город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2022 г. |
дело N А32-21513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от заявителя: ИП Остроносова Н.Г. лично (паспорт);
остальные лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 по делу N А32-21513/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Остроносовой Натальи Геннадьевны (ОГРНИП 311236618900015, ИНН 231802977333) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: Амирхановой Анны Гегамовны, саморегулируемой организации "Профессиональный центр кадастровых инженеров", филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании решений, действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Остроносова Наталья Геннадьевна (далее - ИП Остроносова Н.Г., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным полностью уведомления об отказе осуществления государственного кадастрового учета, принятого Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 15.02.2021 N КУВД-001/2020-22121786/3 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 31.10.2020 N КУВД-001/2020-22121786; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные указанными решениями нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя (кадастрового инженера) Остроносовой Н.Г. путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Беранда, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером Остроносовой Н.Г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Амирханова Анна Гегамовна, саморегулируемая организация "Профессиональный центр кадастровых инженеров", филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы управление указывает на то, что представленный предпринимателем межевой план не соответствует требованиям законодательства; в заключении кадастрового инженера отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, не обоснованно каким образом из выкопировки можно сделать вывод о точном определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291; невозможно определить, на какую дату определены границы уточняемого земельного участка.
В судебном заседании предприниматель против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Остроносова Наталья Геннадьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 311236618900015, ИНН 231802977333, дата присвоения ОГРНИП: 08.07.2011.
На основании договора подряда от 22.05.2019 N 15, заключенного между индивидуальным предпринимателем (кадастровый инженер) Остроносовой Н.Г. и Амирхановой А.Г. на проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Беранда, заявителем изготовлен межевой план для представления в регистрирующий орган для учета изменений основных характеристик, так как границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Межевой план состоит из текстовой и графической части, в графической части выполнены: схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей. Местоположение уточненных границ земельного участка, площадь и конфигурация уточняемого земельного участка определялись на основании соответствующей нормативно-правовой базы и документов, указанных в разделе 1 межевого плана.
13.11.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по заявлению о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 31.10.2020 N КУВД-001/2020-22121786 принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило отсутствие сведений об определении границ земельного участка на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
15.02.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю принято решение об отказе государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Беранда.
В обоснование отказа в государственной регистрации учета изменений объекта недвижимости Управлением Росреестра по Краснодарскому краю указано, что картографические материалы, приложенные в межевом плане, не могут быть использованы в качестве документа, подтверждающие местоположение границ земельного участка, предусмотренного ч. 10 ст. 22 Закона "О государственной регистрации недвижимости", и в ЕГРН отсутствуют сведения о конкретно присвоенном адресе уточняемого земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Таким образом, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются согласно статьи 14 Закона N 218-ФЗ на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона N 218-ФЗ содержится перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (части 8, 9 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно части 12 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, в случае, если в соответствии с Федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если граница земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, не считается согласованной, а также в случае, когда при уточнении границ земельного участка нарушен установленный данным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным.
Таким образом, по смыслу приведенных норм при рассмотрении вопроса об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка орган государственного кадастрового учета обязан проводить проверку соответствия представленного заявителем межевого плана требованиям, предусмотренным статьей 39 названного Закона, в том числе положениям о порядке согласования границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Как установлено судом первой инстанции, в разделе "Исходные данные" межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0132002:291, представленного на государственную регистрацию, содержатся сведения о документах, использованных при подготовке межевого плана, в том числе: выписка из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22.06.2019 N 99/2019/268454050, свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2016 N 23-23/050-23/046/801/2016-6190/2, сведения о предоставлении пунктов государственной геодезической сети N 11-331/18345 от 30.05.2017, а также в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0306003:2397, а также сведения о ортофотопланах М1:2000 от 03.06.2019 N 11-331/305ДСП.
Как следует из раздела "Заключение кадастрового инженера", межевой план подготовлен с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291.
В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план подготовлен по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291, площадь земельного участка по сведениям ЕГРН и проведенным работам составляет 900 кв. м. По проведенным запросам в Лазаревский отдел Росреестра от 30.07.2019 N 00804/40-15, отсутствуют документы подтверждающие местоположения земельного участка; по запросу в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи от 17.07.2019 N 21.01-16/29799 представлена выкопировка из стереотопосъемки выполненной Сев.Кав.АГП в 1976 М1:5000. В качестве документа, определяющего местоположения границ земельного участка, использовались цифровые ортофотопланы М 1:2000, полученные в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 03.06.2019 N 11-331/305ДСП, что подтверждает использования земельного участка в границах, определенных по проведенным кадастровым работам. Земельный участок огорожен, по границам установлены металлические трубы, частично использованы деревянные колья, соединенные между собой сетко-рабицей. В границах земельного участка расположен объект недвижимости, жилой дом.
Результат согласования местоположения границ земельного участка оформлен в форме акта согласования местоположения границ от 1-2, расположен земельный участок с кадастровым номером 23:49:1000001:1115, от 2-1 земли общего пользования, согласования не проводилось
В состав межевого плана к акту согласования границ земельного участка дополнительно приобщен документ (справка), подтверждающий расположение земельного участка 23:49:0132002:291 по смежеству с уточненным земельным участком с кадастровым номером 23:49:1000001:1115, подписанный Председателем квартального комитета с. Беранда - Матулян Ю.М., что также подтверждает отсутствие спора со смежными землепользователями по фактическому местоположению границ земельного участка на местности.
Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ-221 предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
Правовыми нормами не установлены строгие критерии по содержанию раздела "Заключение кадастрового инженера", указание в разделе "Заключение кадастрового инженера" на наличие реестровой ошибки не создает и не может создать препятствий для проведения учета изменений характеристик земельного участка, связанных с уточнением местоположения его границ. Поскольку, не противоречит правилам о содержании указанного раздела, не опровергает сведения в иных разделах межевого плана, не противоречит основанию заявления о проведении кадастрового учета изменений сведений о земельном участке.
Довод заинтересованного лица об отсутствии в разделе "Исходные данные" реквизитов документа, из сведений которого определяется местоположение земельного участка, является необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае в данном разделе имеются реквизиты необходимых документов, определяющих местоположение земельного участка.
Определение местоположения границ земельного участка, исходя из части 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ и части 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ, является компетенцией кадастрового инженера, а нормы части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.
При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам межевых работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, основания для оценки действия кадастрового инженера в части полномочий по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий отсутствуют.
Данная позиция изложена в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу N А47-7416/2018, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2019.
Довод управления о несоответствии конфигурации земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ и исправлению недостоверных сведений в ЕГРН, с учетом согласования границ земельных участков со смежными землепользователями, не обоснован, поскольку документ, подтверждающий право, содержит достаточные сведения для определения местоположения границ. Раздел "Заключение кадастрового инженера" содержит все необходимые и достаточные сведения, для обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе информацию о документах, указанных в ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Указанный перечень не содержит положений, в соответствии с которым государственный кадастровый учет земельного участка может быть приостановлен либо в осуществлении его может быть отказано, в связи с несогласием государственного регистратора прав с составом сведений, включенных в соответствующие разделы межевого плана. Поскольку, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от обстоятельств, и вопрос решается при проведении кадастровых работ исходя из конкретных обстоятельств.
В случае отсутствия подтверждающих фактов недостоверности сведений в содержании межевого плана, и при надлежащем соблюдении формы межевого плана, у государственного регистратора прав, при проведении регистрационных действий, отсутствуют основания для оценки действия кадастрового инженера в части полномочий по определению местоположения объекта недвижимости и включения состава сведений в разделы межевого плана.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у заявителя прав на судебную защиту и об отсутствии доказательств незаконности решения государственного регистратора прав, является необоснованным, поскольку противоречит положениям пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которым приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, а также пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона "О кадастровой деятельности", в котором предусмотрено, что решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости может быть обжаловано юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 15.02.2021 N КУВД-001/2020-22121786/3 по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 31.10.2020 N КУВД-001/2020-22121786.
Аналогичная позиция изложена в постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2021 по делу N А32-1787/2020, от 08.07.2021 по делу N А32-11361/2020.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в решении по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
В данном случае восстановлением нарушенных прав заявителя является возложение на управление обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0132002:291, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Беранда, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером Остроносовой Н.Г.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 по делу N А32-21513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21513/2021
Истец: Остроносова Н Г
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Амирханова А Г, Саморегулируемая организация "Профессиональный центр кадастровых инженеров", Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Филиал Федерального государственного бюджетногт учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю