г. Челябинск |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А07-11518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Уютный дом" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2022 по делу N А07-11518/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к товариществу собственников жилья "Уютный дом" (далее - ТСЖ "Уютный дом", Товарищество, ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию по договору теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 420045/РТС от 01.10.2013 в размере 3 395 287 руб. 05 коп. за период октябрь 2021 - февраль 2022, пени в размере 48 866 руб. 87 коп. за период с 16.11.2021 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2022 по делу N А07-11518/2022 уточненные исковые требования ООО "БашРТС" удовлетворены, с Товарищества в пользу Общества взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию по договору теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 420045/РТС от 01.10.2013 в размере 3 395 287 руб. 05 коп. за период октябрь 2021-февраль 2022, пени в размере 48 866 руб. 87 коп., начисленные за период с 16.11.2021 по 31.03.2022, 24 806 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Кроме того, с ТСЖ "Уютный дом" в доход казны Российской Федерации взыскано 15 415 руб. государственной пошлины.
ТСЖ "Уютный дом" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что расчет истца не мотивирован и не доказан, в обжалуемом судебном акте отсутствуют обосновывающие формулы и значения. Представленный истцом в суд расчет содержит указания на конкретные многоквартирные дома, однако при этом в нем отсутствует как методологическое, так и математическое обоснование объема, заявленного к взысканию ресурса. Соответствующие формулы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) не приведены, их составляющие не обоснованы.
Как указывает податель апелляционной жалобы, из представленных истцом в суд первой инстанции расчетов усматривается, что одной из составляющих предъявленного к оплате ответчику объема тепловой энергии является названный ресурс на нужды горячего водоснабжения. Данное обстоятельство судом первой инстанции при рассмотрении дела не исследовалось, правовой оценки не получило. Методика определения объема потребленной тепловой энергии, правовое обоснование применения названной методики со ссылкой на соответствующие нормативные акты обществом "БашРТС" не раскрывались и в судебном акте не отражены.
Податель апелляционной жалобы обращает внимание суда на тот факт, что постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Исходя из изложенного ответчик указывает, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, даже в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Кроме того, Товарищество ссылается необоснованность применение истцом по адресу г. Уфа, ул. Георгия Мушникова, д. 13 корп.6 при расчете количества и стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения нагрузки, в то время как ответчиком истцу переданы все показания приборов учета по теплоснабжению, в том числе, на нужды ГВС (каждый дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом).
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
До начала судебного заседания от истца поступили письменные пояснения (вход. N 62848) от 15.11.2022 с доказательствами их направления ответчику и ходатайство о приобщении к материалам дела отчета о суточных параметрах теплоснабжения за период 22.09.2021 - 20.10.2021 (вход. N 63083) от 16.11.2022.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 262, абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщила к материалам дела письменные пояснений (вход. N 62848) от 15.11.2022 и отчет о суточных параметрах теплоснабжения за период 22.09.2021 - 20.10.2021 (вход. N 63083) от 16.11.2022.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.10.2013 между ООО "БашРТС" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Уютный дом" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 420045/РТС от 01.10.2013, в соответствии с которым организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
Пунктом 3.1.1. договора предусмотрена обязанность потребителя производить оплату в соответствии с условиями договора (приложение N 7).
В соответствии с приложением N 7 к договору оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится на основании предъявленных ТО платежных документов.
Расчетный период оплаты заявление тепловую энергию и теплоноситель устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 7 к договору оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В соответствии с пунктом 6.4 договора N 420045/РТС от 01.10.2013 по всем вопросам, не указанным в договоре, стороны руководствуются Федеральным законом "О теплоснабжении" N190-ФЗ от 27.07.2010, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Приказом Минрегионразвития РФ от 28.12.2009 N 610, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, Правилами технической эксплуатации тепловых установок, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам и другими нормативно-правовыми актами.
Истец указывает, что во исполнение условий договора поставил ответчику тепловую энергию в период октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь, февраль 2022 ответчику выставлены следующие счета-фактуры: N 05/01-31102021-0000046552 от 31.10.2021 на сумму 438 490, 83 руб.; N 05/01-30112021-0000048419 от 30.11.2021 на сумму 670 899, 83 руб.; N 05/01-31122021-0000049434 от 31.12.2021 на сумму 1 017 430, 87 руб.; N 05/01-31012022-0000058112 от 31.01.2022 на сумму 779 551, 72 руб., N 05/01- 28022022-0000025840 от 28.02.2022 на сумму 705 078, 26 руб.
Факт поставки подтверждается соответствующими накладными, счетами-фактурами, справками о потреблении тепловой энергии в спорный период, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
Ответчиком оплата поставленного ресурса не произведена, задолженность по оплате за период октябрь, ноябрь, декабрь 2021, январь, февраль 2022 составляет 3 395 287 руб. 05 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия.
Ответчиком задолженность не погашена, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил основания для изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Истец заявляет свои требования на основании сложившихся между сторонами правоотношений в рамках договора теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 420045/РТС от 01.10.2013 (далее - договор).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Одностороннее изменение условий обязательства действующим законодательством не предусмотрено.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Поскольку ТСЖ "Уютный дом" приобретало ресурсы не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, N 354, Правил N 124.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета предусмотрен подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела развернутого расчета потребления и стоимости тепловой энергии на нужду отопления и ГВС, апелляционной коллегией принимается во внимание, что подробный расчет с нормативным обоснование истцом приложен к исковому заявлению (в материалах электронного дела - л.д. 4), при этом последующее увеличение спорного периода не изменяет производимый истцом порядок расчета, поскольку методика расчета определена действующим законодательством, а также с учетом данных фактического учета.
Кроме того, в материалы дела (находятся в электронном деле, не распечатаны на бумажном носителе) представлены счета-фактуры, накладные, справки о потреблении тепловой энергии, отчеты о суточных параметрах теплоснабжения.
Исковое заявление принято к производству определением от 22.04.2022, предварительное судебное заседание назначено на 09.06.2022, 09 часов 35 минут. Копия определения о принятии искового заявления к производству от 22.04.2022 получена Товариществом 17.05.2022 (л. д. 12), что ответчиком не оспаривается, срок с 17.05.2022 до даты судебного разбирательства 09.06.2022 является достаточным чтобы ответчик представил, при наличии возражений, имеющиеся доказательства, заявил ходатайства, предоставил пояснения, однако, ответчиком никаких процессуальных действий не реализовано, явка в судебное заседание также не обеспечена. Признав дело подготовленным в судебном заседании 09.06.2022, суд завершил предварительное судебное заседание и назначил дело к судебному разбирательству на 22.08.2022. Вместе с тем, в судебное заседание 22.08.2022 ответчик также явку своего представителя не обеспечил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Вопреки позиции ответчика, порядок определения объема тепловой энергии на нужды отопления и ГВС истцом раскрыт и данный расчет в материалы дела представлен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Правила N 354, согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления N 603).
Кроме того, Постановлением N 603 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 о Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (далее - Правила N 124) в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе Правила N 124 дополнены пунктом 25.1.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Помимо этого Постановлением N 603 в Постановление N 354 внесен пункт 42(2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25(1) Правил N 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункты "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
Как следует из пункта 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1).
Для многоквартирного дома с централизованным отоплением, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, применяется расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по формуле 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно формуле 3(2), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Согласно представленным в материалы дела пояснениям истца, многоквартирные дома по адресам: г. Уфа, ул. Мушникова д. 13 корп. 6, г. Уфа, ул. Мушникова д. 13. корп. 7, г. Уфа ул. Мушникова д. 13 корп. 7 оборудованы индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП), которые находятся под одним общедомовым прибором учета.
Как следует из материалов дела, в рамках рассматриваемого спора, обществом "БашРТС" предъявлено требование о взыскании стоимости тепловой энергии, поставленной на нужды отопления и стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения (при децентрализованной системы ГВС, с учетом наличия индивидуального теплового пункта расчеты на цели отопления и ГВС выполнены истцом отдельно).
При этом как следует из представленных истцом расчетов, объем тепловой энергии на нужды отопления и объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определены отдельно, что соответствует действующему порядку расчетов, утвержденному Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Положения пункта 54 Правил N 354 и раздел IV Приложения N 2 к Правилам N 354 подлежат применению при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения.
Иными словами формулы 20 и 20.1 применяются как при отсутствии двух централизованных систем (теплоснабжения и горячего водоснабжения), так и при отсутствии только одной, а именно централизованной системы горячего водоснабжения в случае самостоятельного производства горячего водоснабжения. В рассматриваемом деле поступившая от истца тепловая энергия как раз и является тем коммунальным ресурсом, который использован ответчиком на производство горячей воды при помощи внутридомового оборудования.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381.
Бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на подогрев холодной воды лежит на компании, как лице, в управлении которой находится спорный индивидуальный тепловой пункт (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018).
Из пояснений истца следует, что расчет задолженности по отоплению за период с октября 2021 по декабрь 2021 производился исходя из показаний общедомового прибора учета (далее - ОПУ), в период с января по февраль 2022 производился по среднемесячному потреблению, поскольку Товарищество не предоставляло отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, также такие отчеты не представлены при обращении с апелляционной жалобой.
Вместе с тем, пунктом 3.1.19 договора Потребитель обязуется предоставлять достоверные сведения теплоснабжающей организации для проведения расчета количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно приложению N 5 к договору "Данные по приборам учета" Потребитель обязан производить надлежащую эксплуатацию приборов коммерческого учета. Учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по узлам учета допущенным в коммерческую эксплуатацию и установленными на границе балансовой принадлежности между Потребителем и теплоснабжающей организации (пункты 1, 4).
При наличии автоматизированной системы коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТЭ), принятой для расчетов теплоснабжающей организацией, контроль за соблюдением установленных режимов и учет потребленной тепловой энергии производится по данным автоматизированной системы. В случае выхода автоматизированной системы из строя, учет энергии производится по показаниям приборов учета, опломбированных теплоснабжающей организацией и оформленных актом на измерительный комплекс учета (пункт 6).
В приложении N 6 к договору "Порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период" установлено, что Потребитель в срок до 26-го числа расчетного месяца предоставляет в теплоснабжающую организацию показания прибора учета (пункт 2).
Пунктом 6 приложения N 6 к договору предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется расчетным путем в следующих случаях:
- отсутствие приборов учета допущенных в коммерческую эксплуатацию;
- неисправность приборов учета;
- нарушение Потребителем срока предоставления показаний приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 7 к договору расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производятся за количество тепловой энергии и теплоносителя, определенное в соответствии с условиями настоящего договора, по тарифу, установленному на основании постановлений, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При отсутствии постановления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении тарифа на теплоноситель, цена на теплоноситель, устанавливается Приказом теплоснабжающей организации в зависимости от цен на топливо, воду, химические реагенты и другие материалы, указанные величины могут меняться.
Таким образом, истцом обоснованно произведены расчеты по отоплению в соответствии с данными учета ОПУ, за период, за который такие показания предоставлены, а за период не предоставления по среднему потреблению.
Как установил суд первой инстанции, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, истцом произведен согласно 42(1) Правил N 354. Представленный истцом алгоритм расчета полностью соответствует действующему жилищному законодательству.
Доказательств, опровергающих данные, использованные истцом при расчете объема потребления тепловой энергии на содержание общего имущества, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Относительно порядка определения объема ГВС, судом апелляционной инстанции также дополнительно отмечается следующее.
Как установлено выше, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354, предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный.
Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду.
При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения.
Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Как указывалось выше, согласно пункту 54 Правил N 354 в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества составлен истцом в соответствии Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121, Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 120.
Порядок расчета размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) в случае самостоятельного производства коммунальной услуги исполнителем с использованием оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений, определен пунктом 54 Правил N 354.
В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил общий объем произведенной исполнителем тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется в том числе и с учетом объемов потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовый нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях СОИ в МКД и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Таким образом, применяемый истцом норматив в расчетах СОИ, рассчитан по многоквартирным домам с децентрализованным горячим водоснабжением (дома оборудованные ИТП на производство ГВС).
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2021 N 1295 "О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирные дома" абзац 11 пункта 42(1) изложить в новой редакции: "При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды".
Таким образом, объем тепловой энергии, поставленный в МКД без наружных сетей ГВС, где горячая вода изготавливается самостоятельно на оборудовании находящиеся в МКД на балансе собственников, в соответствии с изменениями в Правила N 354 распределяется как разность между тепловой энергией на ГВС на индивидуальные нужды, тепловой энергии на ГВС СОИ и отопления.
В рассматриваемом случае при определении размера обязательств ответчика истец определил объем ресурса, затраченного на приготовление горячей воды, исходя из нормативов на горячее водоснабжение и на подогрев.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанный алгоритм расчета не противоречит действующему жилищному законодательству.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования о взыскании основного долга подлежат удовлетворению в размере стоимости объема тепловой энергии на горячее водоснабжение при содержании общедомового имущества, а также объема теплоносителя согласно показаниям водосчетчика.
Ответчик не доказал того, что объем тепловой энергии, потребленной на приготовление горячей воды для общедомовых нужд, рассчитанный истцом исходя из норматива на горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества и норматива на подогрев, больше, чем объем, зафиксированный общедомовыми приборами учета.
Указанный довод дополнительно проверен судом апелляционной инстанции на примере одного из спорных месяцев - октябрь 2021, превышения начислений объема ресурса сверх данных ОПУ, не имеется.
Оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15 числа месяца следующего за расчетным периодом с учетом денежных средств, перечисленных теплоснабжающей организации в порядке, установленном пунктом 5 настоящего Приложения. Датой оплаты потребленной тепловой энергии и теплоносителя считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации (пункт 6 Приложения N 7 к договору).
Обязанности по оплате исполнены ответчиком ненадлежащим образом, долг оплачен только в части.
Дополнительно судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что спорные обстоятельства и разногласия по настоящему делу, для сторон не являются единственными и новыми, между ними рассматривались аналогичные споры и ранее.
Так, в рамках дела N А07-5236/2021 рассмотрен период июль 2020-май 2021, в деле N А07-34993/2021 рассмотрен период июнь-август 2021, в деле N А07-19132/2020 рассмотрен период ноябрь 2019-январь 2020, в деле N А07-28445/2020 рассмотрен период февраль-июнь 2020, в деле N А07-20503/2019 рассмотрен период декабрь 2018-февраль 2019, в деле N А07-37244/2019 рассмотрен период март-июль 2019, в деле N А07-42632/2019 рассмотрен период август-сентябрь 2019, в деле N А07-12353/2018 рассмотрен период январь-февраль 2018, в деле NА07-28237/2018 рассмотрен период март-апрель 2018, в деле N А07-9437/2017 рассмотрен период декабрь 2016, в деле NА07-14121/2017 рассмотрен период январь 2017, в деле N А07-17062/2017 рассмотрен период февраль 2017, в деле N А07-38991/2017 рассмотрен период июнь-сентябрь 2017.
Вследствие изложенного, как профессиональный участник рынка управления многоквартирными домами, осуществляющий свою деятельность на коммерческой основе, за плату, ответчик обладает не только правовыми познаниями, но также необходимыми трудовыми, профессиональными ресурсами, для доказывания имеющихся доводов и возражений, обладает полной информацией о том, какие обстоятельства и какими средствами доказывания подлежат доказыванию и опровержению по рассматриваемой категории споров, вследствие чего, в настоящем случае слабая сторона спорных правоотношений отсутствует.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание, что участие ответчика в спорных правоотношениях не имеет собственного, самостоятельного экономического интереса, поскольку посредством его участия реализуется представление интересов собственником жилых помещений МКД, вследствие чего, само по себе процессуальное бездействие ответчика, либо предоставление им некорректных сведений по объемам потребления нежилых помещений, не освобождает арбитражный суд от проверки представленного истцом расчета суммы иска на предмет его обоснованности, в целях недопущения неосновательного обогащения ресурсоснабжающей организации, вследствие чего доводы о возможном занижении истцом объемов потребления по нежилым помещениям, заслуживают внимания.
В силу части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Данная норма во взаимосвязи с положениями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к рассматриваемому делу, означает, что судом должно быть исследовано, поименовано в судебном акте и мотивированно приняты или отклонены доказательства, после чего по результатам оценки их совокупности во взаимной связи сделан обобщающий вывод об их достаточности для подтверждения или опровержения указываемых стороной обстоятельств полностью или в части.
При этом в решении суда по рассматриваемому делу должна быть указана методика, использовавшаяся при определении объема предъявленного к оплате ресурса, правовое обоснование применения названной методики со ссылкой на соответствующие нормативные акты, арифметические расчеты, как итоговой суммы, так и расчеты всех составляющих элементов примененной формулы.
Необходимость проверки расчета иска на предмет его соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные отношения, как подлежащего оценке письменного доказательства по делу, по смыслу статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации входит в стандарт всестороннего и полного исследования судами имеющихся в деле доказательств (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324, от 27.12.2016 N 310-ЭС16-12554, от 29.06.2016 N 305-ЭС16-2863).
Непредставление ответчиком альтернативного расчета само по себе не освобождает суд от проверки представленного истцом расчета на предмет его соответствия нормативным положениям и не является основанием для применения части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Вместе с тем обязанностью суда является проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца и ответчика на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.11.2013 N 8214/13, оценка доказательств по своему внутреннему убеждению не предполагает возможности суда выносить немотивированные судебные акты, то есть, не соблюдая требование о всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
С учетом оспаривания ответчиком расчета суммы иска, апелляционный суд, повторно проверив расчет количества и стоимости тепловой энергии, не установил оснований для его критической оценки по основаниям, изложенным выше.
Вместе с тем, судебной коллегией установлено, что помимо стоимости коммунальной услуги на отопление, поставленной тепловой энергии на ГВС, истец в расчет суммы иска включил тепловые потери, которые не являются коммунальной услугой.
Согласно пункту 3.1.14 договора устанавлена обязанность Потребителя при заполнении теплоносителем системы теплопотребления после произведенных Потребителем ремонтных работ, опрессовок, промывок, сезонного заполнения и заполнения новых систем, оплатить стоимость израсходованных на данные цели тепловой энергии и теплоносителя.
Однако, спорный период взыскания - с октября 2021 по февраль 2022, то есть период уже после начала отопительного периода, когда опрессовки, промывки, сезонное заполнение уже завершены.
Доказательства проведения в течение спорного периода взыскания факта повторного, дополнительного заполнения теплоносителем системы теплопотребления после произведенных потребителем ремонтных работ, в деле также отсутствуют.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что в итоговом расчете общего количества, кроме стоимости тепловой энергии на нужды ГВС и отопления, отдельной графой истцом предъявлена, определенная расчетным способом, стоимость потерь в тепловых сетях в октябре 2021 на сумму 5 521 руб. 49 коп., в ноябре 2021 на сумму 8 547 руб. 16 коп., в декабре 2021 на сумму 12 502 руб. 02 коп., в январе 2022 на сумму 9 646 руб. 48 коп., в феврале 2022 на сумму 9 649 руб. 64 коп.
При этом обоснованность предъявления тепловых потерь, в отсутствие факта их возникновения в спорном периоде, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана.
В соответствии с пунктом 2 Правила N 354 "внутридомовые инженерные системы" определяются как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 91 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) в закрытой системе теплоснабжения при зависимом присоединении теплопотребляющих установок часовая величина утечки теплоносителя указывается в договоре и не может превышать 0,25 процента от среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления. Сезонная норма утечки теплоносителя может устанавливаться в пределах среднегодового значения. Объем воды в системах теплоснабжения определяется по проектным (паспортным) характеристикам.
Согласно пункту 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), пункту 93 Методики N 99/пр количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком, при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
При этом в случаях, указанных в пункте 125, 126 данных Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей, то есть в соответствии с показаниями ОПУ. Таким образом, величина потерь теплоносителя в зоне балансовой принадлежности ответчика должна определяться либо приборами учета, либо на основании совместно составленных истцом и ответчиком документов (актов).
Согласно пункту 60 Методических указаний, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам России от 31.08.2007 N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115) при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час, независимо от схемы их присоединения за исключением систем горячего водоснабжения (далее ГВС), присоединенных через водоподогреватель. При определении нормы утечки теплоносителя не должен учитываться расход воды на заполнение теплопроводов и систем теплопотребления при их плановом ремонте и подключении новых участков сети и потребителей.
При эксплуатации систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения часовая утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% объема воды в системах с учетом объема воды в разводящих теплопроводах систем.
При определении нормы утечки теплоносителя не учитывается расход воды на заполнение систем теплопотребления при их плановом ремонте (пункт 9.2.2 Правил N 115).
Таким образом, факт утечки теплоносителя на сетях ответчика может быть доказан оформлением совместными документами (двусторонними актами).
В материалах дела, двусторонних актов о выявлении утечки не имеется; доказательств того, что величина утечки, зафиксированная расчетом истца, рассчитана обоснованно, невозможно проверить, так как такой расчет в деле отсутствует, в том числе, даже если такой расчет выполнен относительно подпитки независимых систем, невозможно проверить, превышает ли её объем нормативную величину нормативную, а доказательств такого превышения не представлено.
По вопросу определения объема утечки теплоносителя (пар, конденсат, горячая вода) в пределах нормативных величин необходимо также отметить следующее.
Согласно пункту 1.2 приложения 4 к Методическим указаниям N 20-э/2 к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах. В соответствии с положениями пунктов 33, 40,60 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расходы на приобретение сырья (в том числе воды в целях производства подпиточной воды) для производственных и хозяйственных нужд определяются в соответствии с методическими рекомендациями и включаются в необходимую валовую выручку (НВВ).
Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, используемого при производстве тепловой энергии; расходы на приобретение воды принимаются тарифным органом по ценам ее покупки (пункт 60 Методических указаний N 20-э/2).
Потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) относятся к нормативным технологически необходимым затратам и неизбежным потерям и учитываются в составе материальных расходов, а следовательно в составе НВВ регулируемой организации (пункт 61.2 Методических указаний N 20-э/2).
Следовательно, потери теплоносителя (пар, конденсат, горячая вода) в пределах нормативных (технологически необходимых) величин учитываются в составе затрат регулируемой организации при формировании тарифов на тепловую энергию и (или) на оказание услуг по передаче тепловой энергии и не подлежат взысканию дополнительно с потребителей. От нормативных утечек теплоносителя следует отличать случаи сверхнормативных утечек (включая утечку на сетях потребителя до узла учета), выявленных и оформленных совместными документами (двусторонними актами) и утечек, зафиксированных водосчетчиками (пункт 125 Правил N 1034, пункту 93 Методики N 99/пр), а также в иных предусмотренных действующим законодательством случаях.
Доказательства установленной формы, наличия фактических потерь, заявленных в сумме исковых требований, в деле отсутствуют.
Сами по себе указания истца на то, что в силу технологических условий поставки тепловой энергии, они закономерно возникают или могут возникнуть, не являются надлежащим и достаточным основанием для их взыскания.
Ввиду того, что из материалов дела следует, что в расчет суммы иска включена стоимость потерь в тепловых сетях, суд апелляционной инстанции исключает указанную стоимость из суммы задолженности, подлежащей удовлетворению.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании основного долга подлежат частичному удовлетворению в размере 3 349 420 руб. 26 коп.
Из материалов дела усматривается также требование истца о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств.
Рассматривая заявленное истцом требование, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
По расчету истца, неустойка составила сумму 48 866 руб. 87 коп. за период с 16.11.2021 по 31.03.2022.
Расчет суммы неустойки, начисленной истцом за просрочку платежа, судом первой инстанции проверен и признан арифметически верным.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, апелляционным судом произведен пересчет неустойки, в соответствии с алгоритмом расчета, примененного истцом (л. д. 17-18), согласно которому пени составили 48 221 руб. 95 коп. за период с 16.11.2021 по 31.03.2022, с учетом вычета из суммы начисленной ежемесячной оплаты вышеуказанной стоимости потерь, а также, что за февраль 2022 истцом сумма пени ответчику не начислена и не предъявлена:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
432 969,34 |
16.11.2021 |
15.12.2021 |
30 |
8,00 % |
0 |
432 969,34 |
0,00 р. |
432 969,34 |
16.12.2021 |
13.02.2022 |
60 |
8,00 % |
1/300 |
432 969,34 |
6 927,51 р. |
432 969,34 |
14.02.2022 |
31.03.2022 |
46 |
8,00 % |
1/130 |
432 969,34 |
12 256,36 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
19 183,87 р. |
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
662 352,67 |
16.12.2021 |
14.01.2022 |
30 |
8,00 % |
0 |
662 352,67 |
0,00 р. |
662 352,67 |
15.01.2022 |
15.03.2022 |
60 |
8,00 % |
1/300 |
662 352,67 |
10 597,64 р. |
662 352,67 |
16.03.2022 |
31.03.2022 |
16 |
8,00 % |
1/130 |
662 352,67 |
6 521,63 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
17 119,27 р. |
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
788 764,39 |
18.01.2022 |
16.02.2022 |
30 |
8,00 % |
0 |
788 764,39 |
0,00 р. |
788 764,39 |
17.02.2022 |
31.03.2022 |
43 |
8,00 % |
1/300 |
788 764,39 |
9 044,50 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
9 044,50 р. |
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
769 905,24 |
16.02.2022 |
17.03.2022 |
30 |
8,00 % |
0 |
769 905,24 |
0,00 р. |
769 905,24 |
18.03.2022 |
31.03.2022 |
14 |
8,00 % |
1/300 |
769 905,24 |
2 874,31 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
2 874,31 р. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма основного долга: 3 349 420,26 руб. | |||||||
Сумма пеней по всем задолженностям: 48 221,95 руб. |
Оснований для взыскания неустойки сверх суммы 48 221 руб. 95 коп. не имеется.
Согласно пункту 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о снижении размера неустойки ответчиком не заявлялось, у суда первой инстанции отсутствовали основания для такого снижения.
Судебной коллегией такие обстоятельства также не выявлены, так как уважительность неисполнения установленной законом обязанности по внесению полной и своевременной оплаты ответчиком не подтверждена.
Исходя из изложенных обстоятельств, носящих объективный характер, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер, подлежащей уплате государственной пошлины при цене иска 3 444 153 руб. 92 коп. составляет 40 221 руб.
В связи с тем, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению с частичным удовлетворением исковых требований, расходы по государственной пошлине по исковому заявлению подлежат распределению на стороны в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 24 806 руб., судебные расходы по государственной пошлине по исковому заявлению в размере 24 806 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 14 872 руб. с ТСЖ "Уютный дом" и в размере 543 руб. с ООО "БашРТС".
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в связи с изменением судебного акта и частичным удовлетворением исковых требований, подлежат отнесению на истца, и подлежат взысканию с истца в пользу ответчика в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2022 по делу N А07-11518/2022 изменить, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Уютный дом" (ИНН 0273083180, ОГРН 1110280023314) - удовлетворить.
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2022 по делу N А07-11518/2022 изложить в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) удовлетворить частично.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Уютный дом" (ИНН 0273083180, ОГРН 1110280023314) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) 3 349 420 руб. 26 коп. основного долга за потребленную тепловую энергию по договору теплоснабжения (с теплоносителем горячая вода) N 420045/РТС от 01.10.2013 за период октябрь 2021- февраль 2022, 48 221 руб. 95 коп. пени за период с 16.11.2021 по 31.03.2022, 24 806 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по исковому заявлению.
В оставшейся части в удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) отказать".
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Уютный дом" (ИНН 0273083180, ОГРН 1110280023314) в доход федерального бюджета 14 872 руб. государственной пошлины по исковому заявлению.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) в доход федерального бюджета 543 руб. государственной пошлины по исковому заявлению".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) в пользу Товарищества собственников жилья "Уютный дом" (ИНН 0273083180, ОГРН 1110280023314) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11518/2022
Истец: ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ
Ответчик: ТСЖ "УЮТНЫЙ ДОМ"