, предусматривающих изменения Постановления N 880, действовало Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 356) (далее - Постановление N 1813).
В соответствии с Постановлением N 1813 продление сроков окончания строительства объектов недвижимости, предоставленных на инвестиционных условиях, осуществлялось при обязательном условии включения обязательства инвестора выплатить платеж, определяемым на основании действующих нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга о порядке перечисления инвесторами денежных средств по договорам, заключенным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
Соответственно, указанные платежи на срок завершения строительства объектов недвижимости подлежали обязательному перечислению инвесторами в бюджет Санкт-Петербурга.
На основании Постановления N 834 в Постановление N 880 были внесены изменения в части продления сроков окончания строительства и установления обязательства ООО "СКЭЙЛС" (далее - инвестор) по перечислению в бюджет Санкт-Петербурга платежа в размере 16 815 315 руб. на срок завершения строительства торгово-бытового комплекса с учреждениями обслуживания. Пунктом 4 Постановления N 834 признано утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2012 N 959 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880" (далее - Постановление N 959) за исключением пункта 4, который предусматривал отмену постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2008 N 728 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880".
На основании Постановления N 405 Постановление N 834 признано утратившим силу за исключением пункта 4 (в случае признания данного пункта утратившим силу Постановление N 959 было бы признано действующим).
При этом, как указало СПб ГБУ "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций) в ответ на запрос Комитета от 17.08.2022 N 31812/22-0-0 (далее - Письмо), в случае неисполнения инвестором условия о перечислении в бюджет Санкт-Петербурга платежа в размере 16 815 315 руб. на момент издания Постановления N 405 Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга должен обратиться в суд. В рамках судебного дела N А56-40441/2014 в пользу Комитета взыскана указанная сумма денежных средств.
Пункт 3.2 Постановления N 405 предусматривал продление сроков окончания строительства до 31.01.2015.
Постановлением N 140 предусмотрено также продление сроков строительства торгово-бытового комплекса с учреждениями обслуживания до 30.06.2016.
Как указывает Управление по инвестициям в письме, во избежание дублирования обязательства инвестора по срокам пунктом 4 Постановления N 140 признан утратившим силу пункт 3.2 Постановления N 405. При этом обязательство Инвестора по перечислению в бюджет Санкт-Петербурга платежа в сумме 17 569 772 руб. является действующим.
Также в письме от 06.05.2020 N 10350/20-0-0 Управление по инвестициям указал, что расчет платежей на период продления сроков строительства осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 356 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2005 N 275, от 26.11.2009 N 1379, от 30.12.2010 N 1813" с учетом информации Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (расчеты прилагаю).
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 N 834 сроки окончания строительства были продлены на период с февраля 2013 по 01.03.2014 с обязательством по перечислению платежа в размере 16815315 руб.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 405 сроки окончания строительства были продлены на период с 01.03.2014 по 31.01.2015 с обязательством по перечислению платежа в размере 17 569 772 руб.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2015 N 140 сроки окончания строительства были продлены на период с 31.01.2015 по 30.06.2016 с обязательством по перечислению платежа в размере 48 853 436 руб.
Расчет всех указанных платежей осуществлялся исходя из установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880 обязательства по перечислению инвестором в бюджет Санкт-Петербурга на развитие городской инфраструктуры денежных средств в сумме, составляющей 1.450.000 долларов США в рублевом эквиваленте, иные арендные платежи, установленные договором аренды земельного участка на инвестиционных условиях, не учитывались при расчетах.
Учитывая изложенное, оснований для исключения из расчета задолженности платежа в размере 1 450 000 долларов США и платежа в размере 16 815 315 руб. не имеется.
Кроме того между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 27.02.2015, по условиям которого размер арендной за период с 01.02.2015 по 30.06.2016 составляет 48 853 436 руб., срок действия договора - до 30.06.2016.
Общая сумма арендной платы, подлежащей внесению арендатором по договору, составляет 124 510 888 руб. (второй абзац пункта 1 дополнительного соглашения от 27.02.2015).
Пунктом 3 указанного дополнительного соглашения установлено, что размер арендной платы по договору после истечения срока его действия на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется исходя из размера арендной платы за заключение договора, указанной во втором абзаце пункта 1 дополнительного соглашения (то есть 124 510 888 руб.).
Указанная сумма арендной платы в размере 124 510 888 руб. определена в соответствием с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 N 880 (41272 365 руб.), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от от 29.10.2013 N 834 (16 815 315 руб.), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 405 (17 569 772 руб.), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2015 N 140 (48 853 436 руб.).
Таким образом, Комитет при подготовке расчета арендной платы за спорный период руководствовался положениями действующего дополнительного соглашения от 27.02.2015 к договору, а именно пунктом 3.
Доводы ответчика о неправильном расчете неустойки отклонены с учетом применения судом положений ст. 333 ГК РФ и уменьшения неустойки до суммы в размере 2 850 000 руб., которая, по мнению апелляционного суда, соответствует критериям разумности и соразмерности.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, признав требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2022 по делу N А56-104813/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
А.Ю. Сереброва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-104813/2021
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО "СКЭЙЛС"