г. Воронеж |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А08-12455/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Воскобойникова М.С., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс": Дорошин А.А., представитель по доверенности N 19/2022 от 30.12.2021;
от администрации города Белгорода: Захарова И.И., представитель по доверенности N 41-38-дов от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021 по иску администрации города Белгорода (ИНН 3123023081, ОГРН 1033107000728) к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" (ИНН 3123084038, ОГРН 1023101643135) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Белгорода (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" (далее - ООО "ТК "Экотранс", ответчик) о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159 существенных условий следующего содержания:
"4.3.15. Не позднее, чем 01.01.2023 арендатору необходимо разработать и предоставить проект рекультивации нарушенных земель в отношении арендуемого земельного участка, прошедший государственную экологическую экспертизу в установленном порядке, с перечнем мероприятий по выводу из эксплуатации полигона ТКО.
4.3.16. Не позднее, чем 31.12.2025 арендатору необходимо завершить мероприятия по выводу из эксплуатации полигонов ТКО и приступить к рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
В течение 10 дней после прекращения действия договора передать участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования";
заключить дополнительное соглашение по включению в договор аренды земельного участка от 05.10.2005 N 1006 существенных условий, дополнив подпункт 4.3. пункта 4 договора аренды абзацами следующего содержания:
"4.3.15. Не позднее, чем 01.01.2023 арендатору необходимо разработать и предоставить проект рекультивации нарушенных земель в отношении арендуемого земельного участка, прошедший государственную экологическую экспертизу в установленном порядке, с перечнем мероприятий по выводу из эксплуатации полигона ТКО.
Не позднее, чем 31.12.2025 арендатору необходимо завершить мероприятия по выводу из эксплуатации полигонов ТКО и приступить к рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
В течение 10 дней после прекращения действия договора передать участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТК "Экотранс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрацией города Белгорода представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТК "Экотранс" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 05.10.2005 муниципальным учреждением "Городская недвижимость" (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Белэкоком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1006, согласно которому обществу в аренду передан земельный участок площадью 48 625 кв. м, расположенный по адресу: г. Белгород, район старой городской свалки, для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Договор аренды земельного участка от 05.10.2005 N 1006 согласно пункту 2.1 заключен до 29.12.2053.
По договору перенайма от 01.03.2006, заключенному ООО "Белэкоком" и ООО "ТК "Экотранс", ООО "ТК "Экотрнас" приняло на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от 05.10.2005 N 1006.
27.06.2007 муниципальным учреждением "Городская недвижимость" (арендодатель) и ООО "ТК Экотранс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 159, согласно которому ответчику в аренду передан земельный участок площадью 93 748 кв. м, расположенный по адресу: г. Белгород, район старой городской свалки, для размещения полигона твердых бытовых отходов.
Договор аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159 согласно пункту 2.1 заключен сроком до 13.12.2031.
Истцом в адрес ответчика письмом от 29.07.2021 N 41-09-01-22/2712 направлены для подписания дополнительные соглашения к указанным договорам.
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 05.10.2005 N 1006 администрация предлагает внести изменения в договор путем дополнения подпункта 4.3 пункта 4 договора абзацами следующего содержания:
"4.3.15. Не позднее, чем 01.01.2023 арендатору необходимо разработать и предоставить проект рекультивации нарушенных земель в отношении арендуемого земельного участка, прошедший государственную экологическую экспертизу в установленном порядке, с перечнем мероприятий по выводу из эксплуатации полигона ТКО.
4.3.16. Не позднее, чем 31.12.2025 арендатору необходимо завершить мероприятия по выводу из эксплуатации полигонов ТКО и приступить к рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
В течение 10 дней после прекращения действия договора передать участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования".
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159 администрация предлагает внести изменения в договор, дополнив подпункт 4.3 пункта 4 договора абзацами следующего содержания:
"4.3.15. Не позднее, чем 01.01.2023 арендатору необходимо разработать и предоставить проект рекультивации нарушенных земель в отношении арендуемого земельного участка, прошедший государственную экологическую экспертизу в установленном порядке, с перечнем мероприятий по выводу из эксплуатации полигона ТКО.
4.3.16. Не позднее, чем 31.12.2025 арендатору необходимо завершить мероприятия по выводу из эксплуатации полигонов ТКО и приступить к рекультивации в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
В течение 10 дней после прекращения действия договора передать участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования".
Данное письмо было получено ответчиком 02.08.2021, о чем свидетельствует отметка на уведомлении.
Поскольку дополнительные соглашения к договорам аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159, от 05.10.2005 N 1006 ООО "ТК "Экотранс" подписаны не были, администрация города Белгорода обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд области обоснованно руководствовался следующим.
В пункте 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как следует из части 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При этом в силу подпункта "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).
Согласно пункту 8 названного Постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 7.3 государственного стандарта "ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419-ст, после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.
Пунктом 7.7 ГОСТа Р56598-2015 установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель.
В силу пунктов 7.4, 7.8 ГОСТа Р56598-2015 рекультивация полигонов содержит комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования. Рекультивация полигонов выполняется в два этапа, включая инженерно-технический и биологический.
Из изложенного следует, что нормы закона, предусматривающие необходимость рекультивации земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности, носят императивный характер, и данное условие в договорах аренды должно быть предусмотрено.
Из условий договоров аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159, от 05.10.2005 N 1006 следует, что фактически общество осуществляет свою деятельность по эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов более 15 лет.
Данные полигоны включены в государственный реестр объектов размещения отходов под N 31-00017-З-00592-250914 (пункт 7.2, таблица 7.4 постановления Правительства Белгородской области от 26.09.2016 N350-ПП).
Согласно пункту 11.1 данного постановления в отношении указанных полигонов запланированы действия второго этапа по выводу из эксплуатации период с 2023 по 2025.
В соответствии со статьей 39.35 ЗК РФ в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:
1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;
2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
Условиями договоров не предусмотрено проведение работ по рекультивации земельных участков.
Установив, что вносимые в условия договоров аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159, от 05.10.2005 N 1006 изменения путем заключения дополнительных соглашений направлены на обеспечение прав и законных интересов истца и не нарушают прав и законных интересов ответчика, а также не изменяют суть договоров и их существенные условия, арбитражный суд области признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств дела.
Проверив довод ответчика о том, что администрация города Белгорода не является правопреемником ликвидированного муниципального учреждения "Городская недвижимость", а также стороной договоров аренды земельного участка от 27.06.2007 N 159, от 05.10.2005 N 1006, в связи с чем является ненадлежащим истцом по делу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, обоснованным Решением 19-й сессии 4-го созыва Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2009 N229, об осуществлении администрацией города Белгорода в лице управления муниципальной собственностью функций правопреемника по договорам аренды муниципального имущества, заключенным ранее муниципальным учреждением "Городская недвижимость".
Утверждение ООО "ТК "Экотранс" относительного того, что государственная собственность на земельные участки, используемые ответчиком, не разграничена и они относятся к землям населенных пунктов, также является необоснованным ввиду положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Из анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления городского округа находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот городской округ.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (статья 11 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае администрация города Белгорода является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления и представителем собственника переданной в аренду муниципальной собственности и в силу прямого указания ГК РФ и Устава муниципального образования городского округа "Город Белгород" наделена полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении объектов, находящихся в собственности муниципального образования городской округ "Город Белгород".
В этой связи наличие в структуре администрации города Белгорода отраслевого (функционального) органа - комитета имущественных и земельных отношений (ранее муниципальное учреждение "Городская недвижимость"), также наделенного полномочиями на представление интересов муниципального образования в области распоряжение муниципальной собственностью, не исключает закрепленных Уставом аналогичных прав администрации города Белгорода.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.07.2022 по делу N А08-12455/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Экотранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-12455/2021
Истец: Администрация города Белгорода
Ответчик: ООО "Транспортная компания "Экотранс"
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-637/2023
15.02.2024 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5341/2022
22.11.2023 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-12455/2021
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-637/2023
23.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5341/2022
20.07.2022 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-12455/2021