г. Красноярск |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А69-2817/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "11" октября 2022 года по делу N А69-2817/2021
УСТАНОВИЛ:
республиканское бюджетное учреждение Республики Тыва "Спортивная школа олимпийского резерва "Барун-Хемчикского района" (далее - заявитель, РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (далее - Административный орган, УФК по РТ, надзорный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.08.2021 N 30.
Определением арбитражного суда от 19.09.2022, в связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу N А69-1629/2021, производство по настоящему делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11.10.2022 постановление о назначении административного наказания от 10.08.2021 N 30, вынесенное Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва, в отношении республиканского бюджетного учреждения Республики Тыва "Спортивная школа олимпийского резерва "Барун-Хемчикского района" признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федерального казначейства по Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, УФК по РТ в соответствии с приказом от 28.01.2021 N56 "О назначении плановой выездной проверки", в соответствии с пунктом 15 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Тыва в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, в период с 03.02.2021 по 12.03.2021 в отношении учреждения проведена плановая проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", по результатам которой установлено следующее.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 01.11.2013 N 638, утверждена Государственная программа Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года" (далее - Программа).
Согласно пункту 3.4 приложения N 2 к Программе, перечень мероприятий по реализации подпрограммы "Подготовка спортивного резерва в Республике Тыва на 2014-2020 годы" государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года", одним из Мероприятий Программы Республики Тыва является "Закупка для спортивных школ и училищ олимпийского резерва спортивного оборудования".
В ходе проверки надзорным органом установлено, что в 2019 году между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Тыва (далее - Субъект) в соответствии с Правилами заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.02.2019 N 777-09-2019-109 (далее - Соглашение N 777-09-2019-109).
Согласно пункту 1.1 Соглашения N 777-09-2019-109 предметом Соглашения N 777-09-2019-109 является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Тыва субсидии на финансовое обеспечение мероприятий Программы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 777 1102 136Р554950 523 в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни", федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Пунктом 1.2 Соглашения N 777-09-2019-109 установлено, что предоставление Субсидии осуществляется в целях достижения результата (ов) федерального проекта по Субъекту (далее - результат(ы) регионального проекта) согласно приложению N 2 и приложению 1 к Соглашению N 777-09-2019-109, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 01.11.2013 N638 (в ред. 25.12.2018 г. N 642) "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года".
В целях обеспечения выполнения мероприятий Программы, а также достижения результата федерального проекта по Субъекту в 2019 - 2020 годы, в 2019 году между Министерством спорта Республики Тыва и РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района" заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета государственному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение, мероприятий федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" от 08.04.2019 N 10-фб (далее - Соглашение N 10-фб).
Согласно пункту 1.1 предметом Соглашения N 10-фб является предоставление РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района" из федерального бюджета субсидии на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (далее - Субсидия).
Пунктом 2.2 Соглашения N 10-фб установлено, что субсидия предоставляется в 2019 году в размере 1 176 344,00 рубля (КБК 929 1102 116Р554950 612 (глава 929 "Министерство спорта Республики Тыва", раздел/подраздел 1102 "Массовый спорт" целевая статья 11 6 Р5 54950 "Мероприятия федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы", вид расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели").
В соответствии с пунктом 4.3 Соглашения N 10-фб РГБУ РТ "СШОР Барун- Хемчикского района" в том числе обязуется:
- направлять средства Субсидии на выплаты, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района";
- представлять Министерству спорта Республики Тыва в соответствии с Соглашением N 10-фб отчеты о расходах и о достижении значений по форме, согласно приложению N2 к Соглашению N 10-фб, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- возвратить в республиканский бюджет неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Дополнительным соглашением от 13.08.2019 N 1 в Соглашение N 10-фб внесены следующие изменения:
Пункт 1.1 Соглашения N 10-фб изложен в следующей редакции:
"Предметом настоявшего Соглашения является предоставление учреждению из федерального бюджета в 2019 года субсидии на иные цели на закупку спортивного оборудования для специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва в целях софинансирования расходных обязательств:
- на закупку спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки;
- на закупку спортивно-технического оборудования для создания спортивной инфраструктуры".
Платежным поручением от 19.08.2019 N 647855 субсидия поступила на лицевой счет N 21126Ю23640 РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района" на общую сумму 1176 344,00 рубля (расходное КБК 929 1102 116Р554950 612).
Проверкой надзорного органа установлено, что в 2019 году за счет средств субсидии РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района" закуплено спортивное оборудование на общую сумму 1 176 344,00 рубля по 3 договорам, в том числе:
- Договор на поставку спортивного инвентаря от 11.07.2019 N КЗ 11/07-1 с ООО "Кайлас" (далее - Договор N КЗ 11/07-1).
Согласно Спецификации к Договору N КЗ 11/07-1 (приложение N 1), договором предусматривается поставка товара "Ринг напольный" 1 комплект общей стоимостью 394032 рублей.
Согласно товарной накладной от 19.07.2019 N 13 товар поставлен на общую сумму 394 032 рубля. Оплата по контракту произведена в сумме 394 032 рубля платежным поручением от 22.08.2019 N 661960.
Надзорным органом установлено, что закупленное в 2019 году оборудование "Ринг напольный" (1-комплект стоимостью 394 032 рублей) в перечне комплекта спортивного оборудования и инвентаря, определенном приказом Минстроя России от 16.02.2018 N 144 не значится. Данное оборудование также не значится в перечнях оборудования и инвентаря, необходимых для прохождения спортивной подготовки спортсменов по базовым видам спорта "спортивная борьба" (Приказ от 27.03.2013 N 145), "бокс" (Приказ от 16.04.2018 N 348), "дзюдо" (Приказ от 21.08.20.1.7 N 767), по которым производится подготовка спортсменов олимпийского резерва в РГБУ РТ "СШОР Барун-Хемчикского района".
Учитывая вышеуказанное, надзорный орган пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 78.1 БК РФ, пункта 5 Постановления от 30.09.2014 N 999, пункта 15 приложения N 6 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30, приказов Министерства спорта России от 16.02.2018 N 144, от 27.03.2013 N 145, 16.04.2018 N 348, от 21.08.2017 N 767, учреждением в 2019 году произведено нецелевое использование средств иной субсидии в виде закупки спортивного инвентаря "Ринг напольный", не включенного в перечень обеспечения оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки по базовым видам спорта "спортивная борьба", "бокс" и "дзюдо", на сумму 392 032 рублей (средства федерального бюджета - 374 330,40 рублей, средства бюджета Республики Тыва - 19 701,60 рублей), о чём был составлен акт проверки от 25.03.2021 и выдано представление от 29.04.2021 N 12-12-20/22-2725.
Достаточные данные, содержащиеся в акте проверки от 25.03.2021, послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 14.07.2021 N 12-22-18/2021-7254.
Постановлением о назначении административного наказания от 10.08.2021 N 30, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 КоАП в виде административного штрафа в размере 19 701 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив процедуру привлечения Управления к административной ответственности, судом апелляционной инстанции установлено, что порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2 КоАП РФ, не нарушен. Процедура проведения проверки соблюдена. Существенного нарушения процессуальных требований по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.
Оспариваемым постановлением учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, за нецелевое использование бюджетных средств.
Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ явились результаты проведённой проверки, результаты которой получили закрепление в представлении от 29.04.2021 N 12-12-20/22-2725, пункт 1 которого, связанный с нецелевым использованием бюджетных средств, был обжалован заявителем в Арбитражный суд Республики Тыва. Делу был присвоен N А69-1629/2021.
Определением Арбитражного суда от 29.11.2021 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А69-1629/2021.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 21 октября 2021 года по делу N А69-1629/2021, оставленным в силе постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года, пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 29.04.2021 N 12-12-20/22-2725 признан недействительным.
Определением Арбитражного суда от 19.09.2022 производство по настоящему делу было возобновлено в связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу N А69-1629/2021.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган указывает на то, что признание недействительным положений представления контрольного органа не означает непризнания факта нецелевого использования бюджетных средств в рамках дела об административном правонарушении.
По мнению заявителя жалобы, закупленное в 2019 году оборудование "ринг напольный" (1-комплект стоимостью 394 032 рублей) в перечне комплекта спортивного оборудования и инвентаря, определенном Приказ N 144 не значится. Данное оборудование также не значится в перечнях оборудования и инвентаря, необходимых для прохождения спортивной подготовки спортсменов по базовым видам спорта "спортивная борьба" (Приказ N 145), "бокс" (Приказ N 348), "дзюдо" (Приказ N 767), по которым производится подготовка спортсменов олимпийского резерва в учреждении.
Указанные доводы являются ошибочными.
Как уже было отмечено выше, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ явились результаты проведённой проверки, результаты которой получили закрепление в представлении от 29.04.2021 N 12-12-20/22-2725, пункт 1 которого, связанный с нецелевым использованием бюджетных средств, был обжалован заявителем в Арбитражный суд Республики Тыва в рамках дела N А69-1629/2021.
При этом, в рамках указанного дела судами установлено, что управление не подтвердило со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства, что приобретенное учреждением в рамках выделенного финансирования оборудование Ринг напольный фактически не соответствует оборудованию, поименованному в приказе от 16.04.2018 N 348.
Таким образом, в рамках дела N А69-1629/2021 суды пришли к выводу об отсутствии со стороны учреждения вменяемого факта нецелевого использования бюджетных средств, при этом в нём участвовали те же лица, что и при рассмотрении настоящего дела.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие со стороны учреждения вменяемого факта нецелевого использования бюджетных средств установлено вышеуказанным судебным актом, имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, и не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку административным органом не доказан факт нецелевого использования бюджетных средств со стороны Учреждения, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "11" октября 2022 года по делу N А69-2817/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2817/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА БАРУН-ХЕМЧИКСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Тыва