город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2022 г. |
дело N А32-50427/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Нарышкиной Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от истца: представитель Рухленко О.Н. по доверенности от 17.05.2022, директор Данилов А.В., лично,
от ответчика: представитель Баширская О.М. по доверенности от 22.02.2022,
директор Гордиенко Т.А. лично;
от третьего лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства природных ресурсов Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Кооператив Озеро" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-50427/2021 по иску Краснодарская городская общественная организация "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал" (ИНН 2309026431 ОГРН 1022300004022) к ответчику общество с ограниченной ответственностью "Кооператив Озеро";
(ИНН 2309176701 ОГРН 1212300028655) Министерство природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984 ОГРН 1092312004113) при участии третьего лица Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Краснодарская городская общественная организация "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кооператив Озеро", Министерству природных ресурсов Краснодарского края, г. Краснодар о признании недействительным аукциона от 24.06.2021 N 103 и договор водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-50427/2021 признан недействительным состоявшийся 24.06.2021 открытый аукцион N 103 (по извещению N 230421/1041801/01) на право заключения договора водопользования в отношении участка акватории реки Кубань на 234,84 км от устья площадью 0.018945 кв. км в границах муниципального образования Краснодар.
Признать недействительным заключенный по результатам открытого аукциона N 103 от 24.06.2021 между ООО "Кооператив Озеро" и Министерством природных ресурсов Краснодарского края договор водопользования от 12.07.2021 г. N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 в отношении участка акватории реки Кубань на 234,84 км от устья площадью 0.018945 кв. км в границах муниципального образования Краснодар.
Решение суда является основанием для прекращения права водопользования ООО "Кооператив Озеро" на вышеуказанный водный объект по договору водопользования, зарегистрированного Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре 12 июля 2021 года за N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 и основанием для снятия с регистрационного учета, аннулирования государственной регистрации данного договора.
В части требования применения последствий недействительности вышеуказанного аукциона в виде обязания Министерства природных ресурсов Краснодарского края возвратить ООО "Кооператив Озеро" цену предмета аукциона в размере 652 792,06 рублей отказано.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что министерством процедура предоставления в пользование водного объекта, включая подготовку и проведение открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, осуществлена в соответствии с требованиями действующего водного законодательства.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что истец фактически использует акваторию водного объекта только для отстоя маломерных судов, что не является целью внутреннего водного транспорта. Те или иные средства, используемые для достижения цели, сами по себе целью являться не могут. В данном случае сооружения для отстоя маломерных судов не являются целью внутреннего водного транспорта, соответственно и их использование не может осуществляться без заключения договора водопользования.
Общество с ограниченной ответственностью "Кооператив Озеро" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что у министерства отсутствовали основания для предоставления Краснодарской городской общественной организации клуба судоводителей - любителей маломерного флота "Причал" водного объекта в пользование на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
От министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии в заседании путем веб-конференции.
Определением от 15.11.2022 суд отказал министерству природных ресурсов Краснодарского края в удовлетворении ходатайства об участии в веб-конференции.
На основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Нарышкину Н.В.
Рассмотрение жалобы в порядке статьи 18 АПК РФ начато с самого начала.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2021 года в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее министерство) поступило заявление и материалы Поддубного Григория Леонидовича о предоставлении акватории водного объекта (река Кубань в границах муниципального образования город Краснодар Краснодарского края) в пользование в целях ее использования, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (для рекреационных целей без купания), предусматривающее размещение на акватории маломерных плавательных средств, а также иных объектов и сооружений (понтоны, мостки (сходни)). В силу пунктов 14 и 18 Правил заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за представление недостоверных сведений, требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.
В ходе рассмотрения заявления и материалов, представленных Поддубным Г.Л. министерством запрошены в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов сведения из государственного водного реестра в отношении участка реки Кубань, ограниченного координатами, указанными в заявлении Поддубного Г.Л.
Согласно полученной информации действующих зарегистрированных документов по формам 2.5-гвр "Государственная регистрация", 2.6-гвр "Лицензии на водопользование", 2.7-гвр "Договоры пользования водными объектами" в указанных координатах участка акватории реки Кубань в государственном водном реестре не зарегистрировано.
При рассмотрении заявления министерством было установлено, что предоставление акватории водного объекта в пользование в указанных целях осуществляется на основании договора водопользования, право на заключение которого приобретается по результатам аукциона.
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 (далее - Правила N 1), министерством 23 апреля 2021 года принято решение N 103 о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории р. Кубань в границах муниципального образования город Краснодар Краснодарского края для использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Проведение аукциона N 103 назначено на 24 июня 2021 года с 09:50 часов по 12:50 часов по адресу г. Краснодар, ул. Северная, д. 275/1, кабинет N 207. Рассмотрение заявок назначено на 10 июня 2021 года. Начальная цена предмета аукциона N 103 составляет 271 996 (двести семьдесят одна тысяча девятьсот девяносто шесть) рублей 68 копеек. Шаг аукциона N 103 составляет 27 199 (двадцать семь тысяч сто девяносто девять) рублей 67 копеек.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1 датой начала подачи заявок является дата размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.
23 апреля 2021 года в силу требований пункта 8 Правил N 2 извещение о проведении открытого аукциона N 103 по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Извещение) и документация об аукционе N 103 (далее - Документация) размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 103, оформленных протоколом от 10 июня 2021 г. N 103-1, комиссией по проведению аукциона принято решение о допуске к участию в аукционе N 103 и признании участниками аукциона N 103 Поддубного Григория Леонидовича, ООО "Регата", ООО "Аква-Марин", ООО "Кооператив Озеро".
По итогам проведения открытого аукциона N 103 от 24 июня 2021 года в соответствии с пунктом 46 Правил N 1 ООО "Кооператив Озеро" признано победителем аукциона по причине предложения наиболее высокой цены предмета аукциона и которое составило 652 792 (шестьсот пятьдесят две тысячи семьсот девяносто два) рубля 06 копеек.
В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230, ООО "Кооператив Озеро" представило в министерство подписанный обществом договор водопользования, а также документ, подтверждающий оплату предмета аукциона, вследствие чего между министерством и обществом заключен договор водопользования, после чего договор водопользования был направлен на государственную регистрацию в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и зарегистрирован в государственном водном реестре 12 июля 2021 года за N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00.
Не согласившись с состоявшимся 24.06.2021 открытым аукционом N 103 (по извещению N 230421/1041801/01) и заключенным по его результатам между ООО "Кооператив Озеро" и Министерством природных ресурсов Краснодарского края договором водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 в отношении участка акватории реки Кубань на 234,84 км от устья площадью 0.018945 кв. км в границах муниципального образования Краснодар истец вынужден был обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края для защиты своих прав и интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Положениями части 1 статьи 16 Водного кодекса установлено, что договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 Водного кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса.
Исходя из представленных документов "Пояснительная записка к материалам в графической форме", а также "Сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию" следовало, что участок акватории водного объекта планируется использовать для удовлетворения потребностей Клуба "Причал" в плавании маломерных судов, принадлежащих членам клуба на праве собственности, а также возможности реализации целей и задач клуба, в том числе по содействию в пропаганде водно-моторных видов спорта, как эффективного средства оздоровления, воспитания, преодоления наркомании, алкоголизма и курения среди молодежи, детей и подростков, привлечение в клуб новых членов, привлечению членов клуба для участия в мероприятиях по спасению людей на водоемах, проведению в соответствии с уставом лекций, выставок, культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий.
В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 50 Водного кодекса использование акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Также, согласно пункту 30 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физкультурно-спортивной организацией является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
В Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности Клуба "Причал" на дату подачи заявления является деятельность прочих общественных организаций.
В ходе рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов министерством в соответствии с требованиями пункта 7 (1) Правил информации запрошены сведения о наличии лицензии у организации на осуществление образовательной деятельности. Согласно письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (исх. от 17.11.2020 N 470113-25745/20) информация о наличии лицензии в сводном реестре лицензий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки отсутствует.
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) реки находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Статьей 26 Водного кодекса органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" на министерство возложены функции по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края.
Таким образом, министерство является уполномоченным органом по установлению местоположения береговых линий (границ водных объектов), а также по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края (за исключением морей или их отдельных частей - проливов, заливов, бухт, лиманов и других, а также Краснодарского водохранилища, водохранилищ и каналов, входящих в состав мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности).
Приказом министерства от 01.12.2016 N 1899 "Об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кубань на участке от Краснодарского водохранилища до станицы Елизаветинской муниципального образования город Краснодар" (в редакции приказа от 04.06.2018 N 859) установлены границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и, соответственно, местоположение береговой линии (граница водного объекта) реки Кубань, в том числе в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:18.
Сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе реки Кубань внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровыми номерами 23:43-6.370 и 23:43-6.292 соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.
Границы участка акватории р. Кубань, определенные географическими координатами, указанными в извещении о проведении открытого аукциона N 103 и документации об аукционе N 103, частично прилегают к береговой линии водного объекта, тем самым описывая ее положение в месте предполагаемого водопользования. При этом границы части водного объекта описаны географическими координатами, которые в свою очередь являются координатами угловых точек части водного объекта.
В соответствии с требованиями документации об аукционе осматривает водный объект должен быть осмотрен, что не было сделано, поэтому замечаний и предложений по предмету аукциона, в том числе о наличии на участке акватории р. Кубань каких-либо объектов водопользования, не указанных в документации, в министерстве не было.
Принятие министерством решения о возможности предоставления водного объекта в пользование в целях использования его акватории осуществляется в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - Правила) и от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона", а также Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.10.2020 N 1025.
В 1975 году решением Совета депутатов и исполнительного комитета г. Краснодара N 167/3 от 28.03.1975 клубу "Причал" был предоставлен земельный участок с водной акваторией для организации стоянки катеров, лодок площадью 3 га и строительства подсобных помещений в старом русле р. Кубань площадью 1 га. Границы отведенных 3 га залива и 1 га земли отражены в плане. Клубу предписано своими силами и средствами благоустроить отводимую территорию: спланировать, озеленить, подвести инженерные сети, замостить и заасфальтировать подходы, подъезды и территорию, установить ограду, с 1975 г. члены клуба "Причал" пользовались затоном в акватории р. Кубань для реализации своих прав и законных интересов, своими силами и средствами произвели благоустройство, берегоукрепление, дноуглубление отведенной территории и содержании ее надлежащем порядке, способствовали уборке территории, акватории от мусора, безопасному судовождению по реке Кубань в г. Краснодаре, хранению, эксплуатации своих лодок и т.д., ремонту сооружений плавсредств, мостиков, причалов, понтонов и т.д.
С 1975 года КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал" (далее также Клуб "Причал", Клуб) на основании распорядительных актов органов местной власти Краснодара использует в качестве базы (стоянки) маломерных судов затон в акватории р. Кубань (старое русло) в границах муниципального образования Краснодар площадью 0,018945 кв. км а также прилегающий к акватории земельный участок площадью 2.63 га с к/н 23:43:308022:18 (далее - участок КН:18).
В акватории расположены сооружения базы плавсредств истца - мостики (сходни; предназначены для швартовки маломерных судов) и понтоны (причалы; предназначены для безопасной высадки и посадки пассажиров).
Решением исполнительного комитета краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 25.10.1985 N 459/9 Клубу на праве бессрочного пользования к существующей территории дополнительно прирезан участок площадью 1 га для организации благоустройства и обеспечения пожарного проезда.
Общим собранием Клуба принято постановление от 01.07.1993 о преобразовании в КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал".
Постановлением главы администрации г. Краснодара от 21.01.1994 N 58 Клубу "Причал" с учетом решений исполнительного комитета от 28.03.1975 N 167/3 и от 25.10.1985 N 459/9 на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен фактически используемый земельный участок площадью 2,63 га, о чем выдан государственный акт КК-2 N 4010011337.
На основании постановления главы администрации г. Краснодара от 14.04.2010 N 2144 земельный участок площадью КН:18 с разрешенным использованием "для эксплуатации подсобных помещений и хранения маломерного флота" по договору купли-продажи от 20.09.2010 N 728 в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования и реализации исключительных прав собственников зданий и сооружений на приватизацию этого участка поступил в долевую собственность Клуба "Причал" и его членов - собственников зданий на указанном участке. Поэтому земельный участок КН:18 с разрешенным использованием "для эксплуатации подсобных помещений и хранения маломерного флота" с 2010 г. находится в долевой собственности Клуба и ее членов.
Созданная Клубом база для стоянки маломерных судов представляет собой береговую территорию (участок КН:18) с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, с мостиками, бонами и понтонами для стоянки маломерных судов, в границах которой базируются маломерные суда членов клуба. Территория земельного участка КН:18 ограждена и охраняется.
Спорный участок акватории взаимосвязан с мостиками, понтонами и бонами истца, и образует с ними водохозяйственную систему - базу маломерных судов.
Соблюдение нормативных требований при использовании Клубом "Причал" базы плавсредств регулярно контролируется краснодарским отделением Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС РФ по Краснодарскому краю, о чем свидетельствуют акты о техническом освидетельствовании базы (сооружения) для стоянки маломерных судов от 20.05.2007, от 24.08.2007 г. от 20.05.2008, от 08.05.2009, от 14.01.2011, от 17.05.2012, от 13.10.2016, удостоверяющие соответствие базы предъявляемым требованиям.
Использование истцом спорной акватории для судоходства (плавания маломерных судов) осуществлялось без оформления договора водопользования в соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса РФ (в настоящее время такое право предусмотрено частью 4 статьи 11 названного кодекса). Правомерность такого использования подтверждена в письме Кубанского бассейного водного управления от 05.12.2014.
09 ноября 2020 года Клуб "Причал" подавало в министерство заявление о предоставлении водного объекта (река Кубань в границах муниципального образования город Краснодар Краснодарского края) площадью 0,018945 кв. км в пользование без проведения аукциона. Представленное заявителем заявление было составлено в соответствии с формой заявления о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 N 102, при этом указанная форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителем в министерство в случае предоставления водного объекта в пользование на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Обращаясь с заявлением Клуб, руководствовался необходимостью удовлетворения потребности его членов в плавании на собственных маломерных судах, а также реализацией уставных целей и задач по популяризации водно-моторных видов спорта, проведению спортивных мероприятий, что нашло отражение в пояснительной записке к материалам в графической форме.
По результатам рассмотрения заявления министерство в силу требований подпункта "а" пункта 24 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 отказало заявителю в предоставлении водного объекта в пользование. В письме от 28.12.2020 Министерство отказало истцу в заключении договора водопользования без проведения аукциона, указав, что по сведениям ЕГРЮЛ основным видом деятельности истца является "деятельность прочих общественных организаций", а не "деятельность в области физической культуры и спорта".
В конце августа 2021 года Клуб получил от Кооператива претензию, в которой последнее потребовал освободить спорную акваторию от размещенных на ней понтонов, маломерных судов и плавсредств, ссылаясь на договор водопользования от 12.07.2021.
В связи с получением указанной претензии Клубу стало известно о том, что по результатам состоявшегося 24.06.2021 аукциона Кооператив и Министерство заключили договор водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 в отношении участка акватории реки Кубань на 234.84 км от устья площадью 0,018945 кв. км в границах муниципального образования Краснодар, цель водопользования: использование акватории водных объектов (п. 2 договора), виды водопользования: совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (п. 3 договора), водопользователю предписано вести использование акватории водного объекта, предусматривающее размещение на акватории маломерных плавательных средств, а также иных объектов и сооружений (понтоны, мостки (сходни) (п. 8.2 договора).
Суд считает, что имеются основания для признания аукциона и заключенного по итогам их проведения договора водопользования недействительными по следующим основаниям.
По результатам открытого аукциона N 103, состоявшегося 24.06.2021, Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) по договору водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 передало используемую Клубом "Причал" акваторию площадью 0.018945 кв. км в пользу ООО "Кооператив Озеро" (далее также Кооператив "Озеро", Кооператив).
Согласно ст. 47 Водного кодекса Российской Федерации использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей РФ осуществляется без представления водных объектов в пользование. Таким образом, использование членами клуба "Причал" акватории, прилегающей к земельному участку клуба "Причал" согласно ст. 47 Водного кодекса РФ возможно без заключения договора о водопользовании и соответственно без всяких торгов и аукционов.
Судом установлено, что на многочисленные обращения клуба "Причал" в Кубанское бассейновое водное управление и Министерство природных ресурсов Краснодарского края о необходимости заключения договора водопользования для использования водной глади для целей плавания, стоянки катеров и лодок членов клуба "Причал" были получены ответы об отсутствии необходимости в заключении данного договора. При этом, Кубанское бассейновое водное управление указывает, что если водный объект используется для плавания маломерных судов, то согласно ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Также Министерство природных ресурсов Краснодарского края в своем отзыве на иск по данному делу указывает, что заключение договора водопользования возможно без проведения аукциона на основании ст. 47 ВК РФ, однако отказывает клубу "Причал", владеющим и пользующимся данным спорным участком водной глади на протяжении более чем 45 лет.
Использование клубом "Причал" спорной акватории и своего имущества в рамках установленных требований закона подтверждается многочисленными проверками органов государственной власти, что еще раз подтверждает, что в спорной акватории имеется имущество клуба "Причал" и его членов.
В нарушение действующего законодательства Российской Федерации Министерством природных ресурсов рассмотрено заявление о предоставлении акватории спорного объекта и незаконно и необоснованно принято решение N 103 от 23.04.2021 г. о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком спорной акватории р. Кубань, несмотря на требования ч. 3 ст. 11 ВК РФ, в соответствии с которой не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование если водный объект используется для плавания маломерных судов. Данный факт подтверждается министерством.
Судом установлено, что аукцион N 103, состоявшегося 24.06.2021, проведен с многочисленными нарушениями:
Так при проведении аукциона не учтен факт того, что спорная акватория занята имуществом клуба "Причал":
- понтоны, указанные в аукционной документации и спорном договоре водопользования в качестве планируемых к размещению в акватории, в действительности представляют собой существующие понтоны Клуба, таким образом Кооператив "Озеро" искажает фактические данные водного объекта;
- при проведении аукциона Министерство в нарушение требований законодательства не указало в документации об аукционе (в графических материалах и пояснительной записке), что в акватории находятся мостики и понтоны (причалы) Клуба, что может создавать правовую неопределенность в месте размещения планируемых мостиков и понтонов (поверх (вместо) существующих) и не позволяет проводить аукцион и размещать планируемые кооперативом "Озеро" мостики и понтоны (поверх (вместо) существующих);
- необходимость указания на принадлежность существующих мостиков и понтонов Клубу обусловлена требованиями безопасного водопользования и для исключения нарушения прав Клуба "Причал";
- Аукцион не мог быть проведен и акватория не могла быть передана Кооперативу "Озеро" в пользование несвободной от имущества истца. Нахождение данного имущества истца и его членов в акватории подтверждается представленным в суд по данному делу заключением специалиста-кадастрового инженера от 11.08.2022 г., согласно которому Исходя из представленных для исследования документов и материалов, а также по результатам обследования земельного участка с КН 23:43:0308022:18 и акватории установлено следующее, согласно отчету о выполнении геодезических работ по определению планового положения 23 точек объекта "Участок акватории реки Кубань на 234,84 км от устья площадью 0,018945 квадратных километра в границах муниципального образования Краснодар" от 2021 года, подготовленный АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" имеется пересечение границ акватории, которая описана в договоре водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 и координат земельного участка с КН 23:43:0308022:18. Площадь пересечения составляет: Участок 1 - 130,15 кв. м, Участок 2 - 21,72 кв. м, Участок 3 - 1,8 кв. м. При этом, согласно действующему законодательству, не допускается пересечение земельных участков и наложение одних участков на другие. Кроме того, согласно Акту установления размеров и точных границ землепользования от 18.01.1993 г. часть акватории, описанной в договоре водопользования от 12.07.2021 N 23-06.02.00.014-Р-ДРБВ-С-2021-09014/00 входила в состав землепользования, из которого был образован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с КН 23:43:0308022:18. При проведении обследования акватории было установлено, что в границах акватории расположены сооружения базы плавсредств - мостики (сходни; предназначены для швартовки маломерных судов) и понтоны (причалы; предназначены для безопасной высадки и посадки пассажиров). База для стоянки маломерных судов представляет собой береговую территорию (участок КН:18) с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, с мостиками, бонами и понтонами для стоянки маломерных судов, в границах которой базируются маломерные суда членов клуба. Территория земельного участка КН 23:43:0308022:18 ограждена и охраняется. Участок акватории взаимосвязан с мостиками, понтонами и бонами истца, и образует с ними водохозяйственную систему - базу маломерных судов. Нахождение данных объектов подтверждается фототаблицей и Схемой расположения мостиков и понтонов. Соблюдение нормативных требований при использовании КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал" базы плавсредств регулярно контролируется краснодарским отделением Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС РФ по Краснодарскому краю, о чем свидетельствуют акты о техническом освидетельствовании базы (сооружения) для стоянки маломерных судов от 20.05.2007, от 19.05.2008, от 08.05.2009, от 14.01.2011, от 17.05.2012, удостоверяющие соответствие базы предъявляемым требованиям. Кроме того, согласно топосъемкам от 24.03.1993 и от 26.02.2004 можно установить, что сооружения - мостики и понтоны существует с 1986 года (возможно и ранее, с учетом решения ГИК от 25.10.1985 N 459/9), используются КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал", проходят регулярное освидетельствование. На момент проведения обследования в акватории асположены: мостики (сходни; предназначены для швартовки маломерных судов); понтоны (причалы; предназначены для безопасной высадки и посадки пассажиров). Мостки, металлические в количестве 7 шт. (2 м х 5 м), состояние удовлетворительное, используются для швартовки маломерных судов. Понтоны, плавучие, в количестве 60 шт. (2 м х 5 м) и 10 шт. (2 м х 7 м), состояние удовлетворение, используются для безопасной высадки и посадки пассажиров. На понтонах имеется деревянных настил е перилами. Кроме того, в границах акватории располагается часть земельного участка с КН 23:43:0308022:18, занятая объектами КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал". По результатам изучения актов о техническом освидетельствовании базы (сооружения) для стоянки маломерных судов от 20.05.2007, от 19.05.2008, от 08.05.2009, от 14.01.2011, от 17.05.2012 установлено, что сооружения КГОО "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал" регулярно проходят соответствующие освидетельствование на предмет соответствия требованиям действующего законодательства с учетом расположения их в акватории.
- На протяжении более чем 45 лет и по настоящее время Клуб является законным пользователем спорной акватории и одновременно земельного участка, которые переданы ему компетентным органом власти для организации стоянки (базы) плавсредств, закрепив одновременное (совместное) целевое использование акватории и земельного участка за одним лицом в качестве базы маломерных судов. По настоящее время спорная акватория занята имуществом Клуба и его членов, что подтверждается заключением специалиста - кадастрового инженера от 11.08.2022 г., ситуационным планом Архитектурно-планировочного Управления Администрации г. Краснодар от 09.01.1986 г., актами установления размеров и точных границ землепользования от 18.01.1993 г. с чертежом установленной границы с нанесением геоданных, контуров ситуации и местных предметов, топографической съемкой Архитектурно-планировочного Управления Администрации г. Краснодар от 24.03.1993, планом усадебного участка с акваторией от 26.11.2004, сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар об участке N 519 от 07.07.2010 с графическим планом, фототаблицей, представленными в материалы дела;
- Министерство знало о нахождении имущества истца в акватории, поскольку обозначило в графических материалах к договору водопользования планируемые к размещению сооружения Кооператива поверх фактически размещенных в акватории мостиков и понтонов Клуба;
- границы акватории, переданной Кооперативу по договору водопользования, накладываются на принадлежащий Клубу на праве собственности земельный участок КН:18, При этом, суд критически относится к утверждению министерства о том, что наложение на акваторию реки Кубань земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308022:18 в законодательных нормах не содержат положений о необходимости непосредственного соотнесения охранных зон водных объектов с кадастровым делением земной поверхности.
Судом установлено, что понтоны, указанные в спорном договоре водопользования в качестве планируемых к размещению, в действительности представляют собой существующие понтоны истца, которые в силу закона должны были быть указаны в документации об аукционе в качестве существующих объектов Клуба "Причал".
Акватория, предоставленная Кооперативу "Озеро" в пользование по спорному договору, а также размещение средств и объектов водопользования, гидротехнических и иных сооружений на водном объекте отображены в материалах аукционной документации в графической форме с пояснительной запиской, являющихся частью договора водопользования (п. 4 договора; приложение N 4).
В пояснительной записке указано, что "использование участка акватории р. Кубань планируется осуществлять в рекреационных целях без купания с размещением на акватории маломерных плавательных средств, а также иных объектов и сооружений (понтонов в количестве 40 шт., параметрами 2,5 м х 6 м, которые устанавливаются и убираются при необходимости, мостиков (сходней) в количестве 10 шт., параметрами 2 м х 5 м (устанавливаются по мере необходимости) границы акватории будут обозначены разметкой в виде буйкового ограждения".
Между тем, схема размещения участка акватории и размещаемых на ней объектов (приложение "Материалы в графической форме" N 4 к договору водопользования) свидетельствует о том, что планируемые Кооперативом к размещению в акватории понтоны имеют такую же конфигурацию и размеры, как уже находящиеся в этой акватории понтоны Клуба, т.е. проектируемые объекты Кооператива наложены (поверх) на существующие объекты истца.
Изложенное подтверждается графическими материалами, подготовленными Клубом при обращении в Министерство в ноябре 2020 г., и документацией о спорном аукционе, а также договором водопользования.
Фактическое существование понтонов Клуба в период с 2002 г. по 2020 г. подтверждается спутниковыми снимками из программного комплекса Google Earth (см. приложение N 14).
Статья 13 Водного кодекса РФ регулирует содержание договора водопользования. В силу пункта 1 части 1 статьи 13 названного кодекса в договоре водопользования должны быть указаны сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Согласно части 3 этой же статьи к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка.
Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, определен в Правилах проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Правила N 230).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 230 подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима.
В силу пункта 7 Правил N 230 подготовленный договор водопользования включается в документацию об аукционе.
В пункте 18 Правил N 230 указано, что к документации об аукционе должен быть приложен договор водопользования, что означает, что договор прилагается вместе со всеми обязательными приложениями, а именно: материалами в графической форме (в том числе схемами размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительной запиской к ним.
Согласно пункту 8 Правил N 230 договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования". Содержание договора водопользования должно соответствовать требованиям Водного кодекса Российской Федерации.
Форма примерного договора водопользования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, предусматривает отображение гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору (пункт 4).
В соответствии с пунктом 4 раздела I "Предмет договора" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165) проектов договоров водопользования, включенных в состав аукционной документации, "водный объект, представляемый в пользование, зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображается в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью".
Таким образом, материалы в графической форме вместе с пояснительной запиской к ним, являются неотъемлемой частью договора водопользования, и должны быть представлены в составе документации об аукционе.
Аналогичный правовой вывод отражен в судебной практике (см. например, постановление АС СКО от 13.01.2017 N А32-23661/2015, постановление АС СКО от 21.10.2016 по делу N А32-37378/2015, постановление АС СКО от 22.12.2015 по делу N А32-10076/2015, постановление АС У О от 27.08.2018 по делу N А50-25314/2017, постановление 15ААС от 20.03.2017 по делу N А32-28242/2015).
Требование закона об обязательном указании в документации об аукционе уже имеющихся на водном объекте ("расположенных") гидротехнических сооружений (в т.ч. понтонов) продиктовано необходимостью обеспечить безопасность судоходства и исключить ограничение прав пользователей таких сооружений.
Следовательно, отображение существующих сооружений в графических материалах по смыслу закона необходимо в том числе для исключения ситуации, при которой проектируемые объекты размещаются поверх существующих.
В условиях нахождения в спорной акватории понтонов истца Кооператив, действуя разумно и добросовестно, мог претендовать на размещение своих объектов только в частях акватории, свободных от объектов истца. Для этого в графических материалах и пояснительной записке должно было быть отражено, что проектируемые объекты будут размещены с учетом существующих объектов Клуба с указанием мест размещения планируемых сооружений, что не предполагает размещение одних сооружений поверх других.
Однако документация об аукционе и оспариваемый договор не содержат сведений о наличии на акватории понтонов, их принадлежности Клубу.
Даже в условиях режима совместного (не обособленного) водопользования акваторией по оспариваемому договору необходимость обеспечения безопасного судоходства (которое не требует оформления специального договора) требовала от Министерства четкого отражения существующих объектов истца на акватории в документации об аукционе.
Министерство, организовывая спорный аукцион и определяя условия договора водопользования, не могло не знать о наличии в пределах выставленной на аукцион акватории гидротехнических сооружений (понтонов) Клуба, поскольку их наличие прямо следовало из графических материалов к спорным аукциону и договору, обращения истца в ноябре 2020 г. (графические материалы к заявлению истца от 09.11.2020), а также из общедоступных спутниковых снимков.
Изложенное не может быть признано соблюдением требований законодательства об обеспечении безопасности судоходства и исключении ограничений прав пользователей таких сооружений.
Напротив, указание якобы планируемых сооружений водопользователя поверх существующих сооружений третьих лиц априори создает конфликтную ситуацию между водопользователем и собственником сооружений, что и имеет место в рассматриваемом ситуации.
Пунктом 51 Правил N 230 установлено, что нарушение процедуры организации и проведения аукциона, предусмотренной данными Правилами, является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что акватория не могла быть передана Кооперативу в пользование несвободной от имущества (сооружений) истца.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Водным кодексом РФ и не противоречит существу договора водопользования (часть 2 статьи 12 Водного кодекса РФ).
Передача лицу права пользования имуществом, уже находящимся в пользовании другого лица, чье пользование не прекращено в установленном законом порядке, противоречит требованиям ст. ст. 606, 607 Гражданского кодекса РФ.
Судом установлено, что границы акватории, переданной Кооперативу по договору водопользования, накладываются на принадлежащий Клубу земельный участок КН:18.
Согласно статье 12 Водного кодекса по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 названного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования (часть 2 статьи 12 Водного кодекса).
В силу норм Водного кодекса РФ (часть 2 статьи 2. часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ). При этом в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Факт наложения границ акватории по договору водопользования на земельный участок КН:18 подтверждается отчетом АО "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" N 21.К0001/249 о выполнении геодезических работ по определению положения координат акватории.
Согласно названному отчету наложение акватории на принадлежащий Клубу земельный участок КН: 18 допущено на 3-х участках акватории общей площадью 53,68 кв. м (30,15 кв. м + 21,72 кв. м + 1,81 кв. м).
В составе отчета представлена схема, наглядно иллюстрирующая возникшее наложение.
Включение в границы акватории части земельного участка КН: 18 противоречит существу законодательного регулирования правоотношений по поводу водопользования.
Предоставление земельных участков в пользование регулируется земельным законодательством.
В силу абзаца 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В соответствии с положениями статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Договор водопользования заключен Министерством в том числе в отношении земельного участка КН:18, принадлежащего истцу на праве собственности, и в силу статьи 168 ГК является недействительным (ничтожным), как не соответствующий нормам пункта 2 статьи 125, статьи 209, пункта 2 статьи 215 и статьи 608 ГК РФ.
Министерство не вправе распоряжаться земельным участком, принадлежащим на праве долевой собственности Клубу и ее членам.
Судом установлено, что ранее возникшее право пользования спорной акваторией не могло произвольно прекратиться, а значит спорная акватория не была свободна (была занята) как юридически, так и фактически. Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) сочло возможным проигнорировать пользование и занятие спорной акватории, что привело к нарушению прав и интересов истца и возникновению спорной ситуации.
Судом установлено, что разрыв в единой (общей) юридической судьбе акватории и земельного участка делает невозможным их совместное использование в качестве базы плавсредств, что напрямую нарушает права и интересы истца. Для функционирования Клуба судоводителей маломерного фонда необходимы и земельный участок, и акватория. В период навигации акватория используется для стоянки плавсредств членов Клуба. Прилегающий к акватории земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности Клубу и его членам, что подтверждается представленной в дело выпиской ЕГРН. Участок огорожен, охраняется, что подтверждено документально.
Подпункт 3 пункта 39 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (утв. приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225), предусматривает, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении государственной услуги в случае, если право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу.
При таких обстоятельствах отказ в защите прав и законных интересов Клуба со ссылкой на формальное соблюдение ответчиками требований, регламентирующих порядок организации аукциона по предоставлению права водопользования, без оценки сопутствующих аукциону обстоятельств, не соответствует задачам судопроизводства по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников гражданского оборота.
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Следовательно, несоответствие сделки требованиям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации означает, что такая сделка, как не соответствующая требованиям закона, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожна. А ничтожная сделка согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации является таковой независимо от признания ее судом, она изначально с момента ее совершения не соответствовала требованиям закона.
Судом установлено, что утверждая аукционную документацию, Министерство нарушило требования законодательства.
Согласно пункту 18 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230), к документации об аукционе должен быть приложен договор водопользования с материалами в графической форме, включая схему размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте.
Отражение в графических материалах существующих причалов как проектируемых свидетельствует о стремлении Министерства формально соблюсти требования закона: существующие объекты показаны (требование формально соблюдено), но при этом они изображены как планируемые.
Между тем требование закона об обязательном указании в документации об аукционе уже имеющихся на водном объекте ("расположенных") гидротехнических сооружений (в т.ч. понтонов) продиктовано необходимостью обеспечить безопасность судоходства и исключить ограничение прав пользователей таких сооружений.
Следовательно, отображение существующих сооружений в графических материалах по смыслу закона необходимо в том числе для исключения ситуации, при которой проектируемые объекты размещаются поверх существующих.
Однако документация об аукционе и оспариваемый договор не содержат сведений о наличии на акватории причалов и их принадлежности Клубу.
Указание в графических материалах планируемых сооружений поверх уже существующих наглядно демонстрирует стремление ответчика формально соблюсти требования закона: существующие объекты показаны (требование формально соблюдено), но в качестве планируемых.
Кроме того, возражая на довод о наложении границ спорной акватории на принадлежащий истцу земельный участок, Министерство и Кооператив не опровергли указанный довод.
Согласно ст. 449 ГК РФ признание торгов (аукциона) недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий его недействительности.
Признание аукциона и договора недействительными является необходимым и достаточным способом защиты прав и интересов истца и устранения нарушений требований законодательства.
С учетом особенности предмета договора (водный объект общего пользования) Кооператив при признании аукциона и договора водопользования недействительными имеет право обратиться в Министерство за возвратом цены предмета аукциона в размере 652 792.06 рублей для приведения сторон в первоначальное положение, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Клуба "Причал" в части обязания Министерства природных ресурсов Краснодарского края возвратить ООО "Кооператив Озеро" цену предмета аукциона в размере 652 792,06 рублей следует отказать.
На основании вышеизложенного, исковые требования Клуба "Причал" по настоящему делу являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению, так как проведенный аукцион и договор водопользования от 12.07.2021 г., заключенный между ООО "Кооператив "Озеро" и Министерством природных ресурсов Краснодарского края нарушают законные права и интересы клуба "Причал".
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-50427/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50427/2021
Истец: КГОО "Клуб судоводителей- любителей маломерного флота "Причал", Краснодарская городская "Клуб судоводителей любителей маломерного флота "Причал"
Ответчик: МИнистерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "Кооператив Озеро"
Третье лицо: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов