г. Владимир |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А79-6720/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.10.2022 по делу N А79-6720/2022,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии Кожакова М.Ю. о привлечении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Главным государственным инспектором Красноармейского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Отделение) Кожаковым М.Ю. в ходе проверки по факту пожара 22.06.2022 в 14 час. 19 мин. в подвале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноармейская средняя общеобразовательная школа" Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБОУ "Красноармейская СОШ", школа) по адресу: Чувашская Республика, Красноармейский муниципальный округ, с. Красноармейское ул. Ленина, установлено, что пожарный гидрант, расположенный в 43,81 метрах от здания школы, находился в неисправном состоянии.
В ходе проверки по факту происшествия главным государственным инспектором Красноармейского района по пожарному надзору Кожаковым М.Ю. получен протокол испытаний наружного противопожарного водопровода от 28.06.2022 N 73-2022/3-29, составленный Федеральным государственным учреждением "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Чувашской Республике-Чувашии", подтвердивший неисправность одного наружного противопожарного водопровода на территории школы. Источники наружного противопожарного водоснабжения в виде пожарных гидрантов расположены на сети хозяйственно-питьевого водопровода. Водопроводная сеть села Красноармейское объединяет в себе хозяйственно - питьевой и противопожарный водопровод.
Должностное лицо Отделения посчитало, что лицом, ответственным за обслуживание основного количества пожарных гидрантов в с.Красноармейское, является муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района (переименовано в муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики) (далее - Предприятие), осуществляющее работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения в отсутствие соответствующей лицензии МЧС России.
Усмотрев в деянии Предприятия признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю. 12.07.2022 составил в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении N 17.
По выявленному факту главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю. (должностное лицо Отделения, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.10.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить. Апелляционная жалоба одновременно подписана государственным инспектором Красноармейского района по пожарному надзору Кожаковым М.Ю. (должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по заявлению которого возбуждено настоящее дело).
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Управление о дате и времени рассмотрения дела не уведомлялось.
Управление поясняет, что водопроводная сеть села Красноармейское с установленными на ней пожарными гидрантами является системой противопожарного водоснабжения, используемой для тушения пожаров.
По мнению Управления, установлены достаточные данные, указывающие на осуществление Предприятием предпринимательской деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения без специальной лицензии МЧС России.
Управление заявило ходатайство об обязании Предприятия предоставить в суд обновленный устав организации в рамках настоящего дела в целях установления объективных данных.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства) истребованы новые доказательства) только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, пояснениях по апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковая для данного вида деятельности обязательна.
Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно приложению к Положению в перечень работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включены работы:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 12.07.2022 N 17, Предприятию вменяется осуществление предпринимательской деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения без соответствующей лицензии МЧС России.
Между тем, исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств того факта, что Предприятие на момент происшествия и составления протокола осуществляло деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения (включая спорный пожарный гидрант, расположенный в 43,81 метрах от здания МБОУ "Красноармейская СОШ").
Ссылка на постановление главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 11.04.2022 N 321 "Об утверждении перечня источников противопожарного водоснабжения" правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку пунктом 1 названного постановления утвержден перечень источников противопожарного водоснабжения, обеспечение свободного проезда к которым производится организациями, указанными в приложении N 1.
Сведения об осуществлении Предприятием монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности (гидрантов) указанное постановление не содержит.
Из Устава Предприятия также не усматривается, что спорный пожарный гидрант находится на его техническом обслуживании.
Из материалов дела не следует, что Предприятию на каком-либо праве переданы пожарные гидранты села Красноармейское либо с ним заключен договор, соглашение на монтаж, техническое обслуживание или ремонт систем противопожарного водоснабжения села Красноармейское.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В рассматриваемом случае должностное лицо Отделения не представило суду первой инстанции доказательства того, что Предприятие осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения, включая спорный пожарный гидрант.
Новые доказательства, приложенные Управлением к апелляционной жалобе (копия постановления главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 06.04.2022 N 292, копия устава Предприятия от 17.07.2009 N 404, копия письма Предприятия от 30.06.2022 N 215, суточный акт проверки пожарных гидрантов, сводный акт проверки пожарных гидрантов (водоемов) от 01.06.2022) на основании пункта 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела не приобщаются.
Указанные документы возвращаются Управлению.
Документы, приложенные Управлением к уточненной апелляционной жалобе (решение собрания депутатов Красноармейского муниципального округа от 20.12.2021 N С-7/4 "О правопреемстве органов местного самоуправления Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики", Устав Предприятия, утвержденный постановлением администрации Красноармейского муниципального округа от 15.08.2022 N 813), а также к пояснениям (запрос Управления от 29.09.2022 и ответ администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 18.10.2022), на основании пункта 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также к материалам дела не приобщаются.
При этом указанные документы не возвращаются, поскольку поданы в электронном виде.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях Предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Довод Управления о том, что оно не уведомлялось о дате и времени рассмотрения дела, подлежит отклонению.
Из положений части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Рассматриваемое в рамках настоящего дела заявление подписано государственным инспектором Красноармейского района по пожарному надзору Кожаковым М.Ю. (начальником Отделения) - должностным лицом, которое уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Наличие у государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору Кожакова М.Ю.полномочий по составлению протокола об административном правонарушении подтверждает Перечень должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом МЧС России от 05.04.2012 N 176.
Должностное лицо Отделения извещено надлежащим образом о начавшемся судебном процессе. Определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.07.2022 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено в адрес Отделения и получено им 26.07.2022, что подтверждается уведомлением с почтовым идентификатором N 42897573262609 (л.д.27).
Отделение является структурным подразделением Управления.
Определением от 15.07.2022 сторонам предложено представить дополнительные доказательства в срок до 30.08.2022. Дополнительных доказательств со стороны заявителя по делу не поступило.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства осуществляется без вызова сторон в судебное заседание.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
По делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.10.2022 по делу N А79-6720/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6720/2022
Истец: Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Красноармейскому району Управлния надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии
Ответчик: МУП жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ, Первый арбитражный апелляционный суд