город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2022 г. |
дело N А32-14990/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца (путем использования системы веб-конференции): представитель Сохачева М.С. по доверенности от 01.03.2022;
от ответчика (путем использования системы веб-конференции): представитель Кириллов В.А. по доверенности от 28.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 по делу N А32-14990/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Фиброус" (ИНН 2304032223, ОГРН 1022300774154)
к ответчику Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Фиброус" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ответчик; департамент) об обязании в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда по настоящему спору в законную силу произвести перерасчет арендной платы с 12.08.2017 г. за земельный участок, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:40:0410050:69, площадью 3 884 кв.м. из земель населенных пунктов, для размещения многофункциональных объектов капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6, по договору аренды от 10.03.2015 N 0000003800, установив ее в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельный участок, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:40:0410050:69, площадью 3 884 кв.м. из земель населенных пунктов, для размещения многофункциональных объектов капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6, по договору аренды от 10.03.2015 N 0000003800, установив ее с 12.08.2017 по 31.12.2017 (включительно) в размере 1,48 % от кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2018 в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В апелляционной жалобе департамент приводит доводы о том, что основания для перерасчета арендной платы отсутствуют. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов, утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 года N 121, которое вступило в силу с 01.04.2016. Так пп. 3.6.3 п. 3.6 Порядка установлено, что в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пп. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5.2, 3.5.3, 3.7 п. 3, пп. 4.2 п. 4, п. 6 и 7, арендная плата рассчитывается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка с применением ежегодного коэффициента инфляции.
Возражая относительно выводов суда первой инстанции об отказе в применении срока исковой давности, департамент указал, что стороны не отступали от условий заключенного ими договора аренды в части порядка внесения арендной платы, судом первой инстанции не оспорены существенные условия договора, определяющие порядок расчета арендной платы. Исковое заявление в суд подано в суд 01.04.2022, следовательно, суд должен отказать в удовлетворении исковых требованиях за период с 12.08.2017 по 01.04.2019.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Фиброус" на основании договора аренды N 0000003800 от 10.03.2015, принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 23:40:0410050:69, площадью 3 884 кв.м. из земель населенных пунктов, для размещения многофункциональных объектов капитального строительства (в составе объектов розничной и оптовой торговли, баз и складов, объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, 6.
Право собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером 23:040:0410050:69 зарегистрировано за субъектом РФ - Краснодарский край (рег.N 23-23-12/040/2012-375, дата регистрации 28.04.2012).
На земельном участке расположено нежилое строение - многофункциональный центр, с кадастровым номером: 23:40:0410050:930, общей площадью 3008,5 кв.м. Право собственности на данный объект зарегистрировано за ООО "Фиброус", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.01.2022 (рег. N 23:40:0410050:390-23/231/2022 - от 24.01.2022).
Согласно выписке N 986 от 08.10.2021 из правил землепользования и застройки территории МО г. Геленджик, земельный участок с кадастровым номером: 23:40:0410050:69 расположен в границах второй зоны санитарной охраны Геленджикской группы курортов.
Арендатор обратился в департамент с заявлением о перерасчете арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды N 0000003800 от 10.03.2015 в размере земельного налога - ставка 1,5% от кадастровой стоимости, начиная с 12.07.2017.
В ответ на заявление арендатора департаментом направлено письмо N 52-38-05-6584/22 от 22.02.2022 об отказе в перерасчете арендной платы.
Отказ мотивирован тем, что из состава земель особо охраняемых природных территорий исключены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, согласно N 406-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2013.
ООО "Фиброус" полагая уклонение департамента имущественных отношений Краснодарского края от перерасчета арендной платы незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Как верно указал суд первой инстанции, Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 установлены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов города Анапы, города Геленджика и города Сочи признавались особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Статьей 1 Закона N 26-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ, курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона, района (статья 1 Закона N 26-ФЗ).
Департамент, ссылаясь на положения Закона N 406-ФЗ об исключении курортов из состава особо охраняемых природных территорий, не учитывает, что согласно части 3 статьи 10 названного Закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу этого Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Закона.
До вступления в силу Закона N 406-ФЗ статьей 95 ЗК РФ и статьей 2 Закона N 33-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категории особо охраняемых природных территорий.
В то же время, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Закона, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу названного Закона (пункт 3 статьи 10).
Признание распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 685-р утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р не повлекло прекращение статуса соответствующей особо охраняемой природной территории (природного объекта).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края, а также земельных участков на территории Краснодарского края, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов".
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" дополнено пунктом 6.3 (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.03.2018 N 118 (вступило в силу с 31.03.2018).
В соответствии с пунктом 6.3 указанного постановления, арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере, равном земельному налогу, установленному в отношении предназначенного для использования в сходных целях и занимаемого зданиями, сооружениями земельного участка, для которого указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3.1, 3.3.2, 3.3.4, 4.2, 7.2 Порядка, а также за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства.
Исходя из пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, закрепленные в постановлении N 582 Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 указано, что поскольку Основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов.
Постановлением Правительства РФ N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582", вступившим в законную силу с 12.08.2017, основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом N 7.
Данный принцип предусматривает, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями.
Данная правовая позиция сформулирована в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку договор аренды в отношении земельного участка, право на который принадлежит субъекту Российской Федерации, заключен между истцом и ответчиком без проведения торгов, то арендная плата по данному договору является регулируемой и подлежит определению согласно принципу N 7 с учетом того, что земельный участок ограничен в обороте.
С 12.08.2017 истец имеет право уплачивать арендную плату в размере, равном земельному налогу.
Также суд первой инстанции правомерно указал, что при перерасчете арендной платы подлежит применению ставка земельного налога, действующая по состоянию на 12.08.2017 с учетом последующего ее изменения.
Так, за период с 12.08.2017 по настоящее время решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" от 22.04.2008 г. N 68 действовало в следующих редакциях: от 25.11.2016 N 510, от 29.09.2017 N 654, от 22.12.2017 N 702, от 30.11.2018 N 23, от 30.08.2019 г. N 151, от 24.10.2019 N 177, от 25.09.2020 г. N 289, от 28.05.2021 N 387, от 26.11.2021 N 436.
Согласно редакции от 25.11.2016 N 510 ставка земельного налога в отношении земель предназначенных для торговли с категорией земель "для населенных пунктов" составляла 1,48%. Начиная с редакции от 29.09.2017 N 654 по настоящее время ставка земельного налога в отношении участков со схожим видом использования составляет 1,5%.
В соответствии с п. 3 решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 29.09.2017 N 654 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" от 22.04.2008 N 68 (в редакции от 25.11.2016 N 510)" решение вступило в силу с 1 января 2018 года.
Таким образом, редакция от 29.09.2017 N 654 подлежит применению с 01.01.2018.
Годовой размер арендной платы по договору аренды от 10.03.2015 N 0000003800 право мерно рассчитан в следующем порядке: с 12.08.2017 по 31.12.2017 (включительно) исходя из ставки земельного налога 1,48% от кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2018 исходя из ставки земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
С учетом изложенного, начиная с 12.08.2017 общеобязательным является принцип определения арендной платы за участки, ограниченные в обороте, которая не должна превышать земельный налог для земельных участков, которые используются в сходных целях и на которых есть здания и сооружения.
Вопреки приведенной позиции департамента, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Приведенные доводы жалобы в указанной части отклоняются как несостоятельные, противоречащие нормам действующего законодательства.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции компания заявила о пропуске обществом срока исковой давности.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства.
Заявление ответчика о применении срока исковой давности обоснованно отклонено судом первой инстанции ввиду того, что спорный договор аренды является действующим. Соответствующий вывод согласуется с правовыми позициями, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2017 N 308-ЭС16-19356 по делу N А32-20846/2014, определении от 20.03.2018 по делу N А305-ЭС17-22712, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 4864/10, постановлении от 01.12.2011 N 10406/11.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 по делу N А32-14990/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14990/2022
Истец: ООО "Фиброус"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края