г. Владимир |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А43-36013/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Никитиной С.С., Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2022 по делу N А43-36013/2021, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 07.10.2021 N 70.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Каблов А.Н. по доверенности от 10.01.2022 N 3 сроком действия до 31.12.2022 (т.2, л.д. 54) (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (т. 2, л.д. 55);
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" - Черноусова Е.П. по доверенности от 07.09.2022 N30 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал МС" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 07.11.2022 (входящий N 01АП-4369/22 от 08.11.2022) просит рассмотреть жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее по тексту - Фонд) на основании актов экспертиз качества медицинской помощи от 14.05.2021 N 001-к/т-33331-12/20Д, 001-к/т-33329-12/20, проведенных обществом с ограниченной ответственностью "Капитал "Медицинское страхование" (далее по тексту - Общество) в ходе плановой тематической экспертизы качества законченных случаев лечения в условиях стационара на дому в 2020 году и претензии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г.Нижнего Новгорода" (далее по тексту - Учреждение), вынесено решение от 07.10.2021 N 70.
Не согласившись с данным решением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество.
Решением от 20.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области признал недействительным решение Фонда в части пункта 4 - применения к медицинской организации штрафа в размере 66 530 рублей 01 копейки. В остальной части отказал.
В апелляционной жалобе Учреждение не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования. Указывает, что услуги медицинской организацией Учреждением короновирусным больным были оказаны и должны быть оплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Фонд в апелляционной жалобе ссылается на нарушение норм материального права. Считает решение суда в части удовлетворения требований Учреждения и взыскании с Фонда судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 3000 рублей не обоснованным.
По мнению Фонда, судом первой инстанции неверно применены нормы приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", зарегистрированный в Минюсте России 13.05.2021 за N 63410, поскольку на момент проведения контрольных мероприятий (в период с 15.04.2021 по 30.04.2021) действовал приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Также считает, что судом при даче оценки обоснованности применения штрафа к медицинской организации неверно сделан вывод о том, что по смыслу приведенных судом норм применение к медицинской организации штрафа возможно лишь за неоказание медицинской помощи либо за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, а нарушения по коду дефекта 4.6.1 не связаны с качеством оказанной медицинской помощи. Однако, как приведено в вышеуказанных нормах права, применение штрафа с коэффициентом 0,3 к медицинской организации за нарушения, соответствующие коду дефекта 4.6.1, прямо предусмотрено законом, действующим на момент проведения контрольных мероприятий: частью 2 статьи 41 Закона 326-ФЗ, пункт 149 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (в ред. от 25.09.2020, действовавшей на дату проведения контрольных мероприятий) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", Приложение N 34 к Тарифному соглашению на 2021 год.
Кроме того, указывает, что нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, и соответствующие коду дефекта 4.6.1 "некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы", свидетельствуют о том, что медицинской организацией предъявлены к оплате за счет средств ОМС те виды медицинской помощи, которые фактически не оказывались (в данном случае -медицинская помощь в условиях стационара на дому). А оплате подлежат иные виды оказанной медицинской помощи, в связи с чем и требуется замена тарифа на оплату. Поэтому по смыслу приведенных норм права законодателем и предусмотрен штраф за нарушения, соответствующие коду дефекта 4.6.1.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение суда в части признания недействительным пункта 4 оспариваемого решения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
На основании части 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим, в том числе, формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Порядок N 36), действовавший в период проверки.
Согласно пункту 28 Порядка N 36 экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в отношении определенной совокупности принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию одного вида или в одних условиях (пункт 44 Порядка N 36).
На основании пункта 12 Порядка N 36 выявленные в реестрах счетов нарушения отражаются в акте медико-экономического контроля по форме согласно приложению 1 к Порядку N 36 с указанием суммы уменьшения счета по каждой записи реестра, содержащей сведения о нарушениях при оказании медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию, Федеральный фонд в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В части 2 статьи 41 Закона N 326 установлено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
На территории Нижегородской области действует Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2020 год от 30.12.2019 (далее - Тарифное соглашение), заключенное в соответствии с требованиями статьи 30 Закона N 326-ФЗ, которое устанавливает, в том числе, ответственность медицинских организаций.
Согласно разделу 4"Дефекты оформления медицинской документации в медицинской организации" приложения NN 34 Тарифного соглашения код дефекта 4.6.1 предусматривает применение к медицинской организации финансовых санкций в виде уменьшения финансирования и штрафа.
В части 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
В соответствии с пунктами 56 и 57 Порядка N 36 в случае поступления претензии от медицинской организации, не урегулированной со страховой медицинской организацией с целью проверки обоснованности и достоверности выводов по ранее принятым заключениям, сделанным специалистом-экспертом первично проводившим медико-экономическую экспертизу территориальным фондом обязательного медицинского страхования проводится реэкспертиза.
Территориальный фонд направляет результаты проведения реэкспертизы, оформленные независимо от основания ее проведения актом повторной медико-экономической экспертизы (актом повторной экспертизы качества медицинской помощи) с приложением, являющимся неотъемлемой частью акта (приложение 4 к настоящему Порядку) в страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию в срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания проверки (пункт 61 Порядка N 36).
В силу пункта 88 Порядка N 36 уплата медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи (приложение 8 к настоящему Порядку) осуществляется на основании решения страховой медицинской организации/территориального фонда.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Согласно части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 27.04.2020 N 315-329/20П/од (действовавшем в спорном периоде) утвержден Временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара на дому, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Временный порядок), в соответствии с которым главным врачам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара на дому необходимо, в том числе организовать лечение пациентов с легкой формой новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационаре на дому.
В пункте 1 Основных принципов оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (приложение N 8 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19") установлено, что при получении положительного результата лабораторных исследований биологического материала пациента на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - результат теста на COVID-19) уполномоченное лицо медицинской организации: уведомляет пациента о положительном результате теста на COVID-19; оповещает о положительном результате теста на COVID-19 руководителя медицинской организации; вносит в журнал учета пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 плановые даты для повторного забора биологического материала (мазки из носо- и ротоглотки) - 3, 11 день; организует осмотр работников медицинской организации, контактировавших с заболевшим пациентом и, в случае выявления симптомов острой респираторной вирусной инфекции, забор у них биоматериала (мазки из носо- и ротоглотки) для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19; осуществляет опрос пациента с целью уточнения его состояния; осуществляет информирование медицинского работника, направляемого для оказания медицинской помощи пациенту, о положительном результате теста на COVID-19; осуществляет предоставление информации о пациенте и контактировавших с ним лицах (со слов пациента) в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373.
Согласно пункту 3 Временного порядка медицинская помощь пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 может оказываться в условиях стационара на дому в случае отсутствия клинических проявлений заболевания или при легком течении заболевания (температура тела менее 38,5 °С, частота дыхательных движений (далее - ЧДД) менее 22 движений в минуту, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) более 95% (для детей - 95% и более).
В силу пункта 3.1 Временного порядка пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 при легком течении заболевания рекомендуется назначать лечение в соответствии с временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Обеспечение пациента лекарственными препаратами, в том числе противовирусными, для лечения в стационаре на дому осуществляется силами сотрудников медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пациент с легким течением заболевания должен быть проинформирован медицинским работником о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия (температура тела более 38,5 °С, появление затрудненного дыхания, одышки, появление или усиление кашля, снижение насыщения крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) менее 95%), а также о возможных способах обращения за медицинской помощью (п. 3.2 Временного порядка).
В случае принятия решения о дальнейшем оказании медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях (на дому) оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 по (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящим Основным принципам) (п. 3.6 Временного порядка).
Как отражено в пункте 2 Алгоритма ведения пациента с подозрением на COVID-19 (далее - Алгоритм) при положительном тесте (COVID+) лечащим врачом решается вопрос о необходимости госпитализации. Данный вопрос решается с учетом тяжести состояния пациента и наличия отягощающих медицинских и социальных факторов.
При легком течении заболевания: t 38,5; ЧДД 22 в минуту; SpO2 > 95% госпитализация не требуется, проводится изоляция на дому (пункт 3 Алгоритма).
При тяжелом течении заболевания: t > 38,5; ЧДД > 22 в минуту; SpO2 95% проводится госпитализация в профильный стационар согласно маршрутизации (пункт 4 Алгоритма).
Согласно пункту 5 Алгоритма пациенты, изолируемые на дому, подразделяются на 2 группы по признаку наличия факторов риска развития осложнений:
- пациенты низкого риска: женщины моложе 60 лет, мужчины моложе 50 лет, не имеющие хронических неинфекционных заболеваний (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ, туберкулез). Таким пациентам проводится посимптомная терапия дома в изоляции. Пациенты наблюдаются путем организации патронажа среднего медицинского персонала, чередующегося с обзвонами, проведением контрольных COVID-тестов (пункт 5.1 Алгоритма);
- пациенты высокого риска: женщины старше 60 лет, мужчины старше 50 лет, имеющие хронические неинфекционные заболевания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ, туберкулез), беременные. Таким пациентам проводится лекарственная терапия дома в изоляции в рамках организации стационара на дому с обеспечением пациента препаратами для патогенетической и симптоматической терапии, проведением лабораторных исследований и контрольных COVID-тестов (пункт 5.2 Алгоритма).
В соответствии с пунктом 6 Алгоритма пациенту с коронавирусной инфекцией легкого течения заболевания, находящемуся на дому, дается информация о необходимости вызова врача поликлиники или скорой медицинской помощи по телефону 03 при ухудшении самочувствия: t > 38,5; ЧДД > 22; появление затрудненного дыхания; появление/усиления кашля; SpO2 < 95%. Если состояние расценивается лечащим врачом как тяжелое, то незамедлительно проводится госпитализация в профильный стационар согласно маршрутизации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Учреждением в нарушение требований пункта 5 раздела "Алгоритм ведения пациента с подозрением на COVID-19" приказа Минздрава Нижегородской области от 27.03.2020 N 315-221/20П/од "О лечении больных с легким течением подтвержденной коронавирусной инфекции COVID-19 в условиях стационара на дому", в июне и июле 2020 года оказана медицинская помощь 17 пациентам, относящимся к низкой группе риска развития осложнений с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией Covid-19 легкого течения и требующих изоляции на дому и амбулаторного лечения в установленном объеме, а не в условиях стационара на дому, что явилось основанием для применения к организации финансовых санкций в соответствии с пунктом 4.6.1 Перечня оснований для уменьшения оплаты медицинской помощи за оказание медицинской помощи (приложение N 8 к Приказу N 36) в размере 422 249 рублей 23 копеек: уменьшение финансирования - 355 719 рублей 22 копеек, штраф - 66 530 рублей 01 копейки.
Как следует из материалов дела Обществом и Фондом установлено, что 17 пациентов Учреждения относились к низкой группе риска развития осложнений с подтвержденной коронавирусной инфекции Covid-19 легкого течения, следовательно, лечение указанных пациентов в соответствии с временными рекомендациями необходимо проводить в соответствии с вышеуказанными временными рекомендациями в условиях изоляции пациентов на дому путем организации патронажа среднего медицинского персонала, чередующегося с обзвонами, проведением контрольных COVID-тестов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал вывод Общества и Фонда о применении кода нарушения 4.6.1 тарифного соглашения обоснованным, в связи с чем правомерно отказал Учреждению в части признании незаконным пункта 1 решения от 07.10.2021 N 70.
В силу части 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ штрафы уплачиваются медицинскими организациями за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 75 Порядка N 231н результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: 1) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; 2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи
ненадлежащего качества; 3) возврат сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд в соответствии с договором по обязательному медицинскому страхованию, в Федеральный фонд в соответствии с договором в рамках базовой программы; 4) однократное повторное выставление медицинской организацией ранее отклоненной от оплаты позиции реестра счета; 5) устранение медицинской организацией выявленных нарушений без применения к ней санкций в течение срока, установленного в заключении о результатах медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи; 6) устранение медицинской организацией нарушений, выявленных в рамках контроля, при последующем оказании медицинской помощи застрахованным лицам.
Пунктом 77 Порядка N 231н предусмотрено, что при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховая медицинская организация (Федеральный фонд, территориальный фонд) частично или полностью не возмещает затраты медицинской организации по оказанию медицинской помощи, уменьшая последующие платежи по счетам медицинской организации на сумму выявленных нарушений при оказании медицинской помощи или требует возврата сумм в страховую медицинскую организацию.
Уплата медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи (приложение к настоящему Порядку) осуществляется на основании решения страховой медицинской организации/территориального фонда/Федерального фонда (пункт 78 Порядка N 231н).
По смыслу приведенных норм права, применение к медицинскому учреждению финансовых санкций в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, тогда как выявленные нарушения по коду дефекта 4.6.1 в данном случае не связаны с качеством оказанной медицинской помощи, поэтому влекут ответственность только в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касаются ненадлежащего ведения ответчиком учетно-отчетной документации, то есть его хозяйственной деятельности.
Из имеющихся в материалах дела актов медико-экономической экспертизы и заключений повторной медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи не усматривается, что Обществом или Фондом установлены факты неоказания медицинской помощи, либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.
Поскольку в данном случае за допущенные нарушения к Учреждению применены санкции в виде уменьшения суммы оплаты, то основания для дополнительного привлечения Учреждения к ответственности в виде начисления штрафа отсутствуют. В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Учреждения в этой части.
Довод Фонда о неправомерном отнесении судом на Фонд расходов на оплату государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Кодекса в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При изложенных обстоятельствах, расходы по государственной пошлине правомерно отнесены судом первой инстанции на Фонд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2022 по делу N А43-36013/2021 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36013/2021
Истец: ГБУЗ НО "Городская поликлиника N50 Приокского района г. Н.Новгорода"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области
Третье лицо: ООО Капитал МС
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36013/2021
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-20/2023
23.11.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4369/2022
20.04.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36013/2021