г. Тула |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А62-4280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лестранс" (Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ОГРН 1106722000120, ИНН 6722024682), заинтересованного лица - департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лестранс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2022 по делу N А62-4280/2022 (судья Бажанова Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лестранс" (далее - ООО "Лестранс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент) об изменении постановления о назначении административного наказания от 21.02.2022 N 090 в части перерасчета размера административного штрафа в соответствии с порядком его назначения, предусмотренным статьей 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Лестранс" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда от 01.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 14.03.2008 между обществом и департаментом заключен договор аренды лесных участков N 28, согласно которому обществу передается в аренду лесные участки площадью 3340 га, расположенные на территории Смоленской обл., Вяземский район, Вяземское лесничество, Тумановское участковое лесничество, кв. 5, 6, 8-11, 14, 18-20, 33-39, 41-44, 46-50, 54, 67, 74, 75.
Согласно протоколу от 26.01.2022 N 67 СМ 006810 выявлено, что 10.01.2022 общество на территории Смоленской области, Вяземского района, Вяземского лесничества, Тумановского участкового лесничества, кварталы 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 18-20, 33-39, 41-44, 46-50, 54, 67, 74, 75 допустило по состоянию на 01.01.2022 нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в том, что им не выполнены в установленные сроки и в полном объеме мероприятия по уходу за лесами за 2021 год, предусмотренные подпунктом "и" пункта 11 договора аренды лесного участка от 14.03.2008 N 28, таблицей 6.1.2.1 Проекта освоения лесов, а именно: не проведены рубки в целях ухода за лесными насаждениями (прореживания, проходные) на площади 5,5 га в объеме 110 куб.м. Запланировано по проекту освоения лесов - 31,0 га в объеме 1400 куб.м, фактически выполнено - 25,5 га в объеме 1290 куб.м, срок выполнения 30.12.2021.
Определением от 08.02.2022 о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ, заявитель уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 21.02.2022 в 11 часов 35 минут.
Обществом 16.02.2022 представлено возражение на протокол, в котором выразило несогласие с данным протоколом, так как выполнило в полном объеме мероприятия по уходу за лесными насаждениями, предусмотренные договором аренды с учетом погрешности 10% от общего объема и просило признать общество невиновным в совершении административного правонарушения.
Рассмотрев материалы проверки в присутствии представителя заявителя Богачева А.В., должностное лицо департамента вынесло постановление от 21.02.2022 N 090, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.
Обществу 21.02.2022 выдано представление N 090 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, согласно которому генеральный директор общества Гасанов Р.Б. обязан принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением от 21.02.2022 N 090, ООО "Лестранс", ссылаясь на то, что оно относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем к нему в настоящее время должны быть применены положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 62 ЛК РФ, а также пунктов 2, 3 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (далее - Правила N 375), лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление проводится путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Аналогичные по своему содержанию предписания в настоящее время отражены в Правилах лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188 (далее - Правила N 188).
Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с названным Кодексом (часть 2 статьи 62 ЛК).
На основании договора аренды общество осуществляет заготовку древесины на арендованном лесном участке.
В соответствии подпунктами "а", "и" пункта 11 договора аренды общество обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановления и ухода за лесом на лесных участках на условиях в объемах и сроки, указанные в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору аренды.
Согласно таблице 6.1.2.1 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины" Проекта освоения лесов на 2019-2027 годы на лесной участок, переданный в аренду обществу, в Тумановском участковом лесничестве Вяземского лесничества - филиала ОГКУ "Смолупрлес" Смоленской области (далее - Проект освоения лесов), ежегодно на лесном участке должны быть проведены в целях ухода за лесными насаждениями рубки - проходные на площади 8,0 га в объеме 500 куб.м ликвидной древесины; прореживания на площади 23,0 га в объеме 900 куб.м ликвидной древесины.
Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведения Вяземского лесничества Форма N 1 - ВЛ, предоставленного в департамент обществом, по договору аренды за январь - декабрь 2021 года рубка прореживание проводилась на площади 6,2 га в объеме 256 куб.м (графа 254-255 отчета), проходная рубка проводилась на площади 4,7 га в объеме 398 куб.м (графа 256-257 отчета).
В соответствии с пунктом 3 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534 (далее - Правила N 534), уход за лесами осуществляется в соответствии с названными Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.
Согласно пункту 4 Правил N 534 уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
В силу пункта 10 Правил N 534 в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями:
рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород;
рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков;
рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;
проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений и проч.
Как усматривается из материалов дела, общество в нарушение требований договора аренды допустило на 01.01.2022 нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в том, что им не выполнены в установленные сроки и в полном объеме мероприятия по уходу за лесами за 2021 год, предусмотренные подпунктом "и" пункта 11 договора аренды лесного участка от 14.03.2008 N 28, таблицей 6.1.2.1 Проекта освоения лесов, а именно: не проведены рубки в целях ухода за лесными насаждениями (прореживания, проходные) на площади 5,5 га в объеме 110 куб.м. Запланировано по проекту освоения лесов - 31,0 га в объеме 1400 куб.м, фактически выполнено - 25,5 га в объеме 1290 куб.м, срок выполнения 30.12.2021.
Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведения Вяземского лесничества, форма N 1-ВЛ, предоставленного в департамент ООО "Лестранс", по договору аренды лесного участка от 14.03.2008 N 28 за январь - декабрь 2021 года, рубка прореживание проводилась на площади 6,2 га в объеме 256 куб.м (графа 254-255 отчета), проходная рубка проводилась на площади 4,7 га в объеме 398 куб.м (графа 256-257 отчета).
Факт нарушения вышеприведенных норм и совершения заявителем вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела и не опровергается доказательствами, представленными заявителем.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем допущены нарушения лесного законодательства, Правил N 375, Проекта освоения лесов, положений договора аренды, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В этой связи в действиях (бездействии) общества имеется состав административного правонарушении, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения (статьи 2.9 КоАП РФ), не выявлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не имеется ввиду того, что вмененное правонарушение не является впервые совершенным (постановления от 18.05.2021 N 0356, от 22.04.2021 N 254). Административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 8.27 КоАП РФ.
Довод общества о том, что после вынесения оспариваемого постановления вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, и в рассматриваемом случае размер административного штрафа подлежит перерасчету, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), вступившим в законную силу 06.04.2022, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.2, регулирующей особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
ООО "Лестранс" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 в качестве микропредприятия.
Между тем, согласно части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила данной статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно примечанию к статье 8.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, суд первой инстанции по праву заключил, что положения части 2 статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ не подлежат применению при привлечении к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае также не имеется оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции (части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного заявителем административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2022 по делу N А62-4280/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4280/2022
Истец: ООО "ЛЕСТРАНС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ