г. Челябинск |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А47-5838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Лукьяновой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восход" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 августа 2022 г. по делу N А47-5838/2022.
Акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - истец, АО "ЭнергосбыТ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Восход" (далее - ответчик, ООО УК "Восход") о взыскании 1 264 563 руб. 30 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию в период с 01.08.2021 по 30.10.2021 по договору N 30362 от 15.12.2016.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.08.2022 (резолютивная часть объявлена 09.08.2022) исковые требования удовлетворены.
С ООО УК "Восход" в пользу АО "ЭнергосбыТ Плюс" взыскана задолженность в размере 1 264 563 руб. 30 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 25 646 руб. 00 коп.
ООО УК "Восход" (далее также - податель жалобы, апеллянт) с решением суда не согласилось, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что истцом объемы потребленного ответчиком ресурса не подтверждены.
Апеллянт считает, что он не является исполнителем коммунальной услуги, таким исполнителем является истец, а ответчик обязан оплачивать данный ресурс, потребляемый исключительно на содержание общего имущества многоквартирных домов.
Подателем апелляционной жалобы не оспаривается методика расчета, однако оспаривается объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирных домах (МКД), указанный истцом в расчете индивидуального потребления в виде информации, используемой для определения объемов потребления по услуге электроэнергия за период август-октябрь 2021 г.
Истцом не предоставлено документальное обоснование произведенных перерасчетов за июль 2021 г. собственникам и нанимателям по следующим квартирам, что повлияло на конечную величину объема коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества и предъявленного к оплате управляющей компании:
- ул. Металлургов, д. 5, кв. 51;
- ул. Уральская, д. 8, кв. 49;
- ул. Уральская, д. 34, кв. 87.
В дополнение податель апелляционной жалобы указал, что истцом необоснованно сторнированы начисления по индивидуальному прибору учета (ИПУ) при замене счетчика на новый прибор учета в июле 2021 г. по адресу: ул. Уральская, д. 10 А, кв. 40.
К дате судебного заседания от АО "Энергосбыт Плюс" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв, в соответствии с частью 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
Истец и ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей истца и ответчика.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 27.04.2018, в соответствии со сведениями из единого государственного реестра юридических лица управляющей компанией "УКХ РЭС N 6" произведена смена наименования на ООО УК "Восход".
Из материалов дела следует, что между ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - гарантирующий поставщик) и УК "УКХ РЭС N 6" (далее - исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 15.12.2016 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Исполнитель приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию (мощность), потребляемую при содержании общего имущества (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества) в многоквартирном доме, а также для собственного потребления в принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином основании энергопринимающих устройствах (далее - объектах).
Пунктом 2.4.1. договора предусмотрена обязанность исполнителя своевременно оплачивать потребляемую электрическую энергию (мощность) и оказываемые услуги в порядке, предусмотренном разделом 5 договора. В соответствии с разделом 4 договора, объем фактического потребления электрической энергии (мощности) рассчитывается по приборам учета, указанным в договоре.
Как указано в пункте 4.2 договора, объем электрической энергии (мощности), поставляемый по договору, в целях содержания общего имущества в МКД определяется как разница между объемом общедомового потребления и объемом индивидуального потребления, подлежащим оплате потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в МКД.
Сторонами в пункте 5.1 договора согласовано, что стоимость электрической энергии (мощности), приобретенной для содержания общего имущества в многоквартирном доме по настоящему договору, рассчитывается по тарифам, установленным для населения и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Стоимость электрической энергии (мощности), приобретенной для целей содержания общего имущества, рассчитывается по тарифам (ценам), дифференцированным по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования электрической энергии, если общедомовый прибор учета и все индивидуальные (квартирные) приборы учета в многоквартирном доме имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления электрической энергии дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
В иных случаях объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период, определяется без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
Стоимость электрической энергии (мощности), приобретенной исполнителем для собственного потребления в принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании объектах, рассчитывается по нерегулируемым ценам, не выше предельных уровней нерегулируемых цен, определенных в соответствии с действующим законодательством РФ. Предельные уровни нерегулируемых цен ежемесячно определяются гарантирующим поставщиком и доводятся до сведения исполнителя в порядке, установленном ОПФРР, в том числе публикуются на сайте гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 5.3 договора, расчетным периодом является один календарный месяц.
Исполнитель производит оплату электрической энергии (мощности), поставленной для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно пункта 5.4 договора стоимость электрической энергии (мощности), кроме указанной в пункте 5.3. настоящего договора, оплачивается исполнителем в следующем порядке:
- 30 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных исполнителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В пункте 5.8 договора указано, что датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу гарантирующего поставщика.
В силу пунктов 7.1, 7.2. договор вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2017. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия исполнитель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, исполнителем внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.
Как указал истец, в рамках исполнения договора в период с 01.08.2021 по 30.10.2021 истец исполнил обязательства по поставке электрической энергии в полном объеме
Указанные обстоятельства подтверждаются актами приема-передачи электрической энергии (мощности) на общую сумму 1 264 563 руб. 30 коп.
Для оплаты поставленной электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, истцом в адрес ответчика выставлены счета-фактуры: N 0032279/0303 от 31.08.2021, N 0050177/0303 от 31.12.2021, N 0050178/0303 от 31.12.2021, N 0040448/0303 от 30.09.2021, N 0043234/0303 от 31.10.2021, N 0050179/0303 от 31.12.2021 на общую сумму 1 264 563 руб. 30 коп.
Поставленная электрическая энергия ответчиком не оплачена, в связи с чем, в целях досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию исх. 70801-29/5-02327 от 18.03.2022, в соответствии с которой указал на необходимость оплаты сформировавшейся за ответчиком задолженности.
Указанная претензия была оставлена ООО УК "Восход" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения АО "ЭнергосбыТ Плюс" с рассматриваемыми исковыми требованиями в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив фактические обстоятельства дела, сведения, представленные сторонами в ходе апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статьи 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) предусмотрен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета - на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Иного порядка определения количества поставленного коммунального ресурса при исправных приборах учета действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), положений Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил по предоставлению, приостановке и ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах - часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Факт оказания поставки электроэнергии для многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, сторонами не оспаривается.
В спорный период истец осуществлял поставку электрической энергии в находящиеся на обслуживании ответчика многоквартирные дома.
Факт оказания истцом ответчику услуг по передаче электрической энергии подтверждается представленными в материалы дела актами приема - передачи электрической энергии.
Доказательств оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию в полном объеме на дату рассмотрения спора по существу ответчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных выше норм, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что обязанность оплачивать потребленную электроэнергию в каждом расчетном месяце возложена на ответчика, указанная обязанность не ставится в зависимость от выставляемых снабжающей организацией счетов, счетов-фактур, платежных требований или иных платежных документов.
Расчет истца произведен в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчетного периода объем ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Изложенное согласуется с позицией, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ 18-386.
Расчет задолженности произведен истцом двумя способами: количество фактически отпущенной энергии в домах с установленными ОДПУ (общедомовыми приборами учета).
Объем ОДН по МКД, оборудованному общедомовым прибором учета равно объем ОДПУ (подтверждается представленными в дело расшифровками расчета натуральных объемов, показания из которых подтверждаются ведомостями снятия показаний приборов учета) минус объем ИПУ (подтверждается представленными в материалы дела расшифровками ИПУ поквартирно) минус объем НЖП (при наличии в МКД).
Второй способ исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в МКД, не оборудованных ОДПУ (общедомовыми приборами учета).
Объем ОДН по МКД, не оборудованному общедомовым прибором учета равно площадь мест общего пользования (подтверждаются письмом ответчика N 01/04-315 от 29.04.2019, содержащим сведения о площадях помещений, входящих в состав общего имущества) умножить на норматив (Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, установлены Приказом Министерства энергетики и тарифной политики).
Итоговый объем электрической энергии, указанный в счет-фактуре складывается из совокупности объема ОДН по каждому МКД (указан в расчет-расшифровке объемов потребления электроэнергии в графе "Объем ОДН сч.ФЛ").
По расчету истца задолженность составила в сумме 1 264 563 руб. 30 коп.
Ответчик обстоятельства, на которые ссылается истец, не опроверг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что требование истца о взыскании суммы долга является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Методика, примененная в расчете объема коммунального ресурса поставленного истцом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, применена с учетом фактических обстоятельств дела (фактов наличия либо отсутствия прибора учета, переданных показаний приборов учета в установленные сроки)
Развернутым расчетом суммы иска с разбивкой по многоквартирным домам является расчеты-расшифровки объемов потребления электроэнергии за спорные периоды, которые были представлены в материалы дела.
Таким образом, довод апеллянта относительно того, что истцом объемы потребленного ответчиком ресурса не подтверждены, отклоняются судом апелляционной инстанции по приведенным выше основаниям.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденным Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2001 именно на исполнителя возложена обязанность по предоставлению любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Соответственно, ответчик, исполняя функции по эффективному управлению МКД, не мог не обладать необходимой информацией об объеме отпущенного ресурса в конкретный МКД.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Ответчик является управляющей компанией по отношению к спорным МКД, для обеспечения которых истцом поставлялись коммунальные ресурсы, в том числе, на общедомовые нужды.
Управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги (статья 161 Жилищный кодекс Российской Федерации, пункты 2, 8, подпункт "а" пункта 9, пункт 13 Правил N 354).
Исходя из положений пунктов 8, 9, 17 правил N 354 в рассматриваемом случае ответчик, как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме с момента принятия функций по управлению домом, в связи с чем обязан заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из содержания пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Согласно статьям 31, 82 Правил N 354 именно исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета, принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть, интернет), при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 по 25 число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг, и наличие прямых расчетов между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, указанное обстоятельство не изменяет и не отменяет.
Также ответчик является профессиональным участником спорных правоотношений, обладает полным объемом информации в отношении управляемых им домов, как исполнитель коммунальных услуг, должен обладать информацией о том, какие приборы учета установлены в обслуживаемых им многоквартирных домах, надлежащим ли образом они введены в эксплуатацию, соблюдены ли сроки поверки и каковы их показания.
Согласно пункта 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении до начисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Ответчиком, как исполнителем коммунальной услуги сведения о проводимых проверках достоверности предоставленных потребителями потребителей сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и результаты таких проверок, которые бы влияли на сумму иска в заявленный спорный период не представлено.
Также материалы дела не содержат сведений о том, что по результатам таких проверок зафиксированы сведения о передаче недостоверных показаний, о неисправности приборов учета.
Занижения объема индивидуального потребления в отношении отдельных помещений многоквартирного дома для целей необоснованного завышения объема обязательства управляющей компании при содержании общедомового имущества не допускалось, так как истцом при передаче показаний собственниками помещений использованы объемы таких показаний, если показания не передавались в течение трех месяцев - применены расчеты объемов на основании среднемесячного потребления, а если показания не передавались более трех месяцев, либо прибор учета отсутствовал, то истцом для определения объема потребленного ресурса использовался норматив, а также учитывалось количество зарегистрированных граждан.
Довод апеллянта о том, что он не является исполнителем коммунальной услуги, судом апелляционной инстанции отклоняется по приведенным выше основаниям.
Указание ответчиком на не предоставление документов и пояснений по периоду июль 2021 года не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку спорным в рамках рассматриваемого дела является период август-октябрь 2021 г.
Иных доводов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 августа 2022 г. по делу N А47-5838/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восход" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5838/2022
Истец: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Восход"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд