г. Ессентуки |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А25-1807/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Демченко С.Н., судей: Казаковой Г.В. и Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2022 по делу N А25-1807/2021, при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Черкесские городские электрические сети" Тамбиевой Ф.Х. (доверенность от 18.01.2022), в отсутствии представителей иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Черкесские городские электрические сети" (далее - истец, общество, АО "ЧГЭС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответчик, министерство) за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в порядке субсидиарной ответственности задолженности по государственному контракту N 4157 от 09.01.2020 в сумме 360 694 руб. 60 коп. и неустойки в сумме 8 018 руб. 52 коп., взысканных с республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканская детская многопрофильная больница" (далее - больница, РГБЛПУ "РДМБ") решением суда от 02.11.2020 по делу N А25-1905/2020, а также о взыскании 166 058 руб. 24 коп. неустойки за период с 26.08.2020 по 17.05.2022 (уточненные требования).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, РГБЛПУ "РДМБ".
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Исключением являются обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам, а субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по иным обязательствам бюджетного учреждения действующим законодательством не предусмотрена.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, тем самым удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 20.10.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Также пояснил, что сумма основного долга, неустойка и расходы по уплате государственной пошлины погашены РГБЛПУ "РДМБ" платежными поручениями N 893462 от 27.09.2022 на сумму 8 018 рублей 52 копейки, N 893460 от 27.09.2022 на сумму 10 374 рубля, N 893463 от 27.09.2022 на сумму 360 694 рубля 60 копеек. Указанные платежные поручения также приложены к пояснениям к апелляционной жалобе, поступившим и приобщенным к материалам дела 14.11.2022.
Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем в деле имеется соответствующее документальное подтверждение, в суд своих представителей не направили, ходатайства об отложении не заявили. От Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Суд не признавал явку неявившихся сторон обязательной.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, между АО "ЧГЭС" и РГБЛПУ "РДМБ" заключен государственный контракт возмездного оказания услуг энергоснабжения N 4157 от 09.01.2020 (далее - контракт), согласно которому АО "ЧГЭС" продает, а РГБЛПУ "РДМБ" приобретает электрическую энергию на условиях, предусмотренных контрактом.
Порядок расчетов и платежей установлен в разделе 6 контракта.
Согласно пункту 6.1.1 контракта РГБЛПУ "РДМБ" обязана производить оплату потребленной электроэнергии ежемесячно до 18 числа месяца, следующего за расчетным в полном объеме и пределах, доведенных ему главным распорядителем средств республиканского бюджета бюджетных обязательств.
В связи с неоплатой электрической энергии в установленные сроки, у РГБЛПУ "РДМБ" образовалась задолженность перед АО "ЧГЭС" в размере 360 694 рубля 60 копеек, что явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с исковым заявлением к больнице о взыскании задолженности, рассмотренному судом в рамках дела N А25-1905/2020.
Решением суда от 02.11.2020 по делу N А25-1905/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с РГБЛПУ "РДМБ" в пользу общества взыскано 360 694 рубля 60 копеек основного долга, 8 018 рублей 52 копейки неустойки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 374 рубля. Кроме того, суд взыскал неустойку, начисленную на сумму основного долга из расчета 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оплаты, за каждый день просрочки за период с 26.08.2020 по день фактической оплаты задолженности.
14.12.2020 на основании вступившего в законную силу решения суда от 02.11.2020 по делу N А25-1905/2020 был выдан исполнительный лист серии ФС 035290220, который направлен взыскателем для исполнения в Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.
24.05.2021 от Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике поступило уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с отсутствием более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств (т. 1, л. д. 51).
Неисполнение РГБЛПУ "РДМБ" обязательств по погашению задолженности, взысканной на основании решения суда от 02.11.2020 по делу N А25-1905/2020, послужило основанием для обращения АО "ЧГЭС" в суд с иском о взыскании указанной задолженности к Министерству здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики как учредителю больницы и лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно статье 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
При этом в силу части 1 статьи 399 ГК РФ лицом, несущим субсидиарную ответственность, признается лицо, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
Согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Из материалов дела следует, что РГБЛПУ "РДМБ" является бюджетным учреждением, учредителем которого, согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, является Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым указанного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения, но только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.
Как следует из материалов дела, задолженность учреждения возникла в связи с нарушением обязательств по оплате поставленной по контракту электрической энергии. Соответственно, обязательства РГБЛПУ "РДМБ" перед истцом не связаны с причинением вреда гражданам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для привлечения министерства, как учредителя больницы к субсидиарной ответственности не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что взысканная в рамках дела N А25-1905/2020 сумма основного долга и неустойки на дату рассмотрения апелляционной жалобы оплачена больницей платежными поручениями от 27.09.2022 N893462, N 893460 и N 893463, что также исключает возможность их взыскания в субсидиарном порядке.
Также не подлежит взысканию с министерства заявленная обществом неустойка в размере 166 058 рублей 24 копеек за период с 26.08.2020 по 17.05.2022, поскольку данное требование является производным от основного требования, в удовлетворении которого судом правомерно отказано. В связи с чем, оснований для применения к министерству заявленной меры ответственности не имеется.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств и толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку оплачена при подаче апелляционной жалобы.
руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2022 по делу N А25-1807/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Н. Демченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1807/2021
Истец: АО "Черкесские городские электрические сети"
Ответчик: Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, РГБЛПУ "РДМБ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ