г. Томск |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А45-13129/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Политотдельское" (N 07АП-10213/2022) на решение от 01.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-13129/2022 (судья Векшенков Д.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Политотдельское" (ИНН 5438101393)
к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571)
о признании недействительными пунктов 3, 4, 5 предписания от 14.02.2022 NАТ-128.
В судебном заседании приняли участие: без участия сторон, извещены
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Политотдельское" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Политотдельское") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, Росприроднадзор) о признании недействительными пунктов 3, 4, 5 предписания от 14.02.2022 N АТ-128.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Политотдельское" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, на ЗАО "Политотдельское" не распространяются требования законодательства об отходах производства, поскольку производимый навоз является побочным продуктом, а не отходом, в связи с чем общество не обязано вести учет своей продукции применительно к законодательству об отходах, паспортизировать её, разрабатывать нормативы её образования и лимиты размещения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Росприроднадзором проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Политотдельское" объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: N 50-0154-001484- N 50-0154-001484-П (Новосибирская область, Тогучинский район, пос. Каменная гора, ул. Центральная, 62); N50-0154-001486-П (Новосибирская область, Тогучинский район, с. 2-я Пятилетка, ул. Центральная, 23); N 50-0254-001502-П (Новосибирская область, Тогучинский район, с. Пойменное, ул. Клубная, 18).
По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 14.02.2022 N АТ128 и выдано предписание N АТ-128 от 14.02.2022 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно указанному предписанию, в ходе проверки выявлены в том числе следующие нарушения:
пункт 3 предписания: Учет в области обращения с отходами в отношении отходов животноводства - навоз КРС свежий (код по ФККО 11211001334) и навоз конский свежий (код ФККО 11221001334) в ЗАО "Политотдельское" не организован и не ведется;
пункт 4 предписания: На отходы животноводства навоз КРС свежий (код по ФККО 11211001334) и навоз конский свежий (код ФККО 11221001334) у ЗАО "Политотдельское" отсутствуют разработанные паспорта отходов I-IV класса опасности;
пункт 5 предписания: У ЗАО "Политотдельское" отсутствуют разработанные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в отношении отходов животноводства навоз КРС свежий (код по ФККО 11211001334) и навоз конский свежий (код ФККО 11221001334).
Полагая, что предписание Управления в части пунктов 3, 4, 5 является незаконным, ЗАО "Политотдельское" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету всех видов отходов производства и потребления, установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующихся и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов, образующихся в производственной деятельности, в том числе на навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО 11211001334) и навоз конский свежий (код ФККО 11211001334).
Между тем, апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Особенностью предписаний является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, определенных действий.
Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Учитывая, что обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения. При этом орган государственной власти должен исходить из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которого возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Согласно положениям Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 24).
В силу требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (пункт 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ).
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Судом установлено, что основным видом деятельности ЗАО "Политотдельское" является Смешанное сельское хозяйство (ОКВЭД 01.50) - растениеводство в сочетании с животноводством.
Навоз КРС и конский навоз является продуктом, образующимся в результате содержания сельскохозяйственных животных, перерабатывается и используется в производственном цикле для собственных нужд по целевому назначению - как органическое удобрение для повышения плодородия используемых земельных участков, заявитель свою деятельность по производству из навоза КРС и лошадей органического удобрения осуществляет в соответствии с Технологическим регламентом на производство удобрения органического (введен с 01.01.2017), органические удобрения размещаются на земельных участках с кадастровыми номерами 54:24:052711:826, 54:24:052711:815, находящихся в аренде.
В соответствии с Разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенными в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помёт, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помёта и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчёту и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помёт, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.
Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение, Обращение с отходами производства и потребления" (введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) к отходам не относится "побочный продукт" - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Таким образом, общество не осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, объемы навоза используются обществом для дальнейшего изготовления органических удобрений, в связи с чем исключается обязанность общества по разработке паспортов отходов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а соответственно и учет в области обращения с отходами в отношении отходов животноводства.
Кроме того, в силу прямого указания пункта 4 Приказа N 1029 Минприроды РФ от 18.12.20 20 при обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые: для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. В лимиты на размещение отходов не включаются: масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, неправильно применив нормы материального права, пришел к ошибочному выводу о соответствии оспариваемого предписания Управления в части пунктов 3, 4, 5 требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу вышеизложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет требования ЗАО "Политотдельское" и признает недействительным оспариваемое предписание в части пунктов 3, 4, 5.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с удовлетворением апелляционной жалобы подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13129/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными пункты 3, 4, 5 Предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (город Новосибирск, улица Каменская, 74, ОГРН: 1045402505268, ИНН: 5406290571) об устранении выявленных нарушений N АТ-128 от 14.02.2022.
Взыскать с Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (город Новосибирск, улица Каменская, 74, ОГРН: 1045402505268, ИНН: 5406290571) в пользу закрытого акционерного общества "Политотдельское" (Новосибирская область, Тогучинский район, село Пойменное, ОГРН: 1025404576273, ИНН: 5438101393) 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления, 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Политотдельское" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручения от 26.09.2022 N 1237.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий судья |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13129/2022
Истец: ЗАО "ПОЛИТОТДЕЛЬСКОЕ"
Ответчик: Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд