город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2022 г. |
дело N А32-16008/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каменцевой Ю.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N А32-16008/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Агамова Владислава Александровича
об оспаривании постановления о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении,
при участии представителя ПАО "Россети Кубань" Свечкаревой М.В. по доверенности от 10.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Кубань" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России об оспаривании постановления от 04.03.2022 по делу N 023/04/9.21-5924/2021 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Агамов В.А..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Признавая постановление законным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено, назначенный размер штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения, оснований для применения положений статей 2.9, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Публичное акционерное общество "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что завершить процедуру технологического присоединения в установленные договором сроки не позволили такие обстоятельства, как период тяжелой эпидемиологической обстановки в стране и крае, наличие строгих ограничительных мер, режим самоизоляции, повышенной готовности и нахождение сотрудников ПАО "Россети Кубань" на удаленной работе, а также неблагоприятные погодные условия. При этом мероприятия, предусмотренные договором, сетевой организацией выполнены, в связи с чем 27.01.2022 составлены: акт о выполнении технических условий N 06-02/0684-21-вд-В/1, акт об осуществлении технологического присоединения N 638498, акт допуска в эксплуатацию (проверки, замены, демонтажа) прибора учета электрической энергии (измерительного комплекса) в электроустановках напряжением до 1000 В (от 25.01.2022).
Заявитель указывает, что суд не учел, что им предприняты все необходимые и исчерпывающие действия, для осуществления технологического присоединения объекта, ввиду чего вина, как обязательный элемент состава административного правонарушения, в действиях (бездействии) ПАО "Россети Кубань" отсутствует.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России из ФАС России письмом от 10.11.2021 N 21/95084/21 поступило обращение Агамова В.А. (вх. по эл. почте от 10.11.2021 N 24923) на действия ПАО "Россети Кубань", согласно которому между Агамовым В.А. и ПАО "Россети Кубань" (сетевой организация) заключен договор от 16.04.2021 N 10901-21-00630308-1 об осуществление технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта Заявителя, расположенного по адресу: Темрюкский р-н, п. Береговой, ул. Набережная, 4Б, кад. N 23:30:013004:726 (далее - Объект) к электрическим сетям, а Заявитель обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861).
Согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
ПАО "Россети Кубань" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению Объекта Заявителя согласно пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора от 16.04.2021 N 10901-21-00630308-1, в срок до 16.10.2021.
09.12.2021 должностным лицом Краснодарского УФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21- 5924/2021 и проведении административного расследования, в котором указано, что 24.12.2021 законному представителю либо представителю по доверенности ПАО "Россети Кубань" необходимо явиться в Краснодарское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также подписания и получения протокола об административном правонарушении (Определение согласно отчету об отслеживании почтового отправления ПАО "Россети Кубань" было получено 23.12.2021, Заявителю направлено посредством электронной почты).
24.12.2021 в связи с удовлетворением ходатайства Агамова В.А. об отложении рассмотрения дела, а также необходимостью истребования материалов для рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-5924/2021, вынесено определение о продлении срока проведения расследования, а также определение об отложении составления протокола об административном правонарушении N 023/04/9.21- 5924/2021 на 24.01.2022 (согласно отчету об отслеживании потовых отправлений, определения получены ПАО "Россети Кубань" 29.12.2021; Заявителю направлено посредством электронной почты).
24.01.2022 в присутствии Свечкаревой М.В. - представителя по доверенности ПАО "Россети Кубань", а также в отсутствие надлежащим образом уведомленной потерпевшей стороны - Агамова В.А., должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен 7 протокол по делу N 023/04/9.21-5924/2021 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-5924/2021 на 07.02.2022 (протокол по делу N 023/04/9.21-5924/2021 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела N 023/04/9.21-5924/2021 ПАО "Россети. Кубань" получены на руки 24.01.2022, Заявителю направлено посредством электронной почты).
07.02.2022 в связи с необходимостью истребования материалов для рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-5924/2021, вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела, а также определение об отложении рассмотрения дела на 04.03.2022 (определения получены ПАО "Россети Кубань" на руки 07.02.2022; Заявителю направлено посредством электронной почты).
Из представленных ПАО "Россети Кубань" сведений установлено, что Сетевой организацией нарушены сроки технологического присоединения Объекта Заявителя, что подтверждается Актом N 638498 об осуществлении технологического присоединения от 27.01.2022, а также Актом N 121176571 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 25.01.2022.
Краснодарским УФАС России 04.03.2022 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-5924/2021, в соответствии с которым ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Указывая на отсутствие в действиях ПАО "Россети Кубань" состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, общество обратилось в арбитражный в суд.
Судом первой инстанции правильно квалифицированы спорные правоотношения и с учетом положений статей 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд верно посчитал доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вину общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также указал на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
ПАО "Россети Кубань" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, срок осуществления мероприятий по временному технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Обстоятельства заключения договора и просрочки выполнения по нему обязательств обществом не оспариваются.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, что мероприятия, предусмотренные п. 10 ТУ к Договору от 16.04.2021 N 10901-21-00630308-1, надлежало выполнить в период тяжелой эпидемиологической обстановки, при наличии строгих ограничительных мер, режиме самоизоляции, повышенной готовности и нахождении сотрудников ПАО "Россети Кубань" на удаленной работе, поэтому допущена просрочка, были предметом оценки суда первой инстанции, правильно отклонены.
Ссылаясь на введение ограничительных мер, как на обстоятельство непреодолимой силы, Общество не раскрывает, в чем конкретно выразились обстоятельства, не позволявшие на протяжении столь длительного времени осуществить технологическое присоединение.
При этом согласно позиции, изложенной в разделе 2 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать, помимо прочего, наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств, добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков (далее - Обзор).
Несмотря на то, что вышеуказанной Обзор в названной части относится к нормам гражданского, а не административного законодательства, по аналогии и в правоотношениях, связанных с применением КоАП РФ, обоснованным представляется подход при котором не само по себе наличие обстоятельств непреодолимой силы является обстоятельством, допускающим во всех случаях совершение административных правонарушений, а напротив, обстоятельства непреодолимой силы могут иметь значение для квалификации действий лица, привлекаемого к ответственности именно тогда, когда наличествует прямая причинно-следственная связь, указывающая на непреодолимые препятствия для исполнения требований и обязанностей.
Иное бы означало нарушение общеправового принципа законности, освобождение от обязанности соблюдать закон при любых фактических обстоятельствах, что является недопустимым.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, представлено не было.
Следовательно, общество допустило нарушение пункта 16 Правил N 861 в части нарушения установленного срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Ссылки сетевой организации на письма ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, от 09.07.2020 N ИА/58111/20 правильно не приняты судом первой инстанции, поскольку обстоятельств продления срока действия договора о технологическом присоединении по инициативе заявителя или по обоюдному согласию заявителя и сетевой организации, судом не установлено, материалами дела не подтверждается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 КоАП РФ разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, вопреки позиции заявителя, доказательств, подтверждающих, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу указанной правовой нормы Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, несет риск возникающих в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный со сроками согласования и выполнения строительно-монтажных работ.
При изложенных обстоятельствах, учитывая установленный Правилами N 861 значительный для осуществления технологического присоединения срок, суд приходит к выводу, что общество имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушение сроков технологического присоединения к электрическим сетям, установленного Правилами N 861, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении.
Судом первой инстанции верно учтено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст.9.21 КоАП РФ (N А32- 54314/2019, вступившее в силу 15.05.2020, оплачено 13.07.2020).
Управлением в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ учтено, что ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Срок давности привлечения ПАО "Россети Кубань" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления, не истек. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Доводов в данной части апелляционная жалоба не содержит.
Доказательств, подтверждающих принятие всех достаточных мер, направленных на недопущение нарушений требований законодательства, правил технологического присоединения, обществом не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности привлечения общества в административной ответственности по части 2 статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У ПАО "Россети Кубань" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества, судом не установлено.
Суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности. Наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса о снижении штрафа не установлено; административный штраф назначен в размере санкции нормы части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N А32-16008/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16008/2022
Истец: Кузнецова Светлана, ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АГАМОВ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, УФАС по КК