г. Пермь |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А60-28529/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
с участием представителей ООО ТК "Карго-Транс" Перевалова И.Б. по доверенности от 23.05.2022 и Шестакова М.С. по доверенности от 23.05.2022 (с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел");
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ТК Карго-Транс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 августа 2022 года
по делу N А60-28529/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Карго-Транс" (ИНН 6679137951, ОГРН 1206600064615)
к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании недействительными решений N 218 от 20.01.2022, N 231 от 20.01.2022 об отказе в возврате излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТК Карго-Транс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений N 218 от 20.01.2022, N 231 от 20.01.2022 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 70200 рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) в сумме 99000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обжалуя решение суда, общество указывает, что при подаче заявлений о возврате налогов, у общества уже имелась излишняя их уплата, установленная налоговым органом. Таким образом, при установлении инспекцией факта излишней уплаты налогов, при наличии заявления налогоплательщика об их возврате налоговый орган обязан в течение месяца вернуть излишне уплаченные налоги. Доказательств составления актов и принятия решений по результатам камеральных налоговых проверок за 9 месяцев 2021 г. о доначислении налогоплательщику налогов, пени и штрафов, либо наличия задолженности по их уплате, налоговым органом не представлено. Суд первой инстанции не установил и не оценил заявления общества от 11.01.2022 и неправомерно сослался на решение инспекции по страховым взносам за 12 месяцев 2022 г.
В судебном заседании представители заявителя на доводах жалобы настаивали.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От инспекции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ТК "Карготранс" зарегистрировано и состоит на учете в инспекции с 16.11.2020. Основной вид экономической деятельности - деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 49.41). ООО "ТК "Карготранс" применяет общую систему налогообложения; за 2020-2021 гг. им представлены сведения о среднесписочной численности - 1 человек.
В период с 08.02.2021 по 03.11.2021 общество ежемесячно перечисляло в бюджет НДФЛ (почти всегда двумя платежами по 3900 рублей). Общая сумма перечисленного за 2021 год налога составила 70200 рублей. При этом сведения по форме 6-НДФЛ за 3, 6 и 9 месяцев, предусмотренные пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), представлены с "нулевыми" показателями (л.д.101).
В период с 05.03.2021 по 03.12.2021 общество также ежемесячно уплачивало страховые взносы на ОПС (почти всегда двумя платежами по 6600 рублей). Общая сумма уплаченных за 2021 год страховых взносов составила 99000 рублей. При этом ежеквартальные расчеты по страховым взносам, предусмотренные пунктом 7 статьи 431 Кодекса, представлены с "нулевыми" показателями (л.д.101).
19.11.2021 ООО ТК "КаргоТранс" в адрес инспекции отправлены заявления о возврате суммы излишне уплаченных НДФЛ и страховых взносов, в ответ на которые получены решения от 03.12.2021 и от 06.12.2021 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов). Причина отказа: "Переплата, указанная в заявлении, не подтверждена".
11.01.2022 обществом в адрес инспекции направлено повторное заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора). Инспекций принято решение N 231 от 20.01.2022 об отказе в возврате страховых взносов в сумме 99000 рублей. Причина отказа: "Переплата, указанная в заявлении, не подтверждена налоговым органом (в соответствии со ст.88 НК РФ проводится камеральная налоговая проверка по РСВ за 12 месяцев 2021, срок окончания КНП - 11.04.2022)".
11.01.2022 обществом также повторно направлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ. Решением N 218 от 20.01.2022 инспекция отказала в возврате налога в сумме 70200 рублей. Причина отказа: "Переплата, указанная в заявлении, не подтверждена налоговым органом_ (отсутствуют начисления по налогу за 4 кв. 2021 г. Срок представления расчета 6-НДФЛ не позднее 01.03.2022".
Не согласившись с указанными решениями инспекции от 20.01.2022, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Свердловской области от 03.03.2022 N 13-06/06301(2) решения инспекции оставлены без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что данные решения вынесены неправомерно, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании решений инспекции недействительными, исходил из того, что на момент их вынесения (20.01.2022) срок, установленный статьей 88 НК РФ на проведение камеральной налоговой проверки, не истек, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для вывода о наличии переплаты по НДФЛ и страховым взносам.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9 статьи 78).
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14 статьи 78).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, в рамках трудовых отношений.
В силу пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.
На основании пункта 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации.
В силу пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик НДФЛ получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.
Согласно пункту 3 данной статьи исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета в установленный срок расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц (НДФЛ, налог) подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно учтено налоговым органом и судом первой инстанции, месячный срок на возврат излишне уплаченного налога (установленный пунктом 6 статьи 78 НК РФ) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Кодекса (в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета)).
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (информационное письмо от 22.12.2005 N 98) применительно к налогу на прибыль организаций.
Такая правовая позиция основана на необходимости установления налоговыми органами фактов излишней уплаты сумм налогов в ходе налоговых проверок. В случае установления такого факта сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и штрафам (при их наличии), а оставшаяся сумма налога возвращается из бюджетной системы Российской Федерации в срок, указанный в пункте 6 статьи 78 НК РФ.
По мнению апелляционного суда, в случае подачи заявления о возврате излишне уплаченного НДФЛ и страховых взносов (исчисляемых, как и налог на прибыль, с начала календарного года нарастающим итогом) вышеуказанный правовой подход также подлежит применению. Более того, вопросы уплаты организацией НДФЛ и страховых взносов на ОПС непосредственно затрагивают права и законных интересы физических лиц, за которые данные налоги (взносы) перечисляются.
Пункт 1 статьи 231 НК РФ прямо указывает, что возврат НДФЛ налоговому агенту возможен только в случае представления им регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
Расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2021 г. представлен обществом в налоговый орган 11.01.2022, расчет по форме 6-НДФЛ за этот же период - 17.02.2022. Следовательно, камеральная налоговая проверка данных расчетов должна была быть завершена не позднее 11.04.2022 и 17.05.2022 соответственно.
Поскольку на момент вынесения оспариваемых решений (20.01.2022) срок на проведение камеральных налоговых проверок не истек, налоговый орган правомерно отказал обществу в возврате НДФЛ и страховых взносов.
Доводы заявителя о том, что по итогам камеральных проверок налоговых расчетов за отчетные периоды (3, 6 и 9 месяцев 2021 г.) нарушений установлено не было, отклоняются, поскольку, как уже указано в постановлении, НДФЛ и страховые взносы исчисляются с начала календарного года (налогового, расчетного) периода нарастающим итогом.
При этом в рассматриваемом случае неосуществление инспекцией возврата налога до завершения камеральной проверки не носило формальный характер. Незаконного бездействия налоговым органом не допущено. Напротив, налоговый орган правомерно учитывал, что перечисление и уплата обществом в течение 2021 года НДФЛ и страховых взносов носили систематический характер (два раза в месяц, равными платежами); среднесписочная численность работников общества заявлена в количестве 1 человек. В связи с чем для проверки "нулевой" отчетности по форме 6-НДФЛ и страховым взносам налоговый орган истребовал у банков выписки по расчетным счетам общества, из которых установлено, что обществом в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 перечислялись физическим лицам доходы, подлежащие обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Решениями инспекции об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.04.2022 и 29.07.2022 установлено перечисление физическим лицам денежных средств в общей сумме 105 000 рублей за 2021 год с назначением платежа "заработная плата", в связи с чем произведено доначисление НДФЛ в сумме 13650 руб. и страховых взносов в сумме в сумме 31500 руб. (из них на ОПС - 23100 руб.).
То обстоятельство, что решения по итогам камеральных проверок вынесены после принятия оспариваемых решений об отказе в возврате излишне уплаченного налога, установили недоимку в меньшей сумме, чем заявлялось к возврату, и, кроме того, оспариваются обществом, значения не имеет. Суд проверяет законность и обоснованность ненормативных актов на момент их вынесения. На 20.01.2022 у налогового органа имелись основания для проведения камеральных налоговых проверок, срок которых не истек. В связи с чем он правомерно отказал обществу в возврате НДФЛ и страховых взносов.
Самостоятельного требования имущественного характера о возврате излишне уплаченных налогов и страховых взносов с уплатой госпошлины в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации") обществом в рамках настоящего дела не заявлялось.
Отказ в удовлетворении рассматриваемого требования (о признании решений инспекции от 20.01.2022 недействительными) не препятствует обращению общества в суд с исковыми требованиями о возврате излишне уплаченных налогов и страховых взносов.
По мнению апелляционного суда, сам по себе факт систематического перечисления налога и страховых взносов в течение календарного года не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога (страховых взносов). Обязанность по доказыванию совершения обществом налоговых правонарушений, наличия у него недоимки, ее размера лежит на налоговом органе. Доводы, приводимые инспекцией со ссылкой на судебную практику, о преднамеренном излишнем перечислении обществом налога и страховых взносов с целью легализации денежных средств в рамках настоящего дела не доказаны. Незаконность полученных обществом доходов и, таким образом, необходимость их легализации, не установлена. Судебная практика касается вопроса о возврате налога, уплаченного за налогоплательщиками третьими лицами.
Поскольку суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований (о признании решений инспекции от 20.01.2022 недействительными), нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2022 года по делу N А60-28529/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28529/2022
Истец: ООО ТК КАРГО-ТРАНС
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная ИФНС России по СО N25