г. Москва |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А41-77062/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Сфера Успеха"- Телебенева Ю.Н., представитель по доверенности б/н от 11.10.2021, паспорт, диплом от 14.04.2010;
от Министерства экологии и природопользования Московской области- Мусиев Р.А., представитель по доверенности N 85 от 07.12.2021, паспорт, диплом от 01.07.2006;
от ФГБНУ "Федеральный научный центр - всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сфера Успеха" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2022 по делу N А41-77062/21 по иску ООО "Сфера Успеха" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным отказа о включении участка недр в перечень участков недр местного значения;
третьи лица: Администрация городского округа Балашиха, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, ФГБНУ "Федеральный Научный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина И Я.Р. Коваленко РАН",
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сфера Успеха" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - заинтересованное лицо, Минэкологии) со следующими требованиями:
1) Признать незаконным отказ Министерства экологии и природопользования Московской области во включении участка недр "Полтевский", расположенного в городском округе Балашиха Московской области, в перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, оформленный письмом от 17 сентября 2021 г. N 25Исх-21167;
2) Обязать Министерство экологии и природопользования Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СФЕРА УСПЕХА" путем включения участка недр "Полтевский", расположенного в городском округе Балашиха Московской области, в перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых согласно схеме координат участка недр, направленной с заявкой от 02.03.2021 г.;
В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация городского округа Балашиха, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, ФГБНУ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР - ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ВЕТЕРИНАРИИ ИМЕНИ К.И. СКРЯБИНА И Я.Р. КОВАЛЕНКО РАН".
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сфера Успеха" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что оспариваемое решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела; судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации городского округа Балашиха; Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СФЕРА УСПЕХА" на праве собственности владеет земельным участком, расположенным по адресу: Московская обл., Балашихинский р-н, г. Балашиха, с кадастровым N 50:15:0071201:667, что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
02 марта 2021 г. обратилось в Министерство экологии и природопользования Московской области с заявкой, оформленной письмом N 03-1, на включение участка недр "Полтевский", площадью 26,7 Га, расположенный в 1,9 км юго-восточнее д. Дятловка, г. Балашиха, Московской обл. в перечень участков недр местного значения, названная заявка зарегистрирована Министерством под N 25Вх-7246.
17 сентября 2021 г. Обществом получен ответ, формализованный в письме N 25Исх-21167 от Министерства о том, что решением Совета (п. 46 протокола от 31.08.2021 г. N 33), во включении участка недр "Дятловский", расположенного в городском округе Балашиха Московской области, в перечень участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, отказано по причине:
1. Вблизи участка недр "Дятловский", па расстоянии около 990 м к югу, расположен водозаборный узел (ВЗУ), на который имеется лицензия на пользование недрами МСК 90098 ВЭ с целевым назначением - добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой Милетского филиала ФГБНУ "ВНИИВСГЭ". Участок недр "Дятловский", возможно, попадает в границы 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны данного ВЗУ
2. Отсутствует потребность в общераспространенных полезных ископаемых, ввиду наличия в радиусе 30 км от участка недр "Дятловский" 31 действующей лицензии с общим объемом запасов более 152 млн. м3.
Считая отказ Минэкологии МО незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с настоящими требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для отказа в удовлетворений заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (Далее - АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду представлены.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков (коим является заявитель), землепользователи. обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.92 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула к Закону).
Статьей 1.2 Закона "О недрах" закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2.3 Закона "О недрах" к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", основаниями возникновения права пользования участками недр является, в том числе предоставление по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Приказом Федерального агентства по недропользованию N 428 от 06.10.2020 был утвержден Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, в соответствии с которым:
1) получение информации о наличии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения;
2) запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах";
В качестве основания для отказа во включении участка недр "Полтевский", расположенного в городском округе Балашиха Московской области, в перечень участков недр местного значения, Министерство экологии и природопользования Московской области указало:
1. Вблизи участка недр "Дятловский", на расстоянии около 990 м к югу, расположен водозаборный узел (ВЗУ), на который имеется лицензия на пользование недрами МСК 90098 ВЭ с целевым назначением - добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой Милетского филиала ФГБНУ "ВНИИВСГЭ". Участок недр "Дятловский", возможно, попадает в границы 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны данного ВЗУ
2. Отсутствует потребность в общераспространенных полезных ископаемых, ввиду наличия в радиусе 30 км от участка недр "Дятловский" 31 действующей лицензии с общим объемом запасов более 152 млн. м3.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что отказ не содержит оснований, предусмотренных приказом N 428 от 06.10.2020 года.
Однако из представленных Министерством письменных пояснений следует, что основанием для отказа послужил запрет пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах".
В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071201:667 категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Использование земель населенных пунктов для целей, не установленных в статье 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Вышеприведенные положения статьи 8 Закона о недрах устанавливают императивное право органа ограничить или запретить пользование недрами.
Указанная позиция согласуется с Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2015 N 308-АД15-10495, пунктом 8 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утв. Постановлением президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2022.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением. Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Следовательно, земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что согласно градостроительному плану земельного участка N РФ-50-3-40-0-00-2022-07759, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0071201:667, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен в производственной зоне и недропользование является одним из основных видов разрешенного использования земельного участка, отклоняется апелляционным судом, поскольку не освобождает общество от обязанности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли соответствующих категорий в целях его использования для добычи полезных ископаемых.
Следовательно, заявитель до перевода земельного участка в соответствующую категорию не праве использовать его для добычи полезных ископаемых, а значит, отказ Министерства экологии и природопользования по Московской области является законным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А60-40286/21 апелляционным судом отклоняется, поскольку указанный судебный акт принят до утверждения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды от 24.06.2022.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.08.2022 по делу N А41-77062/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77062/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, ООО "СФЕРА УСПЕХА"
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области