город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2022 г. |
дело N А32-109/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каменцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.10.2022 по делу N А32-109/2022
по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая
компания"
к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу о привлечении к
административной ответственности за совершение административного
правонарушения,
при участии:
от АО "Автономная теплоэнергетическая компания" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции:
представитель Карунина И.О. по доверенности от 24.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "АТЭК") обратилось в Арбитражного суда Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, СКУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 304-353-17 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы АО "АТЭК" сводятся к тому, что административным органом не доказан факт совершения административного правонарушения обществом, не выяснены все обстоятельства дела, имеющие значение для дела. Общество полагает, что за внутридомовые сети и соответственно качество предоставления коммунального ресурса до помещения отвечает управляющая компания, в управлении которой находится многоквартирный дом.
Также заявитель жалобы ссылается на пункт 1.7 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", согласно которому ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае сведения о собственнике тепловых сетей не устанавливались.
По мнению заявителя жалобы, материалами административного дела достоверно не подтвержден перерыв в теплоснабжении потребителей на срок более 6 часов, также как и недостаточно подтвержден факт отсутствия отопления, срок отсутствия отопления (при отсутствии соответствующих актов) ответы ООО "НЖС", АО "НУК", ФГУП "ГВСУ N 4".
От Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Суд отказал в приобщении отзыва на апелляционную жалобу, поскольку отсутствуют доказательства его направления в адрес общества.
В судебном заседании представитель АО "АТЭК" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, при рассмотрении сведений, размещенных в средствах массовой информации - сети интернет (https://instagram.com/stories/alferov_d_a/2711711022333514770? utm_medium=copy_link) о ремонте тепловой сети 13 микрорайона г. Новороссийска СКУ Ростехнадзора были запрошены сведения в ООО "НЖС", АО "НУК" и ФГУП "ГВСУ N 4".
В ходе рассмотрения предоставленных сведений N 270/75956 от 29.11.2021, N 270/76527 от 30.11.2021 и N 270/76540 от 30.11.2021 установлено, что в связи с производством ремонтных работ на тепловых сетях АО "АТЭК" 13 мкрн. г. Новороссийска было прекращено теплоснабжение потребителей тепловой энергии с 21.11.2021 07:00 по 22.11.2021 01:30.
Согласно пункту 4 - 6 Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 N 1114 (далее - Правила), собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая перерыв в теплоснабжении потребителей на срок более 6 часов, в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации должен передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее - оперативная информация) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора.
В срок, установленный пунктом 6 Правил, оперативная информация от АО "АТЭК" в адрес СКУ Ростехнадзора не поступила. На тепловых сетях 13 мкрн. г. Новороссийска расположенном (ых) по адресу: Краснодарский край, город Новороссийск, 13 мкрн (проходной канал в районе ТК "Западный"), выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 30.11.2021 в 10 час. 00 мин. в области теплоснабжения.
09.12.2021 по факту выявленных нарушений СКУ Ростехнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 304-353-17 по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 45-47).
14.12.2021 СКУ Ростехнадзора в отношении общества принято постановление N 304-353-17, которым АО "АТЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 51-54).
Несогласие с принятым постановлением административного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением соответствующих положений.
Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные в статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Положением подпункта 15.2 пункта 1 статьи 4 Закона N 190-ФЗ установление порядка расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 N 1114 "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений" утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике (далее - Правила).
Согласно пункту 2 названного нормативного акта для целей настоящих Правил под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
В силу пункта 3 Правил федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, расследует причины аварийных ситуаций, которые привели:
а) к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
Согласно пункту 4 Правил расследование причин аварийных ситуаций, не повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, но вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшие к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что при возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан: а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее - оперативная информация) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления.
Судом первой инстанции верно установлено, что обществом было допущены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные 30.11.2021 в 10 час. 00 мин. в области теплоснабжения, а именно:
1. Администрация организации, независимо от форм собственности, эксплуатирующая тепловые энергоустановки, а также оборудование, здания и сооружения, связанные с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии, не осуществляет соблюдение порядка сообщений обо всех технологических нарушениях в работе тепловых энергоустановок, чем нарушено требование пункта 16.2. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 и зарегистрированных Минюстом России от 02.04.2003 N 4358.
2. Система технологического обслуживания и ремонта тепловых сетей 13 мкрн. г. Новороссийска не несет планово-предупредительный характер; объем технического обслуживания и ремонта не определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния, что привело к перебою в теплоснабжении потребителей, аварийной ситуации на тепловых сетях и производству ремонтных работ в отопительный период, чем нарушено требование пунктов 2.7.2., 2.7.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 и зарегистрированных Минюстом России от 02.04.2003 N 4358.
Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09.12.2021 N 304-353-1 (т. 1, л.д. 45-47); сведениями, представленными по запросам административного органа (т. 1, л.д. 55-67); иными доказательствами по делу об административном правонарушении.
Материалами дела доказано наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащими отклонению доводы жалобы, сводящиеся к тому, что общество не является субъектом вменяемого правонарушения.
Договором поставки тепловой энергии N 5 от 01.01.2010, заключенным между ФГУП "УССТ N 4 при Спецстрое России" (поставщик) и ОАО "Краснодартеплоэнерго" (в дальнейшем - ОАО "АТЭК") (покупатель) предусмотрено, что граница ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливается: по зеркалам фланцев, со стороны поставщика, перед секущими задвижками, установленными в районе Западного рынка ул. Анапское шоссе г. Новороссийска (Приложение N 3) (т. 1, л.д. 29-33).
Из акта разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности тепловых сетей 13-го микрорайона г. Новороссийска следует, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей 13-го микрорайона г. Новороссийска устанавливается на поверхности фланцев трубопроводов теплосети со стороны поставщика перед секущими задвижками, расположенными перед Анапским шоссе в районе въезда в ТЦ "Западный" (т. 1, л.д. 34).
Указанный акт, а также последующее составление дополнительного соглашения от 01.08.2021, свидетельствует о том, что тепловые энергоустановки, перебой в которых привел к аварийной ситуации на тепловых сетях и производству ремонтных работ в отопительный период, находятся в зоне ответственности АО "АТЭК".
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление принято в пределах годичного срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что административным органом неверно сделан вывод о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с тем, что постановление о назначении административного наказания от 09.02.2021 N 11-353-17 по статье 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления N 304-353-17 не вступило в законную силу.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, к исполнению публично-правовых обязанностей и к названным требованиям законодательства.
Оспариваемым постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 20 000 руб.
Исходя из размера административного штрафа и отсутствия доказательств наличия обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу невозможно, поскольку минимальный штраф по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 20 000 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно не установил оснований для отмены оспариваемого постановления и освобождения общества от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2022 по делу N А32-109/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-109/2022
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК" "Новороссийские тепловые сети", Новороссийский территориальный отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору