г. Челябинск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А76-14847/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 сентября 2022 года по делу N А76-14847/2022.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, ОПФРФ по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области, учреждение) о взыскании 7 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 16.09.2022) заявленные требования удовлетворены частично. С ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области в доход федерального бюджета взысканы финансовые санкции в размере 6 500 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того, с ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 500 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ее податель ссылается на пропуск срока обращения заявителя в арбитражный суд за взысканием финансовой санкции. Кроме этого, податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтены все смягчающие обстоятельства (признание факта правонарушения и вины его совершения, совершение правонарушения в первый раз, неопытность бухгалтера, отсутствие умысла в совершении правонарушения), просит снизить размер финансовой санкции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска проведена проверка полноты и своевременности представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ и сведений, указанных в Расчетах по страховым взносам (далее Расчеты), представленных в налоговые органы за отчетные периоды с 2017 по 2018 год в отношении каждого застрахованного лица.
В ходе проверки заявителем выявлено, что страхователем: в расчетах за 9 месяцев 2018 года на 8 застрахованных лиц представлены сведения с указанием выплат за 2018 года, но при этом в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по выявленным застрахованным лицам периоды трудовой деятельности отсутствуют.
Страхователю 27.08.2020 направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда с протоколом проверки отчетности страхователя с указанием ошибок. Уведомление направлено страхователю по почте заказным письмом 27.08.2020.
Срок устранения выявленных несоответствий истек 02.09.2020. Уточненные сведения страхователь представил 19.04.2021, то есть по истечении установленного законодательством пятидневного срока.
В расчете за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2018 года на 5 застрахованных лиц представлены сведения с указанием выплат за январь-декабрь 2018 года, вместе с тем, в представленных сведениях по форме СЗВ-КОРР за 2019 год по выявленным застрахованным лицам указаны иные периоды трудовой деятельности либо периоды отсутствуют.
Страхователю 12.01.2021 направленно уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда с протоколом проверки отчетности страхователя с указанием ошибок. Уведомление направлено страхователю по почте заказным письмом 12.01.2021.
Срок устранения выявленных несоответствий истек 18.01.2021. Уточненные сведения страхователь не представил.
По результатам проверки УПФР в Металлургическом районе г. Челябинска составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 16.08.2021 N 084S18210019025, от 19.08.2021 N 084S18210019769.
По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом вынесены решения от 27.09.2021 N 084S19210021574, от 27.09.2021 N 084S19210021541 о привлечении ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 6 500 рублей.
В адрес заинтересованного лица Пенсионным фондом направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2021 N 084S01210020812, от 29.10.2021 N 084S01210020818, составленные по каждому решению в отдельности. Срок для уплаты финансовых санкций установлен 10 календарных дней со дня получения требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом (абзац 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что учреждением уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2018 представлены с нарушением пятидневного срока, а уточняющие сведения за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2018 г. страхователем не представлены.
Кроме того, учреждением дополняющая форма СЗВ-Стаж за 2018 г. представлена в связи с выявлением ошибок Пенсионным фондом и после получения уведомления об этом, то есть ошибки выявлены страхователем не самостоятельно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, рассматривая спор по имеющимся в деле доказательствам, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для привлечения страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в данной части.
Кроме того, страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М "Дополняющая" за март 2020 года (1 застрахованное лицо - Чеботаева Юстиния Павловна), сведения по которой отсутствовали в исходной форме.
Также страхователь привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М "Дополняющая" за июнь 2020 года (1 застрахованное лицо - Козлова Лариса Валерьевна), сведения по которой отсутствовали в исходной форме.
Сумма финансовых санкций определена с учетом непредставления в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года на 1 застрахованное лицо, за июнь 2020 года на 1 застрахованное лицо и в сумме составила 1000 руб. (из расчета 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица).
Между тем, Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом верно отмечено, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в данной части.
Указанные выводы суда первой инстанции учреждением не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера взыскиваемых санкций, поскольку судом учтены обстоятельства исправления ошибок учреждением частично в качестве основания для частичного освобождения от ответственности. Иные причины, указанные учреждением в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, не могут быть признаны таковыми.
Доводы жалобы связаны с пропуском заявителем срока на судебное взыскание финансовой санкции.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 введена Федерального закона N 27-ФЗ).
Как определено пунктом 1 статьи 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 НК РФ заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, согласно положениям части 18 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В силу части 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 руб.
Таким образом, Федеральным законом N 27-ФЗ предусмотрен только судебный порядок взыскания финансовых санкций и установлен предельный шестимесячный срок на обращение Пенсионного фонда в суд со дня истечения срока исполнения требования, если сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей.
В настоящем деле, согласно оттиску входящего штампа канцелярии Арбитражного суда Челябинской области, заявление подано Пенсионным фондом 12.05.2022, тогда как решения о привлечении к ответственности за непредставление необходимых сведений за данный период вынесены фондом 27.09.2021. Требования об уплате финансовых санкций принято 29.10.2021 со сроком исполнения в течение 10 календарных дней с момента получения, направлено 01.11.2021. Учитывая получение требования по почте и 10-дневный срок на его исполнение, установленный срок обращения в суд (12.05.2022) заявителем не пропущен.
При таких обстоятельствах довод учреждения о пропуске Пенсионным фондом срока на обращение с заявлением о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд апелляционной инстанции находит ошибочным.
Каких либо выводов относительно доводов учреждения о наличии смягчающих обстоятельств решение суда первой инстанции не содержит. Как видно из материалов дела, Управление Пенсионного фонда при принятии решения о привлечении заинтересованного лица к ответственности вопрос о возможности снижения штрафа не рассматривало.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы не принимается судом как противоречащий установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалам дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 сентября 2022 года по делу N А76-14847/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14847/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 4 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"