город Воронеж |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А35-3673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "ВИДЕМ": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Зайцева Юрия Николаевича: извещен надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области на решение Арбитражного суд Курской области от 12.09.2022 по делу N А35-3673/2022 по исковому заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области к обществу с ограниченной ответственностью "ВИДЕМ" о взыскании 11 277 руб. 04 коп. убытков, третье лицо: Зайцев Юрий Николаевич,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВИДЕМ" (далее - ООО "ВИДЕМ", ответчик) о взыскании 11277 руб. 04 коп. убытков.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Зайцева Юрия Николаевича.
Решением Арбитражного суд Курской области от 12.09.2022 по делу N А35-3673/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области ссылается на то, что именно несвоевременное представление страхователем сведений о Зайцеве Ю.Н. за июнь 2021 г. повлекло причинение Фонду убытков в размере 11277 руб. 04 коп. По мнению Фонда, если застрахованное лицо было поименовано в форме СЗВ-М в отчетном периоде 07.07.2021, то из данных сведений нельзя сделать вывод о том, что лицо осуществляло трудовую деятельность в другие периоды. Таким образом, именно ненадлежащее исполнение ООО "ВИДЕМ" обязанности по своевременному представлению сведений за июнь 2021 г. явилось следствием причинения убытков фонду.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ВИДЕМ" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационный номер 056-031-057493, и в силу статьи 1, части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" как страхователь обязан представлять индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Зайцев Юрий Николаевич, являющийся получателем страховой пенсии по старости, осуществлял трудовую деятельность в ООО "ВИДЕМ".
09.08.2021 по телекоммуникационным каналам связи ООО "ВИДЕМ" представило сведения по форме СЗВ-М в отношении Зайцева Ю.Н. за июнь 2017 года с пропуском установленного законом срока, в связи с чем ОПФР по Курской области в отношении страхователя составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.10.2021 N 056S18210007520.
По результатам рассмотрения акта от 24.06.2020 N 056S18200008037 ОПФР по Курской области вынесено решение о привлечении ООО "ВИДЕМ" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.12.2021 N 056S19210007802.
В связи с непредставлением в установленный п. 2.2 статьи 11 Федерального Закона N 27-ФЗ от 01.04.21996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок сведений о застрахованных лицах за июнь 2021 г., территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации был установлен факт прекращения Зайцевым Ю.Н. трудовой деятельности, в связи с чем, решением от 10.08.2021 N 210000304070/В/М ему был повышен размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии и с 01.06.2021 установлен в размере 13746 руб. 07 коп.
09.08.2021 на основании представленных ООО "ВИДЕМ" сведений по форме СЗВ-М за июнь 2021 г. было установлено, что Зайцев Ю.Н. в этот период осуществлял трудовую деятельность в ООО "ВИДЕМ".
Решением территориального органа ПФР от 15.09.2021 N 210000640019/В ему был произведен перерасчет пенсии без индексации и с 01.06.2021 установлен размер пенсии 10926 руб. 81 коп.
Таким образом, по мнению пенсионного фонда, несвоевременное представление ООО "ВИДЕМ" сведений по форме СЗВ-М за период июнь 2021 года в отношении Зайцева Юрия Николаевича повлекло перерасход средств на выплату указанным лицам страховой пенсии по старости.
С учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии за период с июня по сентябрь 2021 года была излишне выплачена пенсия Зайцеву Юрию Николаевичу в размере 11277 руб. 04 коп., что подтверждается протоколом Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии N 5358 от 21.09.2021.
В качестве причины образования излишне выплаченных сумм пенсии в протоколе указана несвоевременная сдача СЗВ-М работодателем.
В адрес ООО "ВИДЕМ" заявителем была направлена претензия от 30.09.2021 N 11-56/181 о погашении задолженности до 29.10.2021, которая ответчиком была оставлена без ответа и удовлетворения.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 163п от 05.05.2021 принято решение о реорганизации территориальных органов ПФР в Курской области (в том числе УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное) и ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Курской области). В соответствии с данным Постановлением функции УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное) и ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Курской области переданы Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области с даты его государственной регистрации 01.10.2021.
Ссылаясь на положения статей 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статей 12, 15, 1102, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что своими действиями ответчик причинил ему убытки, истец обратился в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков истцом не доказана.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 и пункта 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N-27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) индивидуальные сведения.
Право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Пенсионным фондом ежемесячно, на основании расчетов СЗВ-М.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 стать 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Кроме того, Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (действовавшем в спорный период) утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В рассматриваемом случае одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
Как следует из материалов дела и не оспаривает ООО "ВИДЕМ", сведения о работающем застрахованном лице - Зайцеве Ю.Н. по форме СЗВ-М за июнь 2021 г. были представлены ООО "ВИДЕМ" 19.08.2021.
Ссылаясь на несвоевременное представление страхователем сведений в отношении факта работы Зайцева Ю.Н., что привело к выплате пенсии данным застрахованному лицу в излишнем размере за период с июня 2021 года по сентябрь 2021 года, поскольку Фонд не был уведомлен о факте работы пенсионера на дату приятия решения об индексации, заявитель указывает на причинение ему убытков излишне выплаченной пенсией: Зайцеву Юрию Николаевичу в размере 11277 руб. 04 коп., о чем составлен протокол Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии N 5358 от 21.09.2021.
При этом, в силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
С учетом указанных положений Закона N 400-ФЗ, пенсионный орган не был лишен возможности на основании сведений СЗВ-М за июль 2021 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии Зайцеву Ю.Н. и фактически прекратить выплату, которая производилась в излишнем размере по сентябрь 2021 года включительно.
В связи с чем, обоснование произведенной индексации пенсий с 01.06.2021 (решение от 10.08.2021) во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, устанавливающей, что суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе полученные в связи с индексацией, выплачиваются за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, Заявителем не представлено.
Истец, как орган, осуществляющий контроль, при неполучении сведений по форме СЗВ-М (за июнь 2021 г.) в отношении Зайцева Ю.Н. и на данном основании придя к выводу, что указанное лицо единовременно прекратило осуществление работы, должен был, с учетом положений Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, проверить соответствующую информацию с помощью иных источников (форм отчетности).
Частью 4 статьи 26.1 предусмотрено обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионером трудовой деятельности на основании сведений по форме СЗВ-М.
Пенсионным фондом не представлено доказательств, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Зайцева Ю.Н. до июня 2021 года и с июля 2021 года по сентябрь 2021 представлялись несвоевременно и в непредусмотренные сроки.
Следовательно, из имеющихся у пенсионного фонда сведений по форме СЗВ-М можно было установить, что Зайцева Ю.Н. является работающим пенсионером.
В связи с чем, ввиду только факта непредставления ООО "ВИДЕМ" сведений за июнь 2021 г. делать вывод о том, что Зайцев Ю.Н. прекратил трудовые отношения является преждевременным.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованными выводы суда области об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованных лицах за июнь 2021 г. и наступлением вреда, выраженного в виде выплат излишних сумм страховой пенсии за период с июня 2021 года по сентябрь 2021 года.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного суда от 05.09.2019 N 307-ЭС19-14000, от 22.07.2019 N 307-ЭС19-10549, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712.
Апелляционная коллегия также отмечает, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Апелляционная инстанция считает, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности фонд мог устранить свои сомнения относительно необходимости производить индексацию пенсий, которые возникли у него в связи с непредставлением страхователем отчетности, а также возможность направления в адрес страхователя соответствующего запроса.
В целом доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают его выводы, что выплата проиндексированной пенсии, которая была расценена фондом как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2021 года, в связи с чем подлежат отклонению.
То обстоятельство, что страхователь представил отчет по форме СЗВ-М за июнь 2021 года 09.08.2021, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Ссылка пенсионного фонда на ответственность работодателя, предусмотренную ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ отклоняется судом, поскольку в рассматриваемом случае достоверность представленных обществом сведений за июнь 2021 года не оспорена. Общество не представляло недостоверных сведений в отношении указанного работника. ООО "ВИДЕМ" также не представляло сведений о прекращении трудовых отношений с Зайцевым Ю.Н.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489.
Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области и отмены решения Арбитражного суд Курской области от 12.09.2022 по делу N А35-3673/2022 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Курской области от 12.09.2022 по делу N А35-3673/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3673/2022
Истец: ГУ ОПФ РФ по Курской области
Ответчик: ООО "ВИДЕМ"
Третье лицо: Зайцев Юрий Николаевич, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд