24 ноября 2022 г. |
Дело N А84-787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - Лысак С.Н.,
представителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю - Никифоровой С.В., Полякова А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.07.2022 по делу N А84-787/2022 по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя к Управлению Федерального казначейства по городу Севастополю о признании ненормативного правового акта незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя подал в суд первой инстанции заявление о признании незаконным направленного 15.12.2021 Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю представления N 74-16-16/3681.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований, так как заявитель допустил нецелевое использование денежных средств федерального бюджета, а также нарушения при исполнении государственных контрактов, информировании о заключении и исполнении государственных контрактов.
Департаментом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Казначейство с доводами жалобы не согласно, просит судебный акт оставить без изменений.
Заявленное Департаментом ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлечения к участию в дело в качестве третьих лиц, Правительства Севастополя, Федерального агентства лесного хозяйства, ФБУ "Российский центр защиты леса" не подлежит удовлетворению, так как судом первой инстанции решение не принято о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В судебном заседании (с перерывом) представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Казначейства против доводов апелляционной жалобы возражали.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
15.12.2021 Управлением Федерального казначейства по г. Севастополю на основании результатов проведенной плановой выездной проверки (акт N 74-17-26/9 от 18.10.2021) направлено представление N 74-16-16/3681, резолютивной частью которого от Департамента потребовано:
- по нарушению 1 представления принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субвенции в федеральный бюджет в сумме 2.450.000 руб. в срок до 01.04.2022;
- по нарушениям 2, 3, 4 представления принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в срок до 01.04.2022;
- о результатах исполнения предписания проинформировать не позднее 01.04.2022.
В представлении указано на допущенные бюджетные нарушения:
1) нецелевое использование бюджетных средств - средства федерального бюджета в сумме 2.450.000 руб. использованы (заявка на кассовый расход от 07.12.2018 N 21) на оплату услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга по государственному контракту 24.07.2018 N1011893, акт сдачи - приемки оказанных услуг от 30.11.2018 N б/н, что не соответствует целям предоставления бюджетных средств, так как Севприроднадзор не имел полномочий на государственный лесопатологический мониторинг, а значит не вправе расходовать денежные средства на заказ таких услуг, это является нарушением подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 Дополнительного соглашения от 30.12.2017 к Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя части полномочий в области лесных отношений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014, N 1325-р, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 N 2526-р;
2) не соответствие принятых работ условиям контракта, так как отсутствует акт сдачи - приемки выполненных работ от 16.11.2017 N б/н по государственному контракту от 29.05.2017 N 673403 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга, что является нарушением части 1 статьи 72 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, условий пункта 5 приложения N 1 (ожидаемые результаты предоставленной услуги) и пункта 6 приложения к контракту N 673403;
3) не соответствие принятых работ условиям контракта, так как по государственному контракту от 01.06.2018 N 35/18 на оказание услуг по закреплению на местности местоположения границ части Орлиновского участкового лесничества выполнение работ подтверждается CD - диском, содержащим в электронном виде "Технический отчет по результатам выполненных работ" в 2-х (двух) экземплярах, работы по акту сдачи - приемки выполненных работ от 07.08.2018 N б/н приняты, но CD - диск с названным Техническим отчетом отсутствует, что является нарушением части 1 статьи 72 и подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, условий пунктов 1.1 и 6.2 приложения N 1 (требования по виду материалам изготовления и методу установки межевых знаков и информационных щитов), пункта 6.2 приложения N 1 (результат предоставленной услуги) государственного контракта N 35/18;
4) нарушение информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, так как информация о заключенных контрактах, их исполнении Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя в ЕИС направлена с нарушением установленных сроков, а именно о заключенных государственных контрактах от 27.04.2020 N б/н (нарушение срока на 3 рабочих дня), от 11.12.2020 N 77/20 (4 рабочих дня), о приемке выполненных работ по государственным контрактам от 27.04.2020 N б/н., товарная накладная от 16.06.2020 N УА00000038 (27 рабочих дней), от 01.09.2020 N 57/20, акт о приемке оказанных услуг от 14.12.2020 N б/н. (6 рабочих дня), от 11.12.2020 N 77/20, товарная накладная от 16.12.2020 N 11929 (21 рабочий день), от 18.12.2020 N 89/20, товарная накладная от 22.12.2020 N 578351 (17 рабочих дней), от 29.05.2017 N 673403, акт сдачи-приемки выполненных работ от 16.11.2017 N б/н (24 рабочих дня), от 27.04.2020 N б/н, об оплате платежные поручения от 17.07.2020 N 139297 и от 27.04.2020 N б/н (4 дня), информация об оплате государственного контракта от 11.12.2020 N 77/20 (платежное поручение от 30.12.2020 N 483190) - на 19 рабочих дней, от 29.05.2017 N 673403 (платежное поручение от 30.11.2017 N 264652) - на 14 рабочих дней, что является нарушением требований, установленных частью 3 статьи 103 Федерального закона N44-ФЗ, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов.
По Соглашению между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области лесных отношений, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 1325-р, Рослесхоз передал Правительству Севастополя осуществление полномочий в сфере лесных отношений, в частности по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга (пункт 1.1 статьи 1 Соглашения).
В рамках этих полномочий 24.07.2018 между Севприроднадзором (государственный заказчик) и ФБУ "Рослесзащита" (исполнитель) заключен государственный контракт N 1011893 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга, срок оказания услуги с момента заключения контракта и до 20.11.2018, цена контракта - 2.450.000 руб., источник финансирования - за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий в области лесных отношений.
22.11.2018 на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru опубликовано Распоряжение Правительства Севастополя N 2526р от 20.11.2018 об утверждении подписанного 30.12.2017 Дополнительного соглашения к названному выше Соглашению. Пунктом 1 Дополнительного соглашения из Соглашения исключен пункт 1.1 статьи 1 о передаче Рослесхозом Правительству Севастополя осуществления полномочий в сфере лесных отношений по организации и обеспечению государственного лесопатологического мониторинга.
30.11.2018 между Севприроднадзором (государственный заказчик) и ФБУ "Рослесзащита" (исполнитель) подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг по государственному контракту N 1011893, согласно которого услуги оказаны, государственный заказчик принял эти услуги, претензий стороны контракта друг к другу не имеют.
07.12.2018 Севприроднадзор подал в Департамент финансов города Севастополя заявку на кассовый расход N 21, которой просил оплатить по названным контракту и акту выполненных работ 2.450.000 руб.; 10.12.2018 платежным поручением N835039 УФК по г. Севастополю (Севприроднадзор) оплатило со счета N402018100671100000001, БИК 046711001, на счет отдела N28 УФК по Московской области (ФБУ "Рослесзащита") 2.450.000 руб. за услуги по проведению государственного лесопатологического мониторинга.
Бюджетное обязательство с учетным номером бюджетного обязательства 672203118740000485 сформировано Севприроднадзором 06.08.2018, код по БК 83104071320752210244, о чем свидетельствуют представленные сведения N 82.
29.05.2017 между Севприроднадзором (государственный заказчик) и ФБУ "Рослесзащита" (исполнитель) заключен государственный контракт N 673403 на оказание услуг по проведению государственного лесопатологического мониторинга в соответствии с приложением N 1 Техническое задание и календарным планом - приложение N 2; цена контракта 2.450.000 руб.
Пункты 8.2-8.4 этого государственного контракта N 673403 предусматривают, что факт оказания услуг подтверждается отчетными документами, актом сдачи-приемки оказанных услуг; пункт 4 Технического задания устанавливает оказание услуг по определенной схеме, предусматривающей (в том числе) организацию пунктов наблюдения, регулярные и выборочные наблюдения, определение качественных характеристик популяции, инструментальное лесопатологическое обследование с оформление документации и т.д.; пункт 5 Технического задания к ожидаемым результатам оказанной услуги относит различные отчеты, в том числе отчет о ведении лесопатологического мониторинга, реестр участников, рекомендованных для проведения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий в лесонасаждениях ГКУ "Севастопольское лесничество" для улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесов; пункт 6 Технического задания устанавливает требования к форме и содержанию отчетной документации - в электронном виде на USB-флеш-накопителе (форматы согласовываются с госзаказчиком дополнительно) и на бумажных носителях в 2-х экземплярах.
При проведении Казначейством проверки акт сдачи - приемки выполненных работ от 16.11.2017 по государственному контракту от 29.05.2017 N 673403 не представлен. При рассмотрении дела судом первой инстанции ФБУ "Рослесзащита" представило письменные пояснения об исполнении условий контракта и копию акта сдачи - приемки выполненных работ от 16.11.2017.
По условиям заключенного 01.06.2018 государственного контракта N 35/18 ИП Лавринец Ю.Д. обязалась оказать Севприроднадзору платные (за 890.000 руб.) услуги по закреплению на местности местоположения границ части Орлиновского участкового лесничества; пункт 6 Технического задания (приложение N 1 к контракту) предусматривает, что результатом предоставленной услуги является (в том числе) технический отчет по результатам выполненных работ в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 2 экземплярах в электронном виде на электронном носителе (CD-диск).
При проведении Казначейством проверки CD-диск с техническим отчетом не представлен. Из данных суду пояснений следует, что CD-диск утрачен.
В подтверждение нарушений, связанных информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, суду первой инстанции представлены сведения из ЕИС в сфере закупок, свидетельствующие о допущенных Севприроднадзором нарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 29.11.2021) бюджетным нарушением признается совершенное государственным заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетным полномочием по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, что предусмотрено частью 1 статьи 306.4 БК РФ.
Как установлено, оплата по государственному контракту N 1011893 денежных обязательств осуществлена в целях, не соответствующих полностью целям, определенным соглашением и распоряжениями Правительства Севастополя, то есть правомерно квалифицирована Казначейством как бюджетное нарушение - нецелевое использование бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 72 БК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Часть 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ предписывает заказчику в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта направить указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Пункт 3 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, устанавливает перечень сведений, включаемых в реестр контрактов, в том числе сведения о дате заключения и номер (при наличии) контракта, сведения об исполнении контракта.
Как установлено, государственный заказчик нарушил требования закона об исполнении контрактов и об информировании о государственных контрактах, что правомерно Казначейством квалифицировано как бюджетное нарушение - нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Часть 2 статьи 270.2 БК РФ предусматривает, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Казначейство по итогам проведенной проверки, установившей совершение государственным заказчиком нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации и нарушений условий государственных контрактов в пределах предоставленных полномочий направило государственному заказчику представление об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий (пункт 1 резолютивной части), а также о принятии мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранений (пункты 2-4 резолютивной части), что соответствует требованиям БК РФ. Доводы заявителя о невозможности исполнения пунктов 2-4 резолютивной части представления не состоятельны, так как этими пунктами на заявителя возложена обязанность устранить причины и условия нарушений, а не сами нарушения.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 июля 2022 года по делу N А84-787/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-787/2022
Истец: Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по городу Севастополю
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-295/2023
24.11.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1174/2022
05.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-787/2022
18.05.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1174/2022