г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А56-40086/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Чурсина А.Ю. по доверенности от 13.04.2022
от заинтересованного лица: Маслова С.В. по доверенности от 10.03.2022, Фурс А.А. по доверенности от 08.11.2022, Шемчак Н.Н. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30068/2022) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2022 по делу N А56-40086/2022, принятое
по заявлению ООО "Ультрамар"
к Выборгской таможне
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности "Ультрамар" (ОГРН: 1097847272126, адрес: 188480, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Кингисепп, пр-кт Карла Маркса, д. 43, пом. 5, далее - ООО "Ультрамар", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни (ОГРН 1034700881522, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, пр-д Таможенный д. 6; далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) от 25.03.2022 N РКТ-10206000-22/100002 о классификации ввезенного Обществом товара по ДТ N 10216170/050221/0030049; обязании таможни возвратить излишне уплаченные платежи в размере 120 29 316,97 руб.
Решением от 04.08.2022 суд первой инстанции признал недействительным решение Выборгской таможни о классификации товаров N РКТ-10206000-22/100002 от 25.03.2022 по декларации на товары N 10216170/050221/0030049; обязал Выборгскую таможню возвратить ООО "Ультрамар" сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 120 229 316 руб. 97 коп.; взыскал с Выборгской таможни в пользу ООО "Ультрамар" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что в подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются только краны портальные (контейнерные перегружатели). Заключение таможенного эксперта ЭИО N 3 (г. Выборг) ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от 18.02.2022 N 12402080/0001914, и письмо ООО "Ультрамар" от 07.02.2021 N 07/02 подтверждают вывод таможенного органа о том, что спорный товар не является причальным контейнерным перегружателем, перегружающим исключительно контейнеры, а является перегрузочным краном, способным перегружать различные виды грузов (насыпные, штучные, генеральные) при помощи сменных грузозахватных приспособлений (крюк, захваты, стропы, грейферы, опрокидыватели контейнеров, магниты, траверсы либо спредеры). При этом на момент таможенного декларирования товар не имел в своем составе спредера, следовательно, не мог быть отнесен Обществом в подсубпозицию 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
В судебном заседании представители таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представители таможенного органа ходатайствовали о приобщении дополнительных документов к материалам дела, представитель Общества возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Апелляционный суд определил отказать таможенному органу в удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных документов к материалам дела, как необоснованное.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в рамках внешнеторгового контракта от 02.09.2019 N UM020919 в адрес ООО "Ультрамар" ввезен электрогидравлический балансирный кран E-Crane 4000C модели ЕС28421 GA-E, производства E-Crane Worldwide.
Впоследствии 05.02.2021 на Балтийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Балтийской таможни на указанный кран подана декларация на товары N 10216170/050221/0030049.
По данной декларации Обществом предъявлен к декларированию ввозимый на территорию Российской Федерации Кран портальный для перегрузки контейнеров E-Crane серии 4000е модель EC28421 GA-E на рельсовом шасси высокой платформы, грузоподъемностью 52 тонны, серийный номер E201127-BE238-RU, новый 2020 года выпуска.
В графе 33 ДТ N 10216170/050221/0030049 указанный товар, исходя из его конструкции и предназначения, отнесен Обществом к товарной субпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (Судовые деррик краны: краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки оснащенные подъемным краном; - краны портальные или стреловые на опоре; - краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу грузоподъемностью не более 80 тонн), импортная пошлина - 0%, НДС - 0%.
По результатам выездной таможенной проверки должностным лицом Выборгской таможни вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 25.03.2022 N РКТ-10206000-22/100002, согласно которому ввезенный Обществом товар отнесен таможенным органом к товарной субпозиции 8426 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Судовые деррик краны: краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки оснащенные подъемным краном; - краны портальные или стреловые на опоре; - прочие), импортная пошлина 8%, НДС - 20%.
Отнесение ввезенного Обществом портального крана для перегрузки контейнеров E-Crane к товарной субпозиции 8426 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, явилось основанием для корректировки Таможней ДТ N 10216170/050221/0030049 и направления Обществу уведомления о наличии дополнительно начисленных таможенной пошлины и НДС на сумму 120 229 316,97 руб., которые в добровольном порядке оплачены Обществом 28.03.2022.
Не согласившись с решением о классификации товара от 25.03.2022 N РКТ-10206000-22/100002, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме, придя к выводу о правомерности квалификации Обществом товара в товарной субпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, об отсутствии у таможенного органа оснований для классификации товара в подсубпозиции 8426 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
Ранее действовавшим решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, частью которого являются основные правила интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения). Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Первое правило интерпретации ТН ВЭД предусматривает, что наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В целях обеспечения единообразной интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" применяются Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
В спорных случаях арбитражный суд проверяет правильность применения таможенным органом при принятии решения о классификации товара ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, имея в виду при этом, что решение о классификации товара с учетом внешнеэкономической деятельности декларантов является прерогативой таможенных органов.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров (далее - Комиссия), если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД ЕАЭС судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является неправильная классификация товара таможенным органом.
Таким образом, для правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС необходимо установить характеристики товара как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, а затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8426 включаются судовые деррик-краны; краны подъемные, включая кабель-краны; фермы подъемные подвижные, погрузчики портальные и тележки, оснащенные подъемным краном: - краны мостовые, козловые, мостовые перегружатели, фермы подъемные подвижные и погрузчики портальные.
В данную товарную позицию в соответствии с частью 7 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС включаются портальные краны или краны на опоре, используемые в портах, которые представляют собой стреловые краны, установленные на портале, опирающемся на четыре высокие опоры, передвигающиеся по рельсам такой колеи, которая перекрывает одну (или более) обычную железнодорожную колею.
Спор между Таможней и Обществом состоит в отнесении ввезенного портального крана в одну из подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС: 8426 30 000 1 - "краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу грузоподъемностью не более 80 т", выбран Обществом, либо 8426 30 000 9 - "прочие", выбран Таможней.
Спор о том, что ввезенному товару соответствует одна товарная субпозиция 8426 30 000 - "портальные или опорные стреловые краны" между сторонами отсутствует.
Таким образом, с учетом Правила 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС существенным для правильной классификации в данном случае будет наименование подсубпозиций, пояснения и примечания.
При этом, при классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения. Все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.
В соответствии с Пояснениями (том VI) к подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную подсубпозицию включаются, например, краны-перегружатели причальные, предназначенные для погрузки в трюм судна с площадки и разгрузки из трюма судна на площадку. Кран представляет собой портал, на котором установлены главная балка и стрела, выступающая за пределы портала, находящаяся над трюмом корабля при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и оснащенная передвижной грузовой тележкой с кабиной крановщика. Для выполнения операций по перемещению контейнеров используется спредер.
Из материалов дела следует, что в рамках выездной таможенной проверки Выборгской таможней проведена таможенная экспертиза с выездом на место нахождения портального крана E-Crane, ввезенного по спорной ДТ, в результате которой составлено Заключение таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914.
В ходе осмотра товара по адресу 188459, МО "Вистинское сельское поселение" МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области экспертом отмечено, что к осмотру представлен стреловой портальный кран, на рельсовом ходу, опирающийся на ходовые тележки, серийный номер E201127-BE238-RU, производитель "E-CRANE WORLDWIDE" (Нидерланды), марка 4000С, модель ЕС28421 GA-E. Осмотр происходил при загрузке трюма судна грузом из оборотных контейнеров, поступающих на причал на тягачах, при помощи поворотного спредера, установленного на грузовом крюке (лист 2 Заключения).
Проведенным исследованием также установлено соответствие максимальной грузоподъемности крана - 52 тонны, заявленной в ДТ.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, описание таможенным экспертом заявленного в указанной ДТ крана полностью отражает описание подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС "краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу грузоподъемностью не более 80т", выбранной Обществом.
Приложение к Заключению таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914 содержит иллюстрации (NN 1-5), свидетельствующие о работе исследованного крана с гружеными контейнерами при помощи спредера при погрузке с причала в трюм судна.
Актом выездной таможенной проверки N 10206000/210/280222/А000058/000 от 28.02.2022, составленным Выборгской таможней, установлено, что до ввоза спорного крана Обществом приобретены:
- специальный контейнерный захват Rotainer Eurospec 42MH "Е-кран" (контракт от 23.07.2019 N 41УМ);
- контейнерный спредер RAM Revolver 4121 для контейнеров размеров 20фт, высотой 1,45 для электрогидравлического балансирного крана "E-Crane" серии 4000С (контракт от 23.07.2019 N PR3505;
- ротатор контейнеров Rotainer Eurospec 42MH для контейнеров высотой 2,9 м, для стандартных контейнеров и широкоформатных контейнеров с открытым верхом и большой вместимостью с переменным плечом и соединением для "Е-Crane".
С учетом указанной информации, судом сделан обоснованный вывод о том, что ввезенный по ДТ портальный "E-Crane" предназначен именно для транспортировки контейнеров, оборудован спредером, соответственно относится к контейнерным кранам в определениях ГОСТ 33709.1-2015 "Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1 Общие положения", ГОСТ 21390-83 "Контейнерная транспортная система. Термины и определения".
Довод апелляционной жалобы о том, что текст, содержащийся в Пояснениях (том VI) к подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, полностью корреспондирует с определением причального контейнерного перегружателя, имеющимся в ГОСТ 21390-83 "Контейнерная транспортная система. Термины и определения": причальный контейнерный перегружатель - контейнерный кран с надводной консолью для перегрузки контейнеров на причалах морского и речного порта, являлся предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно. Как указал суд первой инстанции, для оценки приведенного довода исследована классификация всех видов грузоподъемных кранов, установленная ГОСТ 27555-87 (переиздан 2004) "Краны грузоподъемные. Термины и определения", в которой при классификации кранов по конструкции кран портальный (пункт 10) и кран консольный (пункт 20) определены в разные категории.
Следовательно, "причальные контейнерные перегружатели", описанные в ГОСТ 21390-83 являются по конструкции консольными кранами и не могут относиться к подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС "краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу грузоподъемностью не более 80 тонн", поскольку для отнесения к этой подсубпозиции обязательным является портальная опорная конструкция крана.
Кроме того, из материалов дела следует, что Обществом заказан и приобретен "Электрогидравлический балансирный кран модели ЕС28421 GA-E для перевалки сыпучих материалов и лома. Такая информация содержится во внешнеторговом контракте между ООО "Ультрамар" и "E-Crane International Europe" от 02.09.2019 N UM020919, приложениях к нему, инвойсе от 28.05.2021 N 2100022, техническом паспорте и другой технической документации на кран и проектной документации на строительство терминала и не оспаривается сторонами. Областью применения портального "E-Crane", ввезенного Обществом по ДТ является не исключительно перегрузка контейнеров, а перевалка как штучных, так и насыпных грузов посредством сменных грузозахватных приспособлений.
Обществом предоставлены пояснения о том, что перевалка насыпных грузов осуществляется контейнерным способом с помощью серийного контейнерного оборудования. Обществом предоставлена информация о том, что в настоящее время альтернативой созданию специализированного стационарного терминала для портовой перегрузки навалочных грузов в трюм судна является мобильная система транспортирования грузов в специальных контейнерах. Такая система предусматривает загрузку и транспортировку насыпных грузов сразу в контейнерах, которые перемещаются контейнерным краном с причала в трюм судна, где выгрузку насыпного груза происходит через дверцы контейнера путем его вращения при помощи специализированного спредера вокруг его продольной оси.
Такая контейнерная технология перевозки и выгрузки насыпных грузов обеспечивает сохранность качества и количества перевозимого товара, экологическую безопасность и мобильность логистической системы. По информации ООО "Морстройтехнологии", предоставленной Обществом, потери угля при железнодорожных перевозках в целом по стране составляют 3-5 млн.тонн угля в год. Контейнерная перевалка насыпных грузов обеспечивает морскому терминалу возможность обеспечить их разнообразие, что повышает эффективность морского контейнерного терминала, соответствие его особенностям, указанным в пункте 4 свода правил СП 316.1325800.2017 "Терминалы контейнерные. Правила проектирования".
Использование указанной выше технологии контейнерной перегрузки насыпных грузов портальным краном "E-Crane" модели ЕС28421 GA-E, ввезенным по ДТ с использованием специальных спредеров для высыпания груза в трюм судна наклоном или переворотом контейнера с механизмом контроля торцевой или верхней крышки подтверждается Заключением таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914, следовательно, ввезенный кран предназначен и ввозился для контейнерной перегрузки, а также используется как контейнерный перегружатель, контейнерный кран (в определениях ГОСТ 33709.1-2015 "Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1 Общие положения").
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент таможенного декларирования товар не имел в своем составе спредера, следовательно, не мог быть отнесен Обществом в подсубпозицию 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, также являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто таможенным органом, специализированные захваты спредеры приобретены Обществом до ввоза крана. Заключением таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914 на основании технической документации на кран установлено, что ввезенный кран специально оборудован устройством для быстрой смены захватов, что позволяет ему работать с контейнерными захватами - спредерами.
С учетом вышеизложенного, исходя из примечания 7 к Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС ввезенный по ДТ N 10216170/050221/0030049 кран E-Crane 4000C отвечает всем критериям отнесения товара к подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: наличие портала, на котором устанавливается кран, наличие у крана стрелы, наличие четырех высоких опор для портала, передвижение крана по рельсам, особенность вида крана с учетом выполняемой функции - контейнерный перегружатель и грузоподъемность не более 80 тонн.
Довод Таможни о том, что спорный товар не является причальным контейнерным перегружателем, перегружающим исключительно контейнеры, а является перегрузочным краном, способным перегружать различные виды грузов (насыпные, штучные, генеральные) при помощи сменных грузозахватных приспособлений (крюк, захваты, стропы, грейферы, опрокидыватели контейнеров, магниты, траверсы либо спредеры), также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
ГОСТ 32577-2013 "Краны грузоподъемные. Краны портальные. Общие технические требования" подразделяет портальные краны на монтажные и перегрузочные. Для перегрузочных портальных кранов указанный ГОСТ содержит требование одинаковой грузоподъемности на всем вертикальном диапазоне, на всей длине вылета.
При исследовании характеристик спорного портального крана судом первой инстанции установлено, что для спорного портального крана определены такие основные характеристики как грузоподьемность при максимальном вылете 35 тонн, максимальный вылет 42.1 метр, а максимальная грузоподъемность в 52 тонны обеспечивается на вылете стрелы 35 метров (Заключение таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914 (лист 7)), что полностью удовлетворяет требованиям приведенного выше ГОСТ. Соответственно, портальный кран, ввезенный по ДТ является портальным перегрузочным краном.
Такие отличительные особенности спорного крана, как обеспечение непрерывного уравновешивания противовесом полной массы и равномерность распределения рабочей нагрузки в пределах всей рабочей зоны крана, обеспечивающие уменьшение удельной нагрузки на опорную конструкцию, подтверждаются представленным Таможенным органом в материалы дела "Руководством по эксплуатации Электрогидравлического балансирного крана модели ЕС28421 GA-E для перевалки сыпучих материалов и лома". Сбалансированность грузового механизма позволяет использовать большой вылет и глубину опускания груза для неуравновешенных тяжеловесных грузов, как характеризуются контейнерные грузы, центр тяжести которых может быть смещен от центра захвата.
По информации, предоставленной Обществом, вес груженого контейнера вместе со спредером и устройством для его крепления составляют не менее 30 тонн. Как уже было установлено ранее, конструкция спорного крана обеспечивает указанную грузоподъемность на максимальном вылете.
В отличие от специализированных, при использовании универсальных кранов необходимо совершать дополнительные действия для работы с контейнерами - ручную строповку и расстроповку груза, что резко снижает производительность работ. Специализированному крану такие операции не нужны, так как установленное на нем специальное устройство - спредер, ротейнер или траверса для работы с контейнерами, позволяет с легкостью захватывать, поднимать и опускать контейнеры. Именно факт возможности работы крана типа E-Crane 4000C с таким специальным устройством и характеризует его как специализированного для работы с контейнерами.
В соответствии с представленной в материалы дела Таможенным органом технической документацией "Технические характеристики, эксплуатация и техническое обслуживание. Руководство" определено, что одним из основных конструктивных элементов и узлов "самоуравновешивающегося крана E-Crane" является рукоять: конструктивный элемент, соединяющий рабочее приспособление (грейфер, электромагнитный захват и т.д.) с наружной частью основной стрелы, на конце рукояти предусмотрен игольчатый узел подвески кранового захвата для более удобного крепления всех типов крановых захватов к крану E-Crane.
Согласно терминологии ГОСТ 21390-83 "Контейнерная транспортная система. Термины и определения" контейнерный кран - это грузоподъемный кран, оборудованный устройством для перегрузки стандартных грузовых контейнеров.
Заключением таможенного эксперта от 18.02.2022 N 12402080/0001914 подтверждается, что спорный кран специально оборудован устройством для работы со специальным контейнерным захватом - спредером, таким образом, кран, ввезенный по ДТ является контейнерным портальным перегрузочным краном.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что подсубпозиция 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС впервые включена в ТН ВЭД ТС Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 410 "О внесении изменений в Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении специализированного портового оборудования", с целью детализации ТН ВЭД ТС в отношении портального контейнерного оборудования, используемого в порту.
Соответственно целью выделения подсубпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС с нулевой таможенной пошлиной послужила воля законодателя на повышение эффективности российских портов за счет стимулирования их переоснащения современным оборудованием, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации.
С той же целью 25.04.2011 Постановлением Правительства РФ N 317 определенные виды контейнерного оборудования, включая краны портальные (контейнерные перегружатели) на рельсовом ходу, грузоподьемностью не более 80 тонн (8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС) также включены в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372).
Ссылки таможни на выводы судебных актов по делу N А51-10871/2020 обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела, принимает нормы права применительно к установленным обстоятельствам и с учетом представленных сторонами доказательств по конкретному делу.
Приведенная в жалобе информация о Решениях о классификации товаров СЗТУ от 2015 года N RU/10000/13/0519 и N RU/10200/15/0056 в отношении крана-перегружателя STS кодом 8426300001 (абз 12 лист 14 жалобы), а также УТН ФТС РФ 2012-2014 годов N N RU/10000/12/2336, RU/10000/12/2638, RU/10000/14/0027 в отношении портального полноповоротного крана, портального перегружателя, портального крана-манипулятора кодом 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС также обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, как неотносимая к обстоятельствам настоящего дела, поскольку в соответствии со статьей 21 ТК ЕАЭС предварительные решения о классификации товаров принимаются таможенными органами в отношении конкретного наименования товара, включающего конкретный артикул, марку и модель, а на другие товары пусть и сходными характеристиками или наименованиями не распространяются.
Как указывалось ранее, при классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения, при этом все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.
Апелляционный суд, исследовав технические характеристики спорного товара, учитывая, что наименование ввезенного товара совпадает с наименованием субпозиции 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, приходит к выводу о том, что данный товар должен классифицироваться именно в этой субпозиции.
В свою очередь, отсутствует основание отнесения спорного крана в подсубпозицию "прочие" 8426 30 000 9, выбранному таможенным органом.
Поскольку Таможня не обосновала невозможность классификации спорного товара по заявленному Обществом коду 8426 30 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, не представила неопровержимых доказательств правомерности классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 8426 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, суд первой инстанции обоснованно признал решение Таможни по классификации товара от 25.03.2022 N РКТ-10206000-22/100002 недействительным.
Ввиду того, что оспариваемое решение таможенного органа является незаконными и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд, руководствуясь статьей 201 АПК РФ, правомерно удовлетворил требование Общества об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав путем обязания возвратить ООО "Ультрамар" сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 120 229 316 руб. 97 коп.
Спор по размеру платежей между сторонами отсутствует.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 августа 2022 года по делу N А56-40086/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40086/2022
Истец: ООО "УЛЬТРАМАР"
Ответчик: Выборгская таможня