г. Владивосток |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А59-4358/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семеновой Елены Петровны,
апелляционное производство N 05АП-6342/2022
на решение от 06.09.2022
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-4358/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Семеновой Елены Петровны (ИНН 650300478780, ОГРНИП 305650433300041)
к Агентству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ИНН 6501312393, ОГРН 1206500007075)
третье лицо: Министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области (ИНН 6501231673, ОГРН 1106501008701),
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении проектной документации лесного участка, оформленного письмом N 3.28-5347/21 от 07.06.2021, о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Корсаковский городской округ, Корсаковское лесничество, Охотское участковое лесничество часть 2, квартал 33, часть выдела 30, площадью 0,0477 га, кадастровый номер исходного земельного (лесного) участка 65:03:0000000:37, а также утвердить проектную документацию,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Семенова Елена Петровна (далее - заявитель, предприниматель, Семенова Е.П.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - агентство) в предварительном согласовании и утверждении проектной документации лесного участка, оформленного письмом N 3.28-5347/21 от 07.06.2021, о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного (лесного) участка, расположенного по адресу: Корсаковский городской округ, Корсаковское лесничество, Охотское участковое лесничество часть 2, квартал 33, часть выдела 30, площадью 0,0477 га, кадастровый номер исходного земельного (лесного) участка 65:03:0000000:37, а также утвердить проектную документацию
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии Сахалинской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что не один из пунктов, являющихся основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, нарушен не был. Полагает, что причал, проектируемый на территории испрашиваемого участка, является устройством для добычи лечебных грязей, без которого невозможно добыча лечебных грязей, так как месторождение лечебных грязей расположено на значительном удалении от берега. Считает, что должна быть учтена необходимость определения границы первой зоны на расстоянии 25 метров от нулевых границ залежей, учитывая то, что они расположены на удалении от береговой черты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, агентство письменно ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Через канцелярию суда от агентства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
21.11.2013 между предпринимателем (1-й Участник), обществом с ограниченной ответственностью "Озеро Изменчивое" (далее - ООО "Озеро Изменчивое") (2-й Участник) и закрытым акционерным обществом "Санаторий Сахалинские минеральные воды" (далее - ЗАО "Санаторий Сахалинские минеральные воды") (3-й Участник) заключен договор простого товарищества (о совместной деятельности).
По условиям договора, участники обуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для использования участка лесного фонда, относящегося к первой группе лесов, расположенном в особо охраняемой природной территории - в округе санитарной охраны курорта "Синегорские минеральные воды", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР 25.02.1985 N 38, с дислокацией участка: Сахалинская область, Корсаковский район, в границе выдела 31 квартала 33 Охотского лесничества на территории ОГУ "Корсаковский лесхоз", общей площадью 1,3 га с целью:
1.1.1. создание и использование объектов инфраструктуры для геологического изучения и добычи лечебных грязей на участке недр "Озеро Изменчивое", в соответствии с лицензионным соглашением ООО "Озеро Изменчивое" об условиях пользования недрами в границах горного отвода лицензионным участком;
1.1.2. создания и использования объектов инфраструктуры для рекреационной деятельности ИП Семеновой Е.П., имеющей культурно-оздоровительную, туристическую и спортивную направленность, в соответствии с условиями договора аренды участка лесного фонда и Проектом освоения лесов;
1.1.3. создания и использования объектов инфраструктуры ЗАО "Санаторий "Синегорские минеральные воды" для оказания оздоровительных и санаторно-курортных услуг.
Согласно лицензии ЮСХ 00873 МЭ, сроком действия до 01.03.2031, выданной ФГУ "ТФИ по Сахалинской области" 22.03.2007 ООО "Озеро Изменчивое", разрешается добыча лечебных грязей на участке недр "Озеро Изменчивое".
10.07.2018 Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области ИП Семеновой Е.П. выдано решение N 65-20.05.00.002-0-РПБК-С-2018-02523/00 о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнического сооружения (причала) N 65-20.05.00.002-0-РПБК-С-2018-02523/00, сроком водопользования до 31.05.2021.
31.03.2021 Сахалинским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" утверждена Корректировка к оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания планируемых работ по проекту: "Устройство гидротехнического сооружения (причала) для маломерных судов".
05.05.2021 Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству выдано заключение о согласовании деятельности по устройству гидротехнического сооружения (причала) для маломерных судов на оз.Изменчивое.
27.05.2021 предприниматель на основании статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Кодекс) обратилась в агентство с заявлением о предварительном согласовании предоставления лесного участка с кадастровым N 65:03:0000000:37, расположенного в Корсаковском городском округе, Корсаковское лесничество, Охотское участковое лесничество часть 2, квартал 33, часть выдела 30, общей площадью 0, 0477 га для строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения (причала) для добычи лечебных грязей сроком на 49 лет.
По результатам рассмотрения заявления, 14.07.2021 руководителем агентства принято решение об отказе в предварительном согласовании и утверждении проектной документации лесного участка. Отказ нормативно обоснован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 3 статьи 3 федерального закона РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Положением постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, в соответствии с которыми на территории 1 зоны округа санитарной охраны размещение причалов не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 24 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 1 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2 статьи 71 ЛК РФ).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 73.1 ЛК РФ.
На основании части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ, а статьей 39.15 ЗК РФ установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Из пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 83 JIK РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 1 часть 1); проектирование лесных участков на землях лесного фонда (пункт 8 часть 1).
В соответствии с положением об Агентстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 08.12.2020 N 565, агентство является уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области в том числе и в области лесных отношений (пункт 1.3.1. Положения).
К полномочиям Агентства в области лесных отношений в части осуществления полномочий Российской Федерации переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относится: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (пункт 3.2.2.1 Положения); проектирование лесных участков на землях лесного фонда (пункт 3.2.2.8 Положения). Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (части 1, 2 статьи 12 ЛК РФ).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1 статьи 87 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств. Лесохозяйственный регламент Корсаковского лесничества Сахалинской области (далее - Лесохозяйственный регламент Корсаковского лесничества) утвержден Приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 30.07.2018 N 35-п.
Пятым абзацем раздела 1.2 Лесохозяйственного регламента Корсаковского лесничества предусмотрено, что использование лесных участков допускается в лесах, расположенных в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов в соответствии с Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425, а также иных требований по использованию, установленных для категории защитных лесов.
Постановление Совмина РСФСР от 25.01.1985 N 38 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Кленовая гора в Марийской АССР, Новый источник в Вологодской области, Синегорские минеральные воды в Сахалинской области и Усть-Кут в Иркутской области" установлены границы и режим округов санитарной охраны курортов Синегорские минеральные воды в Сахалинской области.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (далее - Положение N 1425), которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Пунктом 10 Положения N 1425, установлено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.
Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района) (пункт 11 Положения N 1425).
В соответствии с пунктом 12 Положения N 1425 режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Таким образом, в целях сохранения природных лечебных ресурсов, санитарного и экологического состояния территорий, а также во избежание негативных влияний на общее состояние лечебных ресурсов, законодатель установил ограничения на осуществление деятельности на территории первой зоны.
Из материалов дела усматривается, что Семенова А.П. обратилась в агентство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка площадью 0,0477 га, расположенный в части выдела 30, квартала 33, Охотского участкового лесничества (часть 2), Корсаковского лесничества для осуществления строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения (причала) для добычи лечебных грязей сроком на 49 лет.
Согласно таксационного описания квартал 33 Охотского участкового лесничества (часть 2) Корсаковского лесничества испрашиваемый земельный (лесной) участок расположен в границах первой зоны округа санитарной охраны курорта федерального значения Синегорские минеральные воды.
В свою очередь, на испрашиваемом заявителем лесном участке согласно заявлению и проектной документации заявитель планирует построить причал для добычи лечебных грязей.
Однако, как правильно отмечено судом первой инстанции, с учетом статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, проектируемый причал не относится к сооружениям, поименованным в пункте 12 Положения N 1425, и не связан с исследованием и использованием и добычей природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения предусмотрены конкретные виды сооружений, а также устройства для добычи минеральных лечебных грязей, которые должны быть связаны с эксплуатацией, разведкой и добычей минеральных вод, что исключает его расширенное толкование в части производства иных видов работ и строительства иных объектов.
Кроме того, согласно проектной документации лесного участка площадь проектируемого лесного участка составляет 0,0477 га, имеет прямоугольную форму размерами 15,68 м на 30,38 м и граничит непосредственно с урезом воды, что свидетельствует о расположении испрашиваемого лесного участка в минимальной 25 метровой зоне, предусмотренной пунктом 12 Положения N 1425.
Таким образом, граница первой зоны не может быть установлена менее 25 метров от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Следовательно, испрашиваемый земельный (лесной) участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, а именно для осуществления строительства и эксплуатации гидротехнического сооружения (причала).
При указанных обстоятельствах отказ агентства в предоставлении предпринимателю земельного (лесного) участка с кадастровым номером 65:03:0000000:37 является законным.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение агентства, оформленное письмом N 3.28-5347/21 от 07.06.2021, об отказе в предварительном согласовании и утверждении проектной документации лесного участка было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При оценке вопроса о нарушении прав и законных интересов заявителя коллегия исходит о недоказанности заявителем права на приобретение земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или подпунктом 6 пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований (пункты 1, 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.09.2022 по делу N А59-4358/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Лагойда Анне Александровне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по чеку-ордеру от 12.09.2022.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4358/2021
Истец: Семенова Елена Петровна
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Сахалинской области
Третье лицо: Министерство экологии Сахалинской области, ООО "Стройзаказчик-Сервис"