г. Челябинск |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А76-12534/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гальванотехника" на определение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2022 по делу N А76-12534/2022.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Гальванотехника" - Леонтьева Н.В. (удостоверение адвоката, доверенность от 01.07.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Гальванотехника" (ИНН 7449135422) (далее - ООО "Гальванотехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Челябинска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа в прекращении проведения налоговой проверки.
Обществом 16.09.2022 заявлено ходатайство о наложении обеспечительных мер в виде приостановления действий Инспекции по вынесению решения по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "Гальванотехника", ссылаясь на нарушение налоговым органом Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 об объявлении моратория на проведение налоговых проверок.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2022 в удовлетворении заявления ООО "Гальванотехника" о принятии обеспечительных мер по делу N А76-12534/2022 отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит определение суда от 19.09.2022 отменить.
В своей апелляционной жалобе ссылаясь на постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520, от 10.03.2022 N 336, которыми приостановлено проведение выездных налоговых проверок, указывает, что ООО "Гальванотехника" является субъектом малого предпринимательства и попадает под действие моратория, несмотря на это выездная проверка в отношении данного налогоплательщика проводилась, что является незаконным. В случае если ИФНС по Ленинскому району вынесет в отношении истца решение по результатам выездной налоговой проверки, это затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта, повлечет следующие судебные споры. По мнению апеллянта, испрашиваемая обеспечительная мера соразмерна и соотносима с рассматриваемым спором.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции пришел к выводу о несоразмерности испрашиваемой обеспечительной меры заявленным по делу требованиям, кроме того, учтено отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность или затруднение исполнения решения суда по настоящему делу в случае непринятия обеспечительных мер, а также доказательств, подтверждающих, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный ущерб заявителю.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Таким образом, целью введения обеспечительных мер является, в первую очередь, защита имущественных интересов заявителя.
При этом обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, поэтому арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер подлежащим удовлетворению, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии оснований, указанных в пункте 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности (абзац 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление N55)).
Пунктом 10 Постановления N 55 предусмотрено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Обеспечительные меры в силу части 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть соразмерны заявленному требованию и связаны с предметом спора (часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом обоснованность причин обращения с требованием о применении конкретных обеспечительных мер возлагается на заявителя (пункт 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для принятия мер по обеспечению иска (часть 3 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько испрашиваемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности (пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Исходя из положений норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вышеприведенных разъяснений вышестоящей судебной инстанции заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать наличие обстоятельств, влекущих необходимость испрашиваемой им обеспечительной меры.
Между тем, заявителем испрашиваемых мер не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости принятия этих мер.
Заявителем заявлены обеспечительные меры в виде приостановления действий Инспекции по вынесению решения по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "Гальванотехника".
Сопоставив предмет заявления с требованием, изложенным в заявлении о принятии обеспечительных мер, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленная обеспечительная мера в виде приостановления действий Инспекции по вынесению решения по результатам выездной налоговой проверки не связана с предметом спора.
Заявитель не мотивировал заявление относительно того, каким образом испрашиваемая обеспечительная мера обеспечит баланс интересов заинтересованных сторон и предотвратит нарушение публичных интересов.
Решение по выездной налоговой проверке может быть обжаловано в судебном порядке.
Заявитель на момент обращения не подтвердил, что истребуемые обеспечительные меры обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
Доказательств того, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю, не представлено; соответствующего обоснования этого не приведено.
Учитывая изложенное, поскольку судом не установлено предусмотренных статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для принятия обеспечительных мер, так как заявитель не обосновал необходимость принятия обеспечительных мер конкретными обстоятельствами; не представил доказательств наличия реальной угрозы неисполнения судебного акта, а также наличия реальной угрозы причинения значительного ущерба заявителю в случае непринятия именно этих обеспечительных мер, в удовлетворении ходатайства об обеспечении иска отказано правомерно.
Доводы жалобы апелляционный суд отклоняет как не опровергающие правомерность выводов суда, сделанных на основании документов, имеющихся на момент рассмотрения заявления об обеспечении иска, а выражающие несогласие с ними и в целом направленные на переоценку обстоятельств, при отсутствии к тому правовых оснований.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по апелляционным жалобам на определение арбитражных судов о принятии обеспечительных мер или об отказе в принятии обеспечительных мер государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем излишне уплаченная по платежному поручению N 43 от 22.09.2022 государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2022 по делу N А76-12534/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гальванотехника" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гальванотехника" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 43 от 22.09.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12534/2022
Истец: ООО "Гальванотехника"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-662/2023
22.12.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16424/2022
05.12.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14830/2022
23.11.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13778/2022
28.10.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-12534/2022