г. Хабаровск |
|
24 ноября 2022 г. |
А73-6003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление Минобороны России": Маркова Н.А., представитель по доверенности от 10.09.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 23.09.2022
по делу N А73-6003/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
о взыскании убытков в размере 114 327,63 руб.
третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управление) о взыскании убытков в сумме 114 327,63 руб. (с учётом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением от 21.07.2022 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.09.2022 с Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 114 327,63 руб.
Не согласившись с решением суда, Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В жалобе приводит доводы о том, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии, вместе с тем, финансирование в местный бюджет не поступало. По мнению заявителя, законодательно не установлена безусловная обязанность по возмещению затрат в связи с применением тарифа.
Заявитель указывает, что согласно положениям статьи 86 БК РФ, возложение на Управление обязанности по компенсации убытков, связанных с применением тарифа, установленного для потребителей АО "ДГК" является незаконным.
Также заявитель указывает, что ФГБУ "ЦЖКУ" не является получателем субсидии в соответствии с порядком установленным постановлением от 26.02.2021 N 312-па, а также не подлежит выделение субсидии по правилам ст. 78 БК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" возражает против доводов заявителя жалобы, считает решение суда не подлежащим отмене либо изменению.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" по доводам жалобы возражал. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом удовлетворено ходатайство Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края об участии представителя в заседании суда посредством онлайн-сервиса, между тем, при предоставлении доступа Шестым арбитражным апелляционным судом представитель ка онлайн-заседанию не присоединился. Жалоба рассматривается в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями главы 34 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией, осуществляющей предоставление услуг теплоснабжения, в том числе населению, проживающему на мкр. Старт.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 2021-2022 г.г.: с 01.01.2021 - 30.06.2021 в размере 4 711,69 руб./Гкал без учета НДС, с 01.07.2021 - 31.12.2021 в размере 4 711,69 руб./Гкал без учета НДС.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 N 11/1 для потребителей АО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2019-2023г.г.установлены тарифы для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре на тепловую энергию (изменения от 18.12.2020 N 41/2) с 01.01.2021 - 30.06.2021 в размере 1539,06 руб./Гкал без учета НДС, с 01.07.2021 - 31.12.2021 в размере 1 602,62 руб./Гкал без учета НДС.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 2827-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2021 год.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020 N 131 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на 2021 г." по г. Комсомольску-на-Амуре установлен предельно максимальный индекс с 01.01.2021 по 30.06.2021 -0, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 3,8%.
Не допускается превышение предельного индекса выше чем на 4 % ( 2 286,74 руб./Гкал (без учета НДС).
Постановлением от 14.03.2014 N 866-па администрацией г. Комсомольска-на-Амуре утверждена муниципальная программа городского округа "Повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения муниципального образования городского округа г. Комсомольск-на-Амуре".
В целях социальной поддержки населения администрацией г. Комсомольска-на-Амуре и отсутствием ежемесячной денежной выплаты для частичной компенсации расходов на оплату центрального отопления, в случае если тариф на тепловую энергию ресурсоснабжающей организации выше тарифа, установленного для АО "ДГК", принято решение от 09.12.2021 N 127 "О местном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы", которым установлено, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ из местного бюджета предоставляются субсидии в случаях применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Для возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов на услуги теплоснабжения, оказываемых ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России населению г. Комсомольска-на-Амуре, в адрес Управления ЖКХ, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 25.02.2021 было направлено обращение о необходимости заключения соглашения, ответ на которое не поступил.
В связи с применением тарифов, установленных для АО "ДГК", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России недополучило доходы за период с 08.10.2021 - 31.12.2021 в размере 114 327,63 руб.
Недополученные доходы за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.02.2021 были взысканы в рамках дел N А73-4152/2021, N А73-19023/2021.
В адрес ответчика направлялась претензия от 25.02.2022 N 370/У/4/2/4/501 об оплате убытков, оставление которой без удовлетворения послужило основанием истцу для обращения настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном размере, суд первой инстанций правомерно руководствовался статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157.1 ЖК РФ и исходил из доказанности наличия на стороне истца спорного убытка, образовавшегося ввиду невозможности применения истцом тарифа, превышающего предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги и возникновения на стороне ответчика обязанности возместить указанный ущерб, фактически представляющий собой межтарифную разницу, общий правовой подход к природе компенсации которой изложен в Постановлении Пленума N 87 и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П.
Оснований для отмены либо изменения решения суда апелляционный суд не усматривает.
при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона N 190-ФЗ).
Законом N 190-ФЗ (статьи 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно части 3 названной статьи Закона подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 28.02.2021 N 312-па утвержден Порядок предоставления субсидий из местного бюджета на компенсацию убытков в связи с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в 2021 году.
Пунктом 1.6. указанного постановления установлены категории и критерии отбора получателей субсидии: - субсидии предоставляются производителям тепловой энергии, у которых установленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на 2021 год экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению муниципального образования городского округа г. Комсомольска-на-Амуре, превышают установленные тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Дальневосточная генерирующая компания" в Хабаровском крае, отпускаемую для населения муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 г., но не более предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения, установленного Губернатором Хабаровского края; - осуществляющие деятельность по производству и отпуску тепловой энергии населению на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно методике расчета финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению муниципального образования на отопление и горячее водоснабжение (приложению N 1 к порядку), определяется порядок расчета подлежащих возмещению затрат, связанных с отпуском тепловой энергии по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек на тепловую энергию, поставляемую населению муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре на отопление и горячее водоснабжение, для выделения субсидии исходя из: - количества квадратных метров отапливаемого жилого фонда; - количества граждан пользующихся услугами горячего водоснабжения; - нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края; - прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре по тарифу АО "ДГК", установленного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; - предельно максимального тарифа на тепловую энергию для населения городского округа город Комсомольск-на-Амуре, установленного Губернатором Хабаровского края; - прогнозного коэффициента роста тарифов на тепловую энергию на очередной финансовый год.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России соответствует требованиям, предъявляемых п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к теплоснабжающим организациям, осуществляет предоставление услуг теплоснабжения, проживающему на мкр. Старт.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, истец не вправе был применять тариф, превышающий предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги. В результате чего истец не получил доход в сумме 114 327, 63 руб., что подтверждается правильным расчетом
Согласно пункту 1.4 постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2020 N 53-па, главным распорядителем средств местного бюджета по предоставлению субсидии является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в связи чем требование о взыскании убытков с указанного лица правомерно удовлетворено судом.
Отклоняя доводы ответчика о том, что обязанность по возмещению недополученного дохода относится к расходным обязательствам края, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с ответчика взыскивается не разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.12.2020 N 131 "Об установлении предельных (максимальных) индексов размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на 202", компенсация которых относится к обязательствам субъекта на основании Закона N 222 и Постановления от 01.02.2008 N 35-пр. К возмещению заявлены расходы, составляющие разницу между льготным тарифом для населения, установленным для АО "ДГК", и предельным максимальным тарифом на тепловую энергию на 2021 год, установленным Губернатором Хабаровского края от 01.12.2020 N 131. Данная межтарифная разница - расходное обязательство муниципального образования, возникшее с принятием городской думой г. Комсомольска-на-Амуре решения от 09.12.2021 N 127 "О местном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы" и постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.02.2021 N 312-па, предоставившее дополнительную льготу населению по оплате тепловой энергии с компенсацией указанных расходов ресурсоснабжающим организациям.
Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в постановлении Пленума ВАС РФ в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжаюшей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционная инстанция не установила.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.09.2022 по делу N А73-6003/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6003/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Жилищно-коммунальная служба N2