г. Владивосток |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А51-6202/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо",
апелляционное производство N 05АП-6664/2022
на решение от 09.09.2022
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-6202/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" (ИНН 2502053585, ОГРН 1152502002652)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (ИНН 2502005990, ОГРН 1042500907283)
о признании недействительным решения от 17.11.2021 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части дополнительного начисления суммы страховых взносов в размере 14 852 756,18 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций по пункту 3 статьи 122 НК РФ (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ),
при участии:
от ООО "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" - Цуркан В.В. по доверенности от 20.05.2022, сроком действия на 10 лет, паспорт; Гуров Д.Е. по доверенности от 21.04.2022, сроком действия на 10 лет,служебное удостоверение адвоката N 25/214,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю:
Мигаль А.А. по доверенности от 02.02.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 16626); Виниченко О.А. по доверенности от 23.05.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение; Зрелова Е.А. по доверенности от 03.11.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 5477),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" (далее по тексту - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 17.11.2021 г. N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части дополнительного начисления суммы страховых взносов в размере 14 852 756,18 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Полагая, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы апеллянт со ссылками на подпункт 13 пункта 1 статьи 427, пункт 10 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" указал, что правомерно применял пониженные тарифы страховых взносов, поскольку до момента внесения изменений в пункт 10 статьи 427 НК РФ, то есть до 26.07.2018 налоговое законодательство не содержало требований о применении пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток. По мнению апеллянта общество обоснованно применяло до 26.07.2018 пониженную ставку страховых взносов в отношении выплат всем сотрудникам, трудоустроенных в ООО "ТРК "Приморское кольцо", поскольку до внесения изменений в статью 427 НК РФ пониженные тарифы применялись в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, в том числе не занятых на новых рабочих местах.
Общество считает ошибочным вывод суда первой инстанции о формальном переводе работников из группы компаний "Сумотори", поскольку все переведенные сотрудники осуществляли деятельность исключительно в ООО "ТРК "Приморское кольцо" в рамках заключенного Соглашения СПВ, что исключает необходимость ведения раздельного расчета.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители налогового органа против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Просили обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Инспекцией в порядке, установленном статьей 89 НК РФ, проведена выездная налоговая проверка ООО "ТРК "Приморское кольцо" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
По результатам проверки, в соответствии с требованиями статьи 100 НК РФ, составлен акт налоговой проверки от 18.08.2021 N 4 и вынесено решение от 17.11.2021 N2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому ООО "ТРК "Приморское кольцо" дополнительно начислено 29 843 016,32 руб., в том числе: налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 16 667 руб., налог на прибыль организаций - 6 242 902 руб.; суммы страховых взносов - 17 675 098,18 руб., пени в общей сумме 7 377 810,82 руб.; штрафные санкции по пункту 3 статьи 122 НК РФ в общей сумме 4 771 150,76 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ - 2 289,56 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снижены в 8 раз).
Основанием для дополнительного начисления страховых взносов и начисления соответствующих пеней послужил вывод инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно применил пониженные тарифы в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, в том числе не занятых на новых рабочих местах.
Не согласившись с правомерностью указанного решения, заявителем в порядке статьи 101.2 НК РФ была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, решением которого от 10.03.2022 N 13-09/09276@ оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения налогового органа от 17.11.2021 N 2 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, посчитал доказанными и подтвержденными совокупностью доказательств выводы налогового органа о том, что основания для применения пониженных тарифов страховых взносов в рассматриваемом случае у заявителя отсутствовали ввиду невыполнения условий, позволяющих применять пониженные тарифы.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является верным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 13 пункту 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее Федеральный закон N212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении резидентов свободного порта Владивосток устанавливаются льготы по федеральным налогам.
Таким образом, особенностью осуществления деятельности в рамках резидента СПВ является получение налоговых преференций, в том числе применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%, на обязательное медицинское страхование - 0,1% (подпункт 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ).
Под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
ООО "ТРК "Приморское кольцо" 16.03.2016 получило статус резидента свободного порта Владивосток. По соглашению об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 16.03.2016 N СПВ-2/16 Общество обязуется осуществить инвестиции в проект "Строительство Туристско-рекреационного кластера "Приморское кольцо", включающий в себя спортивно-технический комплекс, выставочный и торговый комплекс, детские и развлекательные зоны, гостиничный комплекс и т.д.
Вышеуказанные виды деятельности осуществляются на территории земельного участка с кадастровым номером 25:27000000:91, по адресу: г. Артем, ул. Солнечная, 2 "Г".
В проверяемом периоде ООО "ТРК "Приморское кольцо" применяло общую систему налогообложения и являлось плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с главой 34 НК РФ.
Учитывая, полученный обществом статус резидента свободного порта Владивосток, заявитель вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 01.04.2016 в порядке, предусмотренном пунктами 10, 10.1 статьи 427 НК РФ, согласно которому плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Довод общества о том, что пониженные страховые взносы применяются только к работником, занятых на новых рабочих местах с 26.07.2018 рассмотрен и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Действительно федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 300-ФЗ), пункт 10 статьи 427 НК РФ изложен в новой редакции, исключающей ограничение права на применение льготы условием о приобретении статуса резидента СПВ трехлетним сроком со дня создания свободной экономической зоны. Указанная статья дополнена пунктом 10.1, которым в числе прочего установлено право резидентов СПВ на применение пониженных тарифов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в течение 10 лет со дня получения статуса резидента СПВ исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом СПВ и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Действие этих положений пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ в отношении резидентов СПВ, расположенных на территории Дальневосточного округа распространено на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.
При этом положения пункта 10.1 статьи 427 Кодекса в части применения резидентами ТОСЭР и свободного порта Владивосток пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, обратной силы не имеют.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@ резидент СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента СПВ.
Из изложенного следует, что со дня вступления в силу названного закона, то есть с 03.08.2018, резидент СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
Из положений статьи 11 Закона N 212-ФЗ, приказа Приказ Минвостокразвития России от 28.09.2015 N 187 (ред. от 07.09.2018) "Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток" следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента СВП, как до, так и после вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг).
Таким образом, нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов СПВ и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности.
Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, по существу уточняет условия для применения резидентами СПВ пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами СПВ исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935 "Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@".
Из материалов настоящего дела видно, что в соответствии с пунктом 1.7 Соглашения от 16.03.2016 N СПВ-2/16 в рамках реализации инвестиционного проекта общество обязалось создать 48 новых рабочих мест.
При этом пунктом 3.3.10 Соглашения предусмотрено, что в случае одновременного осуществления деятельности в рамках реализуемого инвестиционного проекта и иной деятельности, осуществляемой вне реализации инвестиционного проекта, на которую не распространяются меры государственной поддержки, резидент обязан вести раздельный учет (в том числе раздельный учет доходов и расходов) и раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда.
Заявитель раздельный учет не вел, поскольку, по мнению общества, трудовые обязанности всех сотрудников ООО "ТРК "Приморское кольцо" были непосредственно связаны с исполнением соглашения N СПВ-2/16.
Вместе с тем, в ходе выездной налоговой проверки были установлены сведения, опровергающие позицию общества о реализации всеми сотрудниками инвестиционного проекта, поскольку налоговым органом был установлен формальный перевод работников из группы компаний "Сумотори" на взаимозависимое лицо - ООО "ТРК "Приморское кольцо".
Так, в ходе допроса главного бухгалтера ООО "ТРК "Приморское кольцо" Турмовой И.В., а также бухгалтеров, находящихся в ее непосредственном подчинении (Щербиной Я.А., Кузнецовой Ю.С., Кушнир Ю.В. и др.), установлено, что указанные лица фактически осуществляли деятельность только в группе компаний "Сумотори".
Главным инженером Немцовым И.К. представлены пояснения, что до перевода в ООО "ТРК "Приморское кольцо" он был трудоустроен в ООО "Сумотори Рентал" и ООО "Технохолдинг Сумотори", при этом должностные обязанности и место выполнения работ после перевода остались без изменений, "причину перевода объяснили так: в связи с производственной необходимостью".
В подчинении Немцова И.К. находились главный инженер (Сысоев В.Н.), уборщицы (Семилетко И.М., Булынина СВ., Бутакова З.Н, и др.), слесарь-электрик (Бутаков А.Б.), разнорабочие (Хачатрян А.Б. и Мендиков И.И.).
При этом из пояснений Немцова И.К. следует, что уборщицы в период официального трудоустройства в ООО "ТРК "Приморское кольцо" фактически были заняты уборкой помещений в ООО "Сумотори Авто". Бутаков А.Б., Хачатрян А.Б. и Мендиков И.И., преимущественно выполняли работы в помещениях ООО "Сумотори Авто", несколько раз выезжали на объект ООО "ТРК "Приморское кольцо".
При этом часть допрошенных свидетелей указали, что перевод работников был осуществлен руководством компании в связи с тем, что от ООО "ТРК Приморское кольцо" предоставлены льготы как резиденту свободного порта Владивосток, часть работников показало, что перевод был осуществлен руководством, цель перевода им неизвестна.
Так, из протокола допроса Полянской А.В. от 08.04.2021 - занимавшей в 2013-2016 должность старшего менеджера по персоналу ООО "ТХ Сумотори" следует, что трудовой договор между ней и ООО "ТХ Сумотори" был прекращен в связи с переводом к другому работодателю пункт 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (с согласия работника). В 2016 году ООО "ТРК Приморское кольцо" получило статус резидента свободного порта Владивосток (резиденту СПВ предусмотрено предоставление льгот по налогам), в связи с чем негласно руководством (со слов Кагановской И.В.) компании было принято решение о переводе работников, в том числе с ООО "Технохолдинг Сумотори" в ООО "ТРК Приморское кольцо". Нам (работникам ООО "Технохолдинг Сумотори") было предложено перевестись в ООО "ТРК Приморское кольцо", в связи с чем большая часть работников написала заявление о переводе (с их согласия) с ООО "Технохолдинг Сумотори" в ООО "ТРК Приморское кольцо". Фактически нас поставили перед фактом, что так надо. Функции работников и рабочие места остались прежними".
Допрошенные работники Бутаков А.Б., Хачатрян А.Б, Мендиков И.И., Семилетко И.М., Шевченко Л.Н. и др. также подтвердили, что после формального перевода продолжали выполнять те же функции на тех же рабочих местах, что и до перевода.
Таким образом, показания свидетелей, официально трудоустроенных в ООО "ТРК "Приморское кольцо" для исполнения Соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 16.03.2016 N СПВ-2/16, свидетельствуют о формальном трудоустройстве физических лиц в ООО "ТРК "Приморское кольцо" для выполнения иной деятельности, осуществляемой вне реализации проекта", а также выполнения деятельности в интересах организаций группы компаний "Сумотори".
Перевод работников между взаимозависимыми лицами не сопровождался сменой нахождения рабочих мест и должностных обязанностей.
Более того, как установлено в ходе проверки перевод сотрудников из группы компаний "Сумотори" осуществлен в июне 2016 года.
Вместе с тем фактическим началом деятельности ООО "ТРК "Приморское кольцо" в рамках соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 16.03.2016 N СПВ-2/16 является октябрь 2017 года.
Так, объекты незавершенного строительства переданы на баланс ООО "ТРК "Приморское кольцо" от ООО "ТХ Сумотори" в качестве вклада в уставный капитал 04.05.2017.
Часть объектов Туристско-рекреационного кластера "Приморское кольцо" 18.10.2017 переданы заявителем в аренду ООО "РПМ", ООО "ДЛГ РУС", что подтверждается мероприятиями налогового контроля, в том числе ответами арендаторов ООО "РПМ", ООО "ДЛГ РУС", налоговыми декларациями по налогу на прибыли за 2016 год (подана с нулевыми показателями) и за 2017 год и не опровергается обществом.
Таким образом, трудовые договоры с работниками ООО "ТРК "Приморское кольцо" заключены в июне 2016 года, то есть значительно раньше фактического использования объектов в деятельности, предусмотренной соглашением.
При таких обстоятельствах, довод общества о том, что все переведенные сотрудники исполнили свои обязанности исключительно в рамках Соглашения, опровергается материалами дела.
Более того, как правильно отмечено судом первой инстанции перевод работников между взаимозависимыми лицами не сопровождался сменой нахождения рабочих мест и должностных обязанностей.
С момента государственной регистрации по 29.10.2019 ООО "ТРК "Приморское кольцо" находилось по одному адресу (г. Артем, ул. Тульская, 2) с учредителем ООО "ТХ Сумотори" (по договору субаренды от учредителя передано в пользование помещение площадью 27.5 кв. м.).
ООО "ТХ Сумотори" и ООО "ТРК "Приморское кольцо" 29.10.2019 сменили юридический адрес на г. Артем, ул. 1-я Рабочая, 91, при этом от учредителя в пользование передано имущество уже со значительно меньшей площадью (4 кв. м.).
Таким образом, площадь полученных в аренду нежилых помещений недостаточна для оборудования рабочих мест сотрудников, формально переведенных в ООО "ТРК "Приморское кольцо".
Допрошенные свидетели показали, что после перевода из группы компаний Сумотори, в том числе из ООО "ТХ Сумотори" в ООО "ТРК "Приморское кольцо", рабочие места остались прежними по адресу: г. Артем, ул. Тульская, 2.
ООО "ТРК Приморское кольцо" не приобретало компьютерную и офисную технику для вновь принятых работников. Принятые работники продолжали пользоваться материально-технической базой ООО "ТХ Сумотори". После перевода работников из ООО "ТХ Сумотори" в ООО "ТРК "Приморское кольцо" бухгалтерские и налоговые документы организаций, входящих в группу компаний "Сумотори", подписывали работники ООО "ТРК "Приморское кольцо".
Довод апелляционной жалобы о выполнении сотрудниками заявителя своих трудовых обязанностей в ООО "ТРК "Приморское кольцо" удаленно, коллегий во внимание не принимается, поскольку факт выполнения сотрудниками трудовых функций в интересах группы компаний "Сумотори" нашел свое подтверждение.
Из информации, содержащейся на интернет-сайте www.sumotori.ru, установлено, что в группу компаний "Сумотори" входят следующие компании: ООО "ТРК "Приморское кольцо" (управление группой компаний Сумотори); ООО "Приморское кольцо" (туристско-рекреационный кластер); ООО "Техцентр Сумотори" (реализация коммерческой техники, запчастей); ООО "Сумотори-Авто" (дилерский центр Mazda, Subaru, Suzuki, Kia); ООО "Сумотори-Авто ФВ" (дилерский центр Volkswagen, Skoda и Ford); ООО "Сумотори-Автопорт" (продажа авто с пробегом); ООО "Сумотори-Авто МКЦ" (малярно-кузовная станция); ООО "Сумотори-Контракт" (реализация контрактных запчастей для грузовиков и спецтехники).
Руководитель ООО "ТРК "Приморское кольцо" Веркеенко СВ. в проверяемом периоде, в том числе являлся генеральным директором ООО "ТХ Сумотори", ООО "Сумотори-Авто", ООО "Сумотори-Авто МКЦ", ООО "Сумотори-Авто СМ";
Руководитель ООО "ТРК "Приморское кольцо" Веркеенко С.В. и учредитель ООО "Приморское кольцо" и ООО "ТХ Сумотори" Веркеенко В.В. являются братьями;
ООО "ТРК "Приморское кольцо" в проверяемом периоде являлось учредителем ООО "Сумотори-Авто" (до 29.05.2019 доля участия составляла 100%, с 29.05.2019 - 10%).
По данным интернет-сайта www.sumotori.ru управление группой компании "Сумотори" осуществляется по адресу: г. Артем, ул. 1-я Рабочая, 91, в качестве контактного телефона указан: +7 (423) 2-600-777, что соответствует юридическому адресу ООО "ТРК "Приморское кольцо" и фирменному бланку ООО "ТРК "Приморское кольцо", на котором указан контактный телефон: +7 (423) 2-600-777.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о формальном трудоустройстве физических лиц в ООО "ТРК "Приморское кольцо" для выполнения иной деятельности, осуществляемой вне реализации проекта", а также выполнения деятельности в интересах организаций группы компаний "Сумотори".
С учетом изложенного, судебная коллегия находит верным вывод налогового органа о том, что взаимозависимость ООО "ТРК "Приморское кольцо" с организациями, входящими в группу компаний "Сумотори", позволила создать условия для получения необоснованной экономии при уплате страховых взносов за счет применения пониженных ставок при формальном переводе работников в штат резидента СВП.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, должности принятых в ООО "ТРК Приморское кольцо" работников не соответствуют штатному расписанию бизнес-плана ТРК "Приморское кольцо".
Согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта резидент обязуется создать 48 новых рабочих мест.
Штатное расписание ООО "ТРК "Приморское кольцо" с 01.06.2017 предусматривает 83 штатные единицы (с 24.10.2017 - 84 штатные единицы), в том числе состоящие из должностей и структурных подразделений, не предусмотренных штатным расписанием бизнес-плана резидента СПВ. Далее в 2018 году штатное расписание увеличилось до 104 штатных единиц, в 2019 году до 126 штатных единиц (согласно штатному расписанию N 6 от 30.09.2019 с 01.10.2019 штатные единицы уменьшены до 53).
При этом с июня 2019 года наблюдается значительное сокращение работников бухгалтерского блока ООО "ТРК "Приморское кольцо", с августа 2019 года бухгалтерский состав ООО "ТРК "Приморское кольцо" переведен в ООО "Сумотори-Авто", ООО "ПК "ЮБО-Сумотори", ООО "Сумотори-Авто ФВ".
В большинстве случаев устроенные на работу в ООО "ТРК "Приморское кольцо" сотрудники до июня 2016 года числились в ООО "ТХ Сумотори". В основном работники ООО "ТХ Сумотори" занимали должности финансовых и бухгалтерских отделов. Штатное расписание ООО "ТХ Сумотори" не предусматривало единиц, занятых в эксплуатации объектов ТРК "Приморское кольцо".
Таким образом, штатное расписание ООО "ТРК "Приморское кольцо", предусмотренное бизнес-планом, не соответствует должностям принятых сотрудников.
Также инспекцией в ходе проверки установлено, что количество переведенных работников не соответствует финансово-хозяйственным показателям деятельности ООО "ТРК "Приморское кольцо".
Согласно справкам по форме 2-НДФЛ за 2016 год ООО "ТРК "Приморское кольцо" начислены доходы в пользу физических лиц в размере 12 739 780 17 руб.
При этом, как установлено в ходе проведения контрольных мероприятий, заработная плата выплачивалась сотрудникам за счет заемных средств, полученных от ООО "ТХ Сумотори".
Объемы финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТРК "Приморское кольцо" за 2016 год, с учетом отсутствия доходов от предпринимательской деятельности, опровергают экономическую оправданность затрат по выплате заработной платы значительному количеству персонала, в том числе финансовому и бухгалтерскому подразделениям.
В 2017-2018 году установлены незначительные показатели ведения финансово-хозяйственной деятельности ООО "ТРК "Приморское кольцо". Основную часть доходов составляют выплаты, полученные за счет возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость и заемные средства, расходную часть составляют выплата заработной платы физическим лицам и возврат займов.
Таким образом, проанализировав основные статьи доходов, налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что выплата заработной платы сотрудникам, без наличия существенных показателей ведения финансово-хозяйственной деятельности заявителем, при выполнении сотрудниками трудовых функций в иных компаниях, входящих в группу "Сумотори", не связано с реализацией соглашения от 16.03.2016 N СПВ-2/16, не соответствует цели создания СПВ и не способствует экономической эффективности развития такой территории.
С учетом изложенного, довод общества о том, что все сотрудники, принятые в ООО "ТРК "Приморское кольцо" осуществляли деятельность исключительно в рамках исполнения Соглашения, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как противоречащий материалам дела.
Из выше приведенного следует, что налогоплательщик злоупотребил правом на применение льготы в виде пониженных тарифов страховых взносов вследствие формального перевода работников группы компаний "Сумотори" на взаимозависимое лицо, что выразилось в создании схемы, целью которой является получение необоснованной налоговой экономии.
Исследовав материалы дела в совокупности и во взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа оснований для доначисления страховых взносов в оспариваемой сумме 14852756,18 руб., соответствующих пеней и штрафных санкций.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение налогового органа от 17.11.2021 N 2 в указанной части законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "ТРК "Приморское кольцо" о признании решения налогового органа недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся апелляционным судом на подателя жалобы.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ТРК "Приморское кольцо" уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
С учетом изложенного, излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.09.2022 по делу N А51-6202/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.10.2022 N 746 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6202/2022
Истец: ООО "ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР "ПРИМОРСКОЕ КОЛЬЦО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ