г. Москва |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А40-129413/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2022 по делу N А40-129413/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным, отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо), изложенное в письме от 27.01.2022 N КУВД-001/2022- 1620149/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001079:1176 по адресу: г Москва, ул. Неглинная, д.27, стр. 10 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем снятия с государственного кадастрового учета нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001079:1176 по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д.27, стр. 10.
Решением суда от 06.09.2022 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве было подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001079:1176 по адресу: г Москва, ул. Неглинная, д.27, стр. 10.
Однако, Департаменту было сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета в связи с отсутствием в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих законность сноса объектов недвижимости, а также что согласно сведениям ЕГРН помещение с кадастровым номером 77:01:0001079:1176 по адресу: г Москва, ул. Неглинная, д.27, стр. 10 входит в состав здания с кадастровым номером 77:01:0001079:1009, сведениями о прекращении, существования которого Управление не располагает.
Заявитель не согласился с отказом Росреестра, считает, что отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные факты послужили основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Департамент, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав, такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: - собственника земельного участка, на котором были расположены прекратившие существование здание, сооружение, помещения или машино - места в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, если такие объекты недвижимости не имели собственника; - органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, если такие объекты недвижимости не имели собственника.
В соответствии с п.1 ст.235 ГК РФ гибель имущества, его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости.
Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 1 ст.42 Закона о кадастре прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением подтверждает изготовленный кадастровым инженером акт обследования.
Таким образом, Федеральным законом установлен документ, который предоставляется для снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета и это Акт обследования, изготовленный кадастровым инженером.
Данный Акт предоставлялся для проведения учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Москве.
Согласно статье 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Снятие с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется путем проведения кадастровых работ и подготовки актов обследования кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требованиями N 861).
В соответствии с пунктом 3 Требований, акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы включаются в состав приложения.
В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке является основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 7 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, Акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Требованиями и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского Кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их 5 возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из системного толкования положений действующего законодательства следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства, устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов.
Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
Согласно разъяснениям Центрального аппарата Росреестра (письмо от 22.10.2020 N 14-9377-ГЕ/20) только в случае сноса объекта после 04.08.2018, в состав акта обследования должно включаться уведомление о сносе объекта) за исключением сноса объектов, изъятых для государственных нужд).
В состав акта обследования включена справка о сносе от 14.01.2022 N 2698 350006, представленной ГБУ МосгорБТИ, согласно материалам инвентарного дела объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001079:1176 по адресу: г Москва, ул. Неглинная, д.27, стр. 10 снят с технического учета в связи со сносом, зафиксированным 31.01.2015.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Более того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов осносе в составе акта обследования.
Согласно абз. 2 п. 3 Требований N 861 в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно -регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, Позиция Центрального аппарата Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18.
Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записи об указанном объекте недвижимости способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, что противоречит п. 2 ст.1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Доводы Ответчика о том, что, поскольку, родительский объект - здание с к.н. 77:01:0004010:1016, не прекратил своего существования, то для внесения изменений в сведения ЕГРН об этом объекте, необходимо прикладывать к заявлению технический план, не принимаются судом во внимание, поскольку ни в уведомлении о приостановлении, ни в оспариваемом уведомлении об отказе, ответчик о необходимости составления техплана не указывал.
При этом согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что решение государственного органа нарушает требования Закона N 218-ФЗ и необоснованно препятствует в исполнении возложенных на Департамент функциональных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2022 по делу N А40-129413/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129413/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ